4 класс Русский язык М.С.Соловейчик
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по теме "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Выполнила: Власова С.А.
Тема урока: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных»
Задачи урока:
- Обучить способу действия при написании безударных окончаний имен существительных.
- Обнаруживать орфограммы.
- Определять, каким правилом регулируется написание.
- Применять правило.
- Осуществлять орфографический самоконтроль.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания. (упр.207)
-Можно ли было слова, записанные в парах первыми, использовать как проверочные?
-Докажите.
-Все ли окончания вы смогли написать?
-Какие орфограммы встретились в словах домашнего задания?
-Где возможно, назовите проверочные слова.
3.Работа по теме урока.
а) Работа с пословицами.
-Прочитайте и объясните смысл пословиц.
Хлеб- батюшка, водица- матушка.
Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.
Худ обед, когда хлеба нет.
На печи заседать - хлеба не видать.
-Напишите их, выделяя все орфограммы, в следующем порядке:
- Пословицы, в которых нет имен существительных 1-го склонения;
- Пословицы, в которых нет имен существительных 3-го склонения;
- Пословиц, в которых нет имен существительных 1 и 3-го склонений.
-Объясните все орфограммы.
Дети по « цепочке» зачитывают слово.
Голосом выделяют ударение.
Называют в слове по очереди каждую орфограмму.
Часть слова, в которой она находится.
Правило, которое регулирует написание данной орфограммы.
-В каком слове мы не смогли объяснить орфограмму?
Дети: Хочешь.
-Почему?
Дети: Мы не знаем, какое правило регулирует написание безударного гласного в окончаниях глаголов.
-Найдите в этих пословицах имена существительные, которые являются проверочными для имен существительных с безударным окончанием.
Дети: Печь, калач.
- Приведите примеры слов с безударным окончанием в формах косвенных падежей, для которых слово печь будет проверочным. Докажите свой ответ.
- Приведите примеры слов с безударным окончанием в формах косвенных падежей, для которых слово калач будет проверочным. Докажите свой ответ.
- На что вы опирались, подбирая слова?
Дети: Род, склонения.
- Какие вы еще знаете проверочные слова для этих склонений?
Дети: Для 2-го склонения - окно, слон, конь. Для 3-го – степь, любовь.
- Для каких слов мы не назвали проверочное?
Дети: Для слов 1-го склонения.
-Какие имена существительные в этом случае могут быть проверочными?
Дети: Лиса, река, стена.
б) Работа с упражнением 210
-Вспомните строки из произведения К.И.Чуковского.
-Допишите 5 глаголов.
Дети: Мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться.
- Какие орфографические задачи вы решали при записи этих слов?
- В какой части слов находятся «окошки» у имен существительных?
Дети: В окончании
-Как проверить окончание у имен существительных?
Дети: Проговаривают алгоритм:
- Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму и определи его склонение;
- Подставь на месте проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме;
- Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом.
- Найдите слова, в которых окончание можно вписать сразу. Объясните, почему там нет орфографии.
Дети: В реке, в ручейке, т. к. окончания в этих словах ударные.
- Можно ли эти слова использовать как проверочные? Для каких слов?
Дети: Да. Река - для 1-го скл., ручеек – для 2-го скл.
Заполняется таблица на стр.53 в рабочей тетради.
- Определите род и склонение у остальных слов, используя как проверочное слово в реке.
_ В каких словах вы не можете определить окончание?
Дети: В ванне, в бане.
- Используйте как проверочное слово в ручейке.
- В какие слова вы вставите окончания?
Дети: В ушате, в корыте, в океане.
-Какое слово осталось с «окошком»?
Дети: В лохан..
- К какому склонению оно относится?
Дети: 3-е склон.
-Впишите его в таблицу, обозначьте род. Склонение.
- Какое слово в этом случае является проверочным?
Дети: печь, степь, любовь.
-Впишите его в колонку таблицы в форме предложного падежа в отдельное окошко.
-Какое окончание вы запишите в слове в лохан.?
- Для того чтобы быстрее ориентироваться в словах- подсказках, я предлагаю вам запомнить три:
1-е скл. - рука
2-е скл.- плечо
3-е скл. - грудь
-Покажите соответствующие части вашего тела. Оказывается, слова-подсказки у вас всегда «при себе».
в) Упражнение 214
Работа в парах по заданию учебника.
- Какие орфографические задачи вы решали в глаголах?
Дети: Правописание безударных гласных в корне слов, сочетаний «ться» и «тся»
-Что объединяет все имена существительные?
Дети: Они все с безударным окончанием и являются словарными словами.
- Какие окончания вы вставили? Почему?
Физминутка.
г) Упражнение 215
Работа по заданию тетради-задачника выполняется с комментированием.
д) Упражнение 216
- Вставьте пропущенные окончания в словах.
- Слова с пропущенными окончаниями относятся к одному склонению?
Дети: Да, 1-е скл.
- Окончания у вас получились одинаковые?
Дети: Нет.
Почему нет?
Дети: Слова стоят в разной форме (падеж)
4. Самостоятельная работа (по карточкам).
- Допишите окончания.
I вариант | без дорог. - по дорог. от подруг. – к подруг. по причин. непогоды из книг. по грамматик. к речк. - от речк. около лужайк. - по лужайк. |
II вариант | возле речк. – по речк. по просьб. бабушк. от деревн. – к деревн. к дедушк. – от дедушк. по тропинк. – без тропинк. из передач. по музык. |
5.Письмо под диктовку.
- Сейчас я вам буду диктовать слова и словосочетания, которые вы будете записывать в свою тетрадь. Мы повторим написание изученных орфограмм, закрепим новое правило, которое применяется для написания безударных окончаний имен существительных.
Старайтесь писать правильно. Это как?
Дети: Не допуская описок и ошибок.
-А что нужно делать, чтобы не было описок и ошибок?
Дети: Чтобы писать без описок, надо быть внимательным. Диктовать слово «про себя». А чтобы писать без ошибок, нужно обнаруживать орфограммы, определять, каким правилом регулировать написание, применять это правило. Затем нужно поработать корректором.
Учитель диктует :
Воробьи, в цирке, хохотушка, сначала, подъезд, пальцы, около полянки, подушка, о ключике, гостья.
- Давайте напомним, как нужно работать корректором.
Дети: 1.Читай по слогам – нет ли описок.
2.Снова находи все орфограммы.
3.Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.
4.Есть - исправляй; сомневаешься - над буквой ставь?
- Поработайте корректором.
- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями.
- Возьмите простой карандаш. Вы будете в роли учителя.
Учитель читает, а дети проверяют друг друга, а затем оценивают работу товарища.
6.Итог урока.
-Над каким правилом орфографии мы работали?
-Какими словами- подсказками вы сегодня пользовались?
- Какими словами вы в дальнейшем будете пользоваться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация новых стандартов в учебниках русского языка М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деят...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...
Работа с орфограммами по учебнику русского языка М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко
Статья была написана после первого года обучения по данному учебнику. Она была посвящена вопросам становлению умения учиться у первоклассников....
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Соловейчик для 4 класса
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование , рассчитанное на 4 часа в неделю...
Написание изложений в 3 классе по программе «Русский язык» М.С.Соловейчик
Доклад был сделан на заседании методического объединения учителей начальной школы....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК Гармония Соловейчик 4 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса по УМК Гармония с характеристикой деятельности учащихся....