Рабочая программа по русскому языку по учебнику Соловейчик для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Сидоренко Любовь Владимировна

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование , рассчитанное на 4 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Гармония».

Рабочая учебная программа по русскому языку, 4 класс.

 1.Пояснительная записка.

1.1.Рабочая программа – «Гармония».

 Организация учебно-воспитательного процесса ведется в соответствии с методическими концепциями УМК «Гармония».

1.2. Нормативно-правовая база.

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  •  приказ МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»; 
  • Требования СанПИН
  • примерные программы начального образования(письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263);
  • областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004  № 02 – 678 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 5 мая 2005 г. №01-571, от 10 мая 2006 г. №02-510, от 29 мая 2007 г. №02-567, от 5 мая 2008 г. №04-387 и 6 мая 2009 г. №01-269).
  • письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009г. №103/3404. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях.
  • приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год» от 16.06.2011г. № 04 – 997.
  • учебный план ОУ на 2013-2014 учебный год.
  • Авторской программы УМК «Гармония»

1.3. Основные цели и задачи предмета.

. Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

 В 4 классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить . систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, го требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий : слово, словосочетание, предложение, текст. Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики. Параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных и прилагательных, спряжении глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объеме) В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трех склонений имен существительных в разных падежах осваиваются одновременно.

Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с ней предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово ? Словарь трудностей», включенного в учебник 4-го класса.

Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, ее практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается — запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение), наблюдают за значениями словосочетаний. Работе над данным понятием придается большое значение с точки зрения развития речи детей — повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания четвероклассников о предложении расширяются за счет знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях.

Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом — вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведется без изучения теории, ее цель — помочь учащимся в накоплении положительного речевого опыта и его осмыслении.

На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров — рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др.

В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.

1.4. Обоснование тематики содержания национально-регионального компонента.

Основная задача курса русского языка в общеобразовательной школе – научить ребенка общаться на всех уровнях при помощи вербальной системы. Поэтому так много уделяется времени в программе «Гармония» разным жанрам письменной и устной речи: ведение дневника, рецепты, составление инструкций – то есть идет обучение пользованию тому, что понадобится ребенку в его взрослой жизни. В 4 классе на работу над НРК отводится 17 часов. Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП.При реализации НРК используется «Рабочая тетрадь»  для 3-4 классов, Стрекалова М.В. Г .

Г. Челябинск, 20010 год, «Взгляд»

 Материал к уроку №3

Отгадай загадки. Запиши отгадки (слова с непроизносимыми согласными). Допиши проверочные слова.

  1. Н…га в з…мле, г…л…ва в воздухе, туловище в в…де.

т


2.Без …гня горит, без крыл…ев л…тит, без но… б…ж…т.

л


Материал к уроку №9

1.Прочитай. Разбери выделенные слова по составу:

Ни жары, ни липкой паутины.

Тишина и влажный ветровей.

Голубые крупные дождины

С мелким стуком падают с ветвей.

Травяное зыбкое раздолье,

Иволги чарующая грусть.

                                       (В.Сорокин)

Материал к уроку №36

Наречие

а) Прочитай. Подчеркни наречия.

1. Пляшет вьюга легко и радостно, космы белые распустив. (М.Сорокин).

2.Над нами облака плывут издалека. (Е.Ховив).

3. В разрывах туч изредка показывается скучное солнышко, совсем ненадолго, и тут же тучи прячут его в свои глубины. (Н.Ваторопина).

4.И клевера дышали сладко, звенели солнечно шмели. (А. Куницын).

5.Солнце высоко поднялось над широкими просторами. Удивительно чист был воздух. (Л. Конторович).

6. Берёзы стояли совсем голые, только кое- где на ветках виднелись редкие свернувшиеся листочки. (А. Дементьев).

б) Какие части речи поясняют наречия? Выпиши словосочетания с вопросами.






___________________________________________ал к уроку №37

а) Вставь пропущенные буквы.

Око вид…т д…леко, а ум – ещё дальше.

Мн…гословье не зачёт, чес…но труд…т…ся почёт.

Бол…но ран..т острый меч…, но больше – злая реч….

Не то важно, что долго ж…л, а то важно – б…льшое дело сверш..л.

б) Разбери наречия по составу.




Материал к уроку №46

№ 5  Разгадай татарские народные загадки:

А) На крыше дома медведь пляшет.____________________

Полна печь ватрушек, а в середине – один калач.__________________________________________

Б) Сгруппируй все имена существительные из загадок по родам.

Ж.Р                               М.Р.                       С.Р.

_________                 ___________          ____________

_________                 ___________          ____________

_________                ____________        _____________

_________                 ____________       _____________

Материал к уроку №49

Прочитай уральские пословицы и поговорки. Объясни их смысл.

А) Горы металла – шлем Урала.

Кузнец ковал детали, а выковал медали.

Золотым рукам – громкая слава.

Кто сигает от работы с места на место, тот не из нашего теста.

Б) Запишите имена существительные в три столбика по склонениям:

1 скл.                     2 скл.                         3 скл.

________              ________                 _________

________              ________                 _________

________              ________                 _________

________              ________                 _________

________              ________                 ________

Материал к уроку № 50

Выпиши имена существительные и сделай морфологический разбор.

В колючих кофтах низкие сосёнки

Рассыпались на сонных берегах.

В зелёных камышах ныряют утки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________
______________________________________________

Материал к уроку №69

Раздели текст на предложения.

Тих июльский вечер на фоне глухой стены высокого дома ярко светится блёсками живое голубоватое облачко это резвятся в траве живые огоньки иллюминация светляков превосходит красотой и блеском ночные рекламы больших городов типичным жуком является только самец самки и личинки похожи на червяков в народе светляков называют «Иванов червь» свет шести тысяч уральских светляков равен по мощности одной свечки.

Б) подчеркни имена прилагательные женского рода.

В) Выпиши по четыре имени существительных и прилагательных с проверяемой безударной гласной в

корне слова, допиши проверочные слова.

Материал к уроку №79

А) Исправь ошибки

Лёхкей вольный витерок

Нам липечет быль за былю,

Ткёт узоры тонкой пылью

 И размашыстай кадрилью

 В танцы гибком мнёт снижок.

Б) Сделай морфологический разбор всех имён прилагательных

Материал к уроку №88

А) Прочитай стихотворений. Как бы ты озаглавил его. Запиши._________________________________

Дверь открыл, подвинул стол,

В кухню фокусник вошёл.

Взмах рукой – и вспыхнул свет.

Взмах другой – открыл буфет.

Раз – и пробует варенье,

два – и хрумкает печенье,

Три…четыре…- и рука

Держит кружку молока.

Пять – сухарик, шесть – пирог,

Семь – глядит на потолок,

Восемь – кашляет негромко,

Девять-  валится солонка,

Десять – сел на табурет,

Снова смотрит на буфет…

Появляется сестрёнка.

Поднимается солонка.

Закрывается буфет.

 И, конечно, гаснет свет

Б) Выпиши пять глаголов, образуй родственные им глаголы в неопределённой форме.

_____________________________________________

_____________________________________________

        

Материал к уроку № 91

А) Составь предложения:

  1. Таганай,к,является,высоким,Юрме,ближашим,наиболее,хребтом.
  2. Всегда,шапкой,окутаны,его,облаков,вершины.
  3. В,ночь,посмотри,лунную,хребет.
  4. Вершинах,его,словно,на,покоится,луна,подставке,на.

В) Укажи время и число глагола.

Материал к уроку № 96

А) Определи спряжение, лицо и число глаголов.

Львёнок Лёва.

Где головушка?

Где грива?

Спит наш Лёвушка

Игривый.

Он ещё малыш,

Ты с ним завтра

Пошалишь.

Выучи стихотворение наизусть

Подчеркни слова, образованные при помощи суффикса. Выдели суффиксы.

Материал к уроку № 108

А) Прочитай пословицы народов Урала.

Вставь пропущенные буквы. Сделай морфологический разбор глаголов 2 лица.

Гл…ди не на человека, а на его дела.

Человека узнают не по р…ч…м,а по его д…лам.

Р…бота сер…це в…с…лит.

В од…ноч…к не одоле..шь и кочку: артелью и через гору впору.

Нерадивый дважды дела…т.

Материал к уроку № 112

Из группы предложений составь одно предложение с однородными членами. Подчеркни их.Запиши графическую схему первого предложения.

По мере похолодания на Южном Урале появились леса из вяза. Появились на Южном Урале леса из клена. Появились на Южном Урале  леса из липы.

Материал к уроку №117

Составь и запиши одно – два предложения с однородными членами на тему «Урал- озёрный край»

2. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы.

Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка» 4 классРабочая тетрадь 1,2,3

Смоленск: Ассоциация 21 век 2010 г.

        Программа :Русский язык М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Смоленск: Ассоциация 21 век 2010 г.

        Сборник программ УМК « Гармония»Смоленск: Ассоциация 21 век 2010 г.

Методические рекомендации М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка» 4 класс

 4 час в неделю – 136 часов в год.

Р./К . - 17 ч Е.В. Григорьева « Природа Южного Урала»  М.В. Стрекалова « Русский язык» 3- 4 класс (рабочая тетрадь)

3. Календарно-тематический план реализации рабочей программы.

Повторение – 16 часов

Словосочетание – 11 часов

Части речи. Орфография – 63 часа

Имя существительное и имя прилагательное – 29 часов

Местоимение –2 часа

Имя числительное – 3 часа

Глагол – 21 час

 Наречие – 8 часов

Слово, предложение, текст – 54 часа

Предложение - 12 часов

Предложение в тексте. Текст – 17 часов

Слово в языке и речи  - 22 часа

Обобщение в конце года – 3 часа

 

 

 

№п.п.

Дата

Тема урока

Н.Р.К.

Применение ЦОР

1

 

Знаем – повторим, не знаем- узнаем (20 ч)

Начинаем повторять…(«перечитываем письмо»)

 

 

2

 

Повторение основных грамматических понятий («Обо всем понемногу»)

 

 

3

 

Систематизация освоенных орфографических правил

С.6 №4  р\т

М.В.Стрекалова

 

4

 

Повторение изученного о частях речи

 

 

5

 

Знакомство с понятием «личный дневник» обучение его ведению «Делаем дневниковые записи»)

 

 

6

 

Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члены предложения («Что ты знаешь о словах?»)

 

 

7

 

Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора ( «Как ты умеешь анализировать слова?») - 5 часов

Звуки и буквы в слове; значение и строение слов.

 

С.7 №1 «Состав

слова»  р\т

М.В.Стрекалова 

 

8

 

Разграничение слов по частям речи

 

 

9

 

Повторение изученного о формах глагола

 

 

10

 

Упражнение в выполнении различных грамматических действий

 

 

11

 

Совершенствование грамматических и орфографических умений («Готовимся к проверке своих умений») – 6 часов

Орфографические умения как правильные орфографические действия

 

 

12

 

Орфографические умения как правильные орфографические действия

 

 

13

 

Тренировочно- проверочные работы

 

 

14

 

Контрольная работа по результатам повторения

 

 

15

 

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе – 2 часа

Изложение: обучение пересказу от другого лица

 

 

16

 

Написание воспоминаний «Летние встречи»

 

 

17

 

Словосочетание 11 часов

Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее»?

 

 

18

 

Составление словосочетаний и включение их в предложение

 

 

19

 

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»)

 

 

20

 

Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений; постановка смысловых и падежных вопросов

 

 

21

 

Наблюдение за связями слов в словосочетаниях

Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний

 

 

22

 

Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний

 

 

23

 

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному; упражнение в определении падежей

 

 

24

 

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному; упражнение в определении падежей

 

 

25

 

Закрепление изученного о словосочетании и решение разных орфографических задач

 

 

26

 

Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»)

 

 

27

 

Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»)

 

 

28

 

Наречие (Представляем ещё одну часть речи») -7 часов

Знакомство с особенностями наречия как части речи

С.93 №1 а,б «Наречие»

р\т

М.В.Стрекалова 

 

29

 

Правописание наречий

С.94 3.  а,б «Наречие»

р\т

М.В.Стрекалова

 

30

 

Закрепление правописаний наречий ; построение объяснений, как куда- то пройти

 

 

31

 

Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописание наречий

 

 

32

 

Закрепление изученного о наречии; продолжение работы над умением объяснять (описывать дорогу)

 

 

33

 

Проверяем себя  - 2 часа

Подготовка к контрольной работе

 

 

34

 

Контрольная работа за 1 четверть

 

 

35

 

Пишем объявления - 1 час

Знакомство с особенностями построения объявлений

 

 

36

 

2 четверть. Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных – 32 часа

Повторение изученного об именах существительных

 

С.20 №5 а,б «Имя существительное»

р\т

М.В.Стрекалова

 

37

 

Знакомство с тремя склонениями имен существительных и способом определения склонения

 

 

38

 

Формирование умения определять склонение имени существительного

С.24 №2 а,б «Склонение имен существительных»

р\т

М.В.Стрекалова

 

39

 

Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении роли этой части речи в предложении

С.29-30 №1 а,б «Морфологи -

ческий  разбор имени существительных»

р\т

М.В.Стрекалова

 

40

 

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных  («Известное правило подсказывает новое»)

 

 

41

 

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных

 

 

42

 

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных

 

 

43

 

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных

 

 

44

 

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

 

 

45

 

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

 

 

46

 

Освоение способа определения безударных окончаний имен прилагательных

 

 

47

 

Освоение способа определения безударных окончаний имен прилагательных

 

 

48

 

Изложение: обучение художественной («картинной») речи

 

 

49

 

Этюд по картине А.Пластова «Первый снег»

 

 

50

 

Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе»)

 

 

51

 

Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе»)

 

 

52

 

Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: обучение пользованию словарём («Как правильно изменить слово)

 

 

53

 

Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: обучение пользованию словарём («Как правильно изменить слово

 

 

54

 

Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме»)

С.37 №2 а,б

р\т

М.В.Стрекалова

 

55

 

Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме»)

 

 

56

 

Контрольный диктант

 

 

57

 

Культура речи: работа над ошибками в образовании различных форм имён существительных («открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

 

 

58

 

Культура речи: работа над ошибками в образовании различных форм имён существительных («открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

 

 

59

 

Культура речи: работа над ошибками в образовании различных форм имён существительных («открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

 

 

60

 

Написание изложения на основе делового или сказочного текста

 

 

61

 

Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем…»

 

 

62

 

3 четверть. Части речи: что о них мы знаем? -14 часов

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имен прилагательных сведениями о роли в предложении.

 

 

 

63

 

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имен прилагательных сведениями о роли в предложении.

 

с.44,47 №2 а,б, в «Склонение имен прилагательных»

р\т

М.В.Стрекалова

 

64

 

Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения

 

 

65

 

Секреты имён числительных- 3 часа

Количественные числительные и их изменения по падежам

 

 

 

66

 

Сложные числительные и  особенности их изменения

 

 

67

 

Употребление имен числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений

 

 

68

 

Учимся пользоваться личными местоимениями.- 2 часа

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений

 

 

 

69

 

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений

 

 

 

70

 

Повторение изученного о глаголе- 4 часа

Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание

 

 

71

 

Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать

С.56 №1 а,б «Неопределённая форма глагола»

р\т

М.В.Стрекалова

 

72

 

Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать

 

 

73

 

Времена глагола: опознавательные признаки значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания»?)

С.50 №2 а,б «Время глаголов»

р\т

М.В.Стрекалова

 

74

 

Обучение правописанию личных окончаний глаголов - 20 часов

Введение понятия «спряжение»

 

 

75

 

«Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами

 

 

76

 

Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решение освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л.ед.ч., суффиксов и ь в неопределённой форме

 

 

77

 

Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решение освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л.ед.ч., суффиксов и ь в неопределённой форме

 

 

78

 

Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнать спряжение глагола»?)

С.69 №1 а,б,в «Спряжение глаголов»

р\т

М.В.Стрекалова

 

79

 

Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме

 

 

80

 

Знакомство с 11 глаголами- исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола

 

 

81

 

Знакомство с 11 глаголами- исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола

 

 

82

 

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов ((«Применяем знания, совершенствуем умения»)

 

 

83

 

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов ((«Применяем знания, совершенствуем умения»)

 

 

84

 

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов ((«Применяем знания, совершенствуем умения»)

 

 

85

 

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Применяем знания, совершенствуем умения»)

 

 

86

 

Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении

 

 

87

 

Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»)

 

 

88

 

Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»)

С.87 №5 а,б,в,г «Глагол»

р\т

М.В.Стрекалова

 

89

 

Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»)

 

 

90

 

Подробное изложение: обучение деловому повествованию

 

 

91

 

Контрольный диктант

 

 

92

 

Новое о строении предложений – 6 часов

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

С.98 №1 а,б «Однородные члены предложения»

р\т

М.В.Стрекалова

 

93

 

Союзы и знаки препинания при однородных членах

 

 

94

 

Обучение выбора союза и построению предложений с однородными членами

 

 

95

 

Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами

 

 

96

 

Использование в речи предложений с однородными членами

 

 

97

 

Использование в речи предложений с однородными членами

С.104 №7 «Урал – озёрный край»

р\т

М.В.Стрекалова

 

98

 

Предложения бывают сложными – 3 часа

Общее знакомство со сложными предложениями

 

 

99

 

Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами

С.107 №3 а,б

р\т

М.В.Стрекалова

 

100

 

Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»

 

 

101

 

Подведение итогов 3 часа

Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе.

 

 

102

 

Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе.

 

 

103

 

Итоговая контрольная работа за 3 четверть

 

 

104

 

Учимся рассуждать – 4 часа

Знакомство с построением рассуждения

 

 

105

 

Обучение написанию объяснительной записки

 

 

106

 

Письменный пересказ текста – рассуждения

 

 

107

 

Создание текста - рассуждения

 

 

108

 

4 четверть Повторение, систематизация и расширение знаний о слове -29 часов.

Слово и его значение.- 5 ч

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова.Слова, которые выходят из употребления.

 

 

109

 

Объясняем происхождение некоторых слов

 

 

110

 

Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста

 

 

111

 

Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарём. Синонимы и антонимы.

 

 

112

 

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

 

 

113

 

Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание -10 часов

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне

 

 

114

 

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

 

 

115

 

Рассказываем историю некоторых выражений

 

 

116

 

Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах»)

 

 

117

 

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

 

 

118

 

Чтобы писать грамотно, нужно…(систематизация умений)

 

 

119

 

Совершенствование комплекса орфографических умений

 

 

120

 

Совершенствование комплекса орфографических умений

 

 

121

 

Проверяем себя: обучение выполнению текстового задания; тренировочный диктант

 

 

122

 

Итоговый контрольный диктант

 

 

123

 

Размышляем, рассказываем, сочиняем – 12 часов

Наблюдения за способами связи предложения в тексте

 

 

124

 

Обучение связи предложений в тексте

 

 

125

 

Повторение сведений об особенностях повествования, описание предмета, оценки и рассуждения

 

 

126

 

Подробное изложение: обучение построению рассказа

 

 

127

 

Подробное изложение: обучение построению словесному рисованию

 

 

128

 

Создание текста – объяснения

 

 

129

 

Написание словесных зарисовок – воспоминаний на основе личных впечатлений

 

 

130

 

Введение термина «сочинение»;знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение

 

 

131

 

Письменные пересказы и создание сочинений – этюдов или сочинений - сказок

 

 

132

 

Написание сочинений – рассуждений

 

 

133

 

Сочинение рассказов по серии сюжетных рисунков

 

 

134

 

Письмо учителю

 

 

135

 

Перелистываем учебник- 2 часа

Обсуждаем  письмо в газету и ответ С. Маршака

 

 

136

 

Спрашиваем, друг друга, отвечаем на вопросы, решаем кроссворды

 

 

4. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.

Обучающиеся должны знать:

    Основной признак словосочетания: подчинение одного слова к другому;

    Признаки изученных частей речи; способы определения склонения у имен существительных и их спряжения у глаголов;

    Способы действия для правильного выбора буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных, имен прилагательных и личных окончаниях глаголов.

Умения, формируемые в процессе обучения:

Речевые.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, соблюдая принятые правила поведения во время беседы, спора; пользоваться словами я думаю, мне кажется, по- моему и т.п. при высказывании своего мнения, подбирать и излагать аргументы. Выслушивать других участников беседы, вежливо выражать свое отношение к мнению собеседников. Оценивать речевое поведение товарищей и свое собственное. Строить несложные тексты- рассуждения.

Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированных в словарях учебника. Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих вопросов.

Обдумывать построение предложений при создании письменных текстов, распространять их, строя словосочетания; выбирать лова, их формы, порядок для более ясного выражения мысли. Замечать связь предложений друг с другом и выбранные автором средства ( в отчётливых случаях),стараться связывать мысли в собственной речи, использовать для этого знакомые способы (союзы, порядок слов)

    Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста, использовать его ( при необходимости) для достижения последовательности в изложении мыслей.

    После коллективной или самостоятельной ( с помощью памятки0 подготовки письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица, сохраняя при этом авторские языковые особенности.

    Создавать ( после совместного обсуждения или самостоятельно, с опорой на памятку) тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, дневниковую запись, объявление, объяснение чего-либо) раскрывать в них тему и определённую мысль. Использовать языковые средства с учётом жанра, а также требований правильности, точности богатства, выразительности письменной речи. Осознанно проверять  и совершенствовать написанное с точки зрения кА содержания, как выбора языковых средств.

    Пунктуационно правильно оформлять границы мыслей, в известных случаях ставить запятые внутри предложения: при перечислении, перед союзами а, но, при однородных членах и в сложных предложениях. Ставить запятую перед словами что, чтобы, потому что, поэтому.

Языковые (грамматические)

Различать в слове значение основы и окончания (лексическое и грамматическое – термины факультативны). Выделять части слов, объяснять их роль, в ясных случаях значение, которое они вносят в слово (приходят, приходит, выходит, выходишь; весна, весенний, весенняя).

    Разграничивать слова по частям речи, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Проводить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.

    Определять склонения имен существительных. Выполнять действия, необходимые для решения орфографических задач в падежных окончаниях  слов данной части речи (подбирать слова с ударными окончаниями того же склонения, определять падеж, а для этого находить в предложении слово от которого должен быть поставлен вопрос. Правильно изменять слова по падежам и включать их  в словосочетания, грамотно использовать и писать предлоги. Задавать от слова к слову смысловые вопросы (последние в ясных случаях). Строить словосочетания, подчиняя имена прилагательные именам существительным в роде, числе и падеже. Пользоваться словарём грамматических трудностей «Какого, рода и числа слово? Как правильно изменить слово?» для решения возникающих вопросов. Замечать и исправлять ошибки в образовании форм слов и построении словосочетаний – в объёме слов, имеющих в словаре учебника. Отличать числительные (прежде всего количественные0 от других частей речи, верно употреблять их в устной речи. Правильно образовывать падежные формы личных местоимений , в том числе с предлогами; уместно пользоваться местоимениями в речи.

    Определять спряжение глаголов по ударным окончаниям, при безударных – по неопределённой форме; владеть способом действия, необходимым для правильного нахождения этой формы. Замечать в тексте наиболее распространенные наречия, объясняя их роль, ставить к ним вопросы, использовать в речи. Устанавливать связи слов в предложении, выделять главные члены предложения и словосочетания, ставить вопросы от главного слова к зависимому. Находить в предложении однородные члены, уместно правильно пользоваться ими в речи. Объяснять значения наиболее распространенных союзов, правильно ставить запятые при перечислении, перед союзами а, но.

    Давать синтаксическую характеристику простого двусоставного предложения. Различать простые предложения с однородными главными членами и сложные. Ставить знаки препинания перед союзами и, а, но, перед словами что, потому что, поэтому ( с опорой на памятку).

 

Орфографические.

 

    Решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях имен существительных, имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов.

    Правильно писать наречия, числительные, глаголы в неопределённой форме, опираясь на словарь учебника.

     Списывать и писать под диктовку текст ( 75- 80 слов) со всеми изученными орфограммами.  При затруднении в выборе букв пользоваться приёмом письма с «окошками». Выполнять действия самоконтроля, находить и исправлять свои ошибки.

 

 

5. Характеристика контрольно-измерительных материалов.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.

Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

Для учащихся 4 классов количество слов в  диктанте в 1 полугодии не превышает 65-70 слов, во втором полугодии – 75-80 слов.

Контрольное списывание. Грамматическое задание

Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Примечания:

1. В образовательной программе «Начальная школа XXI века» после диктанта предлагается орфографическое задание. По блоку «Как устроен наш язык» проводятся контрольные работы или тесты с заданиями по теории языка.

2. В образовательной программе «Гармония» грамматическое задание проводится после проведения диктанта, на следующем уроке русского языка.

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс – 8-10 слов;

3 класс – 10-12 слов;

4 класс – 12-15 слов.

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

         Контрольные диктанты – 6 .

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку по учебнику А.В. Поляковой 4 класс

Программа рассчитана на 170 часов. В программу внесены изменения по количеству часов ( +0,5, итого 184 ч. ): выделены отдельные уроки на анализ сочинений и изложений после их написания, разбор стилист...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной. 1 класс. ФГОС.

Данная программа составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.В. Нечаевой 4 класс

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе авторской программы  Н.В. Нечаевой (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Поляковой А.В. 1 класс ФГОС

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа включает пояснительную записку и тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Канакина В.П."Русский язык.4 класс"

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 4 класса, занимающихся по учебнику В.П. Канакиной "Русский язык" 4 класс....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику "Русский язык" 3 класс (автор - Канакина В.П.)

 Программа по русскому языку для 3 класс разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, авторской програ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику "Русский язык. 4 класс" Канакиной В.П.

Рабочая программа предмета «Русский язык» 4 класс составлена на основе·         Федерального государственного стандарта начального общего обр...