Написание изложений в 3 классе по программе «Русский язык» М.С.Соловейчик
статья (3 класс) на тему
Доклад был сделан на заседании методического объединения учителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО СОШ «Димитриевская», МО учителей начальной школы
Доклад на тему:
Написание изложений в 3 классе по программе «Русский язык» М.С.Соловейчик
Работу выполнила Кобелева Н.К.,
учитель 3А класса
МОСКВА, 2013.
В 3 классе продолжается работа по обучению детей письменному пересказу текстов.
Первое изложение в третьем классе запланировано на конец 2 четверти. Тематика его предновогодняя (упр. 341).
В 3 четверти на обучение третьеклассников письменному пересказу отводятся уроки 9-12 темы «Снова пересказываем и рассказываем». На них учащиеся учатся воспроизводить и создавать повествовательные тексты, хотя с термином повествование они познакомятся позже, в четвертой четверти. Пока же дети продолжают накапливать опыт построения таких текстов, вспоминают о секретах писателей и учатся пользоваться разными формами глаголов. Тематика текстов – проделки, проказы животных.
Новое на этом этапе – общее знакомство с понятием план текста и обучение его составлению. На первых порах слова для названий пунктов подсказывают сами тексты. Одним из приемов, способствующих обучению, как и принято, может быть предъявление готового плана. Автор методики советует, показывая пункты плана на доске, сопровождать их вопросами, например такими: считают ли учащиеся эти названия правильными, точными; можно ли ими воспользоваться? И т.п. Готовые образцы должны подтолкнуть ребят к поиску своих вариантов. Как только они начнут появляться, их надо приветствовать.
Пока дети работают с текстами небольшого объема, есть опасность дословного их запоминания. Но центральное место в работе занимает языковой анализ, цель которого – помочь осознать особенности использования средств языка, чтобы их повтор при пересказе носил вполне осмысленный характер.
На уроке 9 пишется изложение по тексту, составленному на основе рассказа Н. Сладкова о догадливом хомяке (задания 393-395). Авторы учебника рекомендуют учителю прочитать приведенную часть рассказа (при закрытых книгах) и попросить учеников дать свою концовку. Потом можно обратить их внимание к картинке, а уж затем – к авторскому варианту (он приведен в задании 395). Конечно, нетрудно предположить, что школьники уже рассматривали эту иллюстрацию и задумывались о конце рассказа. Тем более надо попытаться не давать готовое завершение истории, а получить его от третьеклассников.
Названиями отрывка могут быть: «Догадливый хомяк», «Ну и хомяк!», «Вот так хомяк!» и т.п. При заданном разделении текста на части возможен план:
- Птичье гнездо.
- Находка.
- Как быть?
- Догадался!
После написания изложения, если позволит время, автор предлагает обсудить, как пришлось действовать, составляя план текста, как стоит поступать в других случаях (задания 396, 397). Дополнительно к вопросам для анализа можно добавить и другие – на поиск тех слов, которые помогают связывать предложения друг с другом. Например: «Зачем после побудительного предложения слова только вот? А зачем в следующем союз и?»
Урок 10 – написание изложения по отрывку из рассказа А. Куприна «Ю-ю» (задание 399). В центре внимания снова обучение детализации действий, поэтому используется прием подсчета «кадров». В первой из пересказываемых частей могут быть выделены три кадра:
- Сидит… Лежит…
- Вхожу.
- Останавливаюсь. Смотрит… Читаю…
Во второй части кадров значительно больше – семь:
- Поднимаю…
- Делаю…
- Накрываю…
4– 5. Втягивается, …
6. Спит…
7. Ухожу.
У детей может быть иное деление. Важен не результат в виде нужного количества кадров, а сам процесс их выделения, поскольку именно при этом развивается способность видеть картину, формируется воссоздающее воображение, а вместе с ним и умение более детально рисовать действия в своей речи.
Возможный план текста:
- Приказ Ю-ю.
- Я исполняю приказ. (Делаю шалашик.)
Как уже сказано, на первых порах мы создаем условия для того, чтобы слова, называющие части, ребята черпали непосредственно в тексте. Но это вовсе необязательно – можно предоставлять им и большую свободу. Тем более что в дальнейшем ученикам придется переходить на самостоятельный подбор слов-названий.
Авторы учебника «К тайнам нашего языка» обращают внимание учителя еще на одну деталь.
Не нужно формально подходить к решению вопроса о количестве пунктов плана: сколько частей, а значит, красных строк, - столько и пунктов плана. Часто введение, заключение состоят из одного предложения. Есть необходимость выделить их красной строкой, но это не значит, что данным предложениям, относящимся ко всему тексту, нужно придавать статус самостоятельных частей и озаглавливать их. Это слишком искусственно.
Письменный пересказ от 1-го лица содержит урок 11 (задание 401). Основные вопросы для анализа текста предложены в учебнике. Возможное название – «Маленькие озорники».
Примерный план:
- Принесли медвежат.
- Придумали развлечение!
В конце 3 четверти на уроке 14 темы «Расскажи другим весеннюю сказку!» предполагается написание следующего изложения по отрывку из книги Г.Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Основные вопросы и задания для подготовительной работы приведены в задачнике (534).
Возможное название текста и его план:
Весна летит!
- Как улететь?
- На облаке.
- Что заметили люди?
Ведя учеников к тем или иным формулировкам, М.С. Соловейчик советует ориентировать их, прежде всего, на поиск слов подсказок непосредственно в тексте.
В 4 четверти работа над письменным пересказом продолжается.
Урок 2 темы «Весна, весною, о весне…» предназначен для творческой работы на основе картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Предлагаемое речевое упражнение вбирает в себя элементы как изложения, так и сочинения с использованием опорных слов. Описание картины (художник изобразил …; на переднем плане и т.д.) здесь не предполагается. Картина используется лишь как источник для наблюдений учащихся, как своеобразная опора для словесного рисования.
Авторы учебника «К тайнам нашего языка» в Методических рекомендациях обращают внимание учителя на особенность применения в учебнике приема составления предложений и текстов по опорным словам. Они подчеркивают, что в качестве таких слов необходимо задавать начала предложений, т.е. те элементы, которыми обеспечивается направление мысли, связность предложений в тексте. Главную же информацию, для передачи которой и создается каждое из предложений, ученики большей частью накапливают и передают словами сами. Такая организация обучения позволяет расширить круг используемых детьми языковых средств, в том числе морфологических и синтаксических, и одновременно оставляет возможности для продуктивной речевой деятельности школьников. Эта схема и положена в основу работы по картине А.Саврасова.
Два варианта урока:
Вариант первый. Учитель воспроизводит рассказ из воспоминаний писательницы о том, как она познакомилась с картиной (541), и показывает саму картину. Далее переходит к учебнику и организует коллективную работу, при которой дети устно составляют предложения по данным заготовкам.
Учитель может и не расширять содержание будущих детских текстов. Тогда он начинает непосредственную подготовку к написанию работы. Учитель предлагает каждому про себя прочитать начала предложений, мысленно их продолжить и завершить. Он напоминает о внимании к орфограммам, к знакам на конце предложений и внутри них. Можно разрешить вести обсуждение в парах. После этого учитель попросит закрыть книги и приступить к словесному рисованию, придумав сначала название картине. На доске должна остаться репродукция, может остаться и первое предложение – оно определит общую тональность детских текстов. Учащимся с более слабым речевым развитием можно разрешить оставить открытым учебник и пользоваться при письме опорными словами.
Второй вариант. Учитель продолжает беседу по второй части вопросов учебника (с.78) и предлагает ребятам рассказать о своих наблюдениях. Чтобы организовать их, направить в определенное русло, учитель пишет на доске предложение, помогающее перейти от первой части текста ко второй. Например, такое: «Но на картине нарисована еще и русская природа». Далее обсуждается, о чем ученикам хотелось бы сказать дальше. Так обозначится вторая часть текста. Если первую можно условно назвать «Грачи», то вторую – «Природа». В общее заглавие, конечно, правильнее всего вынести фамилию художника и название картины.
Следующее обращение к письменному пересказу происходит на втором уроке темы «Продолжаем учиться хорошей речи». Задачи урока – учить детей построению описания предмета и повествования. Фактически на уроке пишется изложение по тексту про обезьянку (задание 589), но пишется оно по частям. Задание 590 готовит учащихся к осознанному воспроизведению описательной части текста, а 591 – к повествовательной. Названиями частей текста могут быть:
1. Хорошенькая обезьянка.
2. Вот так хорошенькая!
Организуя ответы на вопросы задания 589 (после текста), учитель может предложить эти (или свои) заголовки и спросить, подходят ли они к частям текста, можно ли их использовать. Во время записи план остается на доске. В связи с заданием 592 важно не забывать об одной важной детали. Описание предмета как тип речи не путать со словосочетаниями, имеющими определительное значение. Так, чёрная лапка – это сочетание слов, а не тип речи, поэтому его отмечать как описание предмета не нужно. В этом тексте об обезьянке описания предмета нет, есть повествование и предложение со значением оценки.
На уроке 3 начатая работа продолжается, хотя теперь пересказ комбинируется со списыванием (593, 594).
Кроме запланированных изложений в конце первой части учебника « К тайнам нашего языка» даны еще 2 дополнительных упражнения для письменного пересказа текста. Причем, там дан не только текст изложения, но и задания, которые помогут последовательно выполнить письменный пересказ.
Приведём в пример одно из этих упражнений.
«Упр.1.
В.Бианки вспоминает, как он когда-то в детстве заблудился. Прочитай как это было.
Мама взяла нас с братом в настоящий лес. Мы прошли через луг. Трава пестрела цветами. Было так чудесно!
Дорожка привела в лес. Мама пошла узкой тропинкой. Скоро она показала нам залитый солнцем холмик.
- Тут земляника растет. Давайте соберем.
Но я тихонько спустился с пригорка и побежал в лес. Незаметно я попал в заросли высокой травы и испугался. Я не закричал, не заплакал. Я стал пробивать дорогу. Острые края резали пальцы, но я боролся. И трава расступилась. Я увидел холмик и маму. Как я обрадовался! Мой страх сразу прошёл.
- На какие три части делится текст? О чём в них говорится? Как показано начало каждой части?
- К каким точно выбранным словам ты хотел(а) бы привлечь внимание одноклассников?
- Найди орфограммы. Какие буквы в словах ты можешь объяснить, а какие – нет? Те, которые не можешь объяснить постарайся запомнить.
- Письменно перескажи эти воспоминания (пиши от имени автора). Помни, как не допустить ошибок».
Итак, можно сделать вывод, что в 3 классе главными моментами при обучении письменному пересказу тестов являются:
- работа по умению составлять план текста;
- обучение пересказу двух типов текстов (повествования и описания);
- почти все тексты необходимо пересказывать от 1-го лица.
Использованная литература:
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: К Тайнам нашего языка: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
- Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация новых стандартов в учебниках русского языка М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деят...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
4 класс Русский язык М.С.Соловейчик
Урок по теме "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях существительных"...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Соловейчик для 4 класса
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование , рассчитанное на 4 часа в неделю...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК Гармония Соловейчик 4 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса по УМК Гармония с характеристикой деятельности учащихся....
3 класс Рабочая программа. Русский язык УМК "Школа России"
Рабочая программа...