Конспект урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века" по теме "Правописание глаголов. Устойчивые выражения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 4 класс
Тема: Правописание глаголов. Устойчивые выражения
Цели:
- Закрепить знание орфограмм, связанных с написанием глаголов, алгоритмов изученных правил.
- Систематизировать знания об устойчивых выражениях и уметь применять их в устной и письменной речи
- Способствовать развитию речи, орфографической зоркости, внимания, памяти, навыков самостоятельной работы путём выполнения тренировочных упражнений
- Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, способствовать здоровьесбережению школьников, избежанию перегрузок во время урока
Оборудование: мультимедийная установка, «План работы на уроке» у каждого ученика, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь: «Пишем грамотно», 4 класс, 2 часть под. ред. С.В.Иванова, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», (доработка), 2008 г., презентация урока.
Ход урока:
(Слайд 1)
- Вступительное слово учителя (Слайд 2)
- Урок русского языка мы начнём со слов русского писателя А.Н.Толстого. Прочитает их…
«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…»
- Какие мысли у вас возникли после прочтения этого высказывания? (Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь.)
- Проверка домашнего задания (Слайды 3-4)
- Что было задано на дом? (с. 10, упр. 4 («Рабочая тетрадь» № 2) Разгадать кроссворд, найти нужные словарные слова
- Назовите словарные слова, которые вставили в предложения и их орфограммы
По горизонтали:
- 2. Кабинет директора расположен на первом этаже.
- 5. Пассажир чуть не опоздал на поезд.
- 7. В сквере рядом со школой стоит памятник Пушкину.
- 9. На уроке возникла проблемная ситуация.
- 10. В этот момент во мне заговорила сильная обида.
По вертикали:
- 1. Из окна гостиной открывался довольно унылый пейзаж.
- 3. Над диваном висел портрет бабушки.
- 4. Наше путешествие длилось целую неделю.
- 6. Капитан корабля стоял на верхней палубе.
- 8.Детские зимние забавы вскоре стали слишком шумными.
- Чистописание (Слайд 5)
-Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи. Вспомним каллиграфическое написание буквы д.
- Назовите элементы буквы д. (Овал, прямая наклонная линия с петлей внизу)
-Дайте полную характеристику этой буквы. (Буква д обозначает два звука [ Д ], [ Д,] - эти звуки согласные, звонкие, парные.) Назовите пару по звонкости-мягкости. ([ Д ], [ Т] и [ Д, ], [ Т,] ).
- Напишите по образцу первой строчки элементы буквы д и строчную букву д одну строчку.
- Пишем плавно и безотрывно. Подчеркните карандашом наиболее удавшиеся буквы. Я желаю вам, чтобы вся ваша письменная речь была так же красива и правильна.
- Прочитайте слова второй строчки. Что в них общего, чем они отличаются? ( Ответы детей: Общее:в обоих словах 6 букв, 3 слога, 3 согласных, 3 гласных. Отличия: слово дерево – безударную гласную в корне можно проверить, а в слове
IV. Словарная работа (работа в парах) (Слайд 6)
- А теперь потренируемся точно и уместно употреблять слова в предложении.
Словарная работа | |
… большой души Бросать слова на … Проглотить … Слово не …, вылетит не поймаешь. | вет.р .зык в.р.бей ч.л.век |
- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные буквы в словарные слова, и вставить нужные слова в устойчивые выражения)
- Вставьте пропущенные буквы и запишите устойчивые выражения. Работаем в парах.
Проверка написанного (Слайд 7)
–Назовите пропущенные орфограммы. Прочитайте, какие устойчивые выражения у вас получились. Объясните их лексическое значение.
Словарная работа |
Человек большой души, бросать слова на ветер, проглотить язык. Слово не воробей, вылетит не поймаешь. |
(Человек большой души – благородный, высоконравственный, чуткий человек.
Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, не отвечать за свои слова.
Проглотить язык – не отвечать, молчать.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это значит: сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно. Говорится в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а также когда сожалеют о том, что было произнесено.)
- Как вы думаете, какое устойчивое выражение здесь лишнее? Почему? (Первые три устойчивые выражения – это фразеологизмы, а последнее устойчивое выражение – это пословица. - Чем отличаются фразеологизмы от пословиц? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову, они вводятся в предложение, а пословицы имеют форму предложений.)
- Над чем мы сейчас работали? (Над словарными словами и устойчивыми выражениями)
- Для чего надо знать словарные слова и устойчивые выражения? ( Мы должны знать, как пишутся словарные слова, т.к. их проверить нельзя.. А фразеологизмы и пословицы должны использовать в своей речи, т.к. они украшают нашу речь, придают ей ни с чем не сравнимый национальный, русский калорит. Без них наша речь была бы бедна и однотонна.)
- Найдите глаголы с безударными окончаниями и определите их спряжение. (вылетит - 2 спр., не поймаешь – 1 спр.)
V. Работа над темой урока
1. Формулирование темы урока детьми
- Внимательно посмотрите на план работы на уроке и попробуйте сформулировать тему урока.
(«Правописание окончаний глаголов»)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно писать окончания глаголов)
2. Упражнение в правописании окончаний глаголов. Работа в «Рабочей тетради» № 2, с. 9, упр. 2.- самостоятельно
- Поставьте глагол в нужную форму.
(Слайд 8)
«Упражнение в правописании окончаний глаголов» Как зима (не злиться) _______, а все весне (покориться)_______________. Дождик (вымочить )________, а красно солнышко (высушить)_________. Смелый там найдёт, где робкий (потерять)________________ . |
- Выделите безударные окончания глаголов, определите спряжение глаголов. От чего зависит написание окончаний глаголов? (От спряжения глаголов)
Проверка:
- Прочитайте, какие предложения у вас получились, назовите глаголы
(Слайд 9) (Проверка написанного)
«Упражнение в правописании окончаний глаголов» Как зима не злится, а всё весне покорится. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. |
VI. Физкультминутка (Слайд 10)
Физкультминутка 1. – Выполняем следующие движения: Руки вверх – если я произношу глагол 1 спряжения. Руки в сторону – если я произношу глагол 2 спряжения. Бегает, скрипят, смотрит, говорят, гонит, греет, рисуешь, дышит, скачет 2. «Кулак, ребро, ладонь» (игра на внимание) |
VII. Закрепление изученного материала
1) Работа с глаголами-синонимами. Восстановление деформированного текста (Самостоятельная работа)
- В каждом предложении глагол замените близким по значению.
(Слайд 11)
Звери чувствуют приближение весны. Высоко в небе парит орёл. Исчезает последний снег в лесу. Дует тёплый ветерок. чуять реять таять веять |
(У детей карточки с записанными предложениями)
- Прочитайте предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ. Запишите их.
(Слайд 12) (Проверка написанного)
Веет тёплый ветерок. Тает последний снег в лесу. Высоко в небе реет орёл. Звери чуют приближение весны. |
- Назовите окончания глаголов, определите их спряжение, докажите правильность написания
2) Разбор предложения по членам (с комментированием, по рядам)
1 ряд – 1 предложение
2 ряд - 2 предложение
3 ряд – 3 предложение
3)Упражнение в изменении формы глагола (Самостоятельная работа по рядам)
(задания даны на листке «План работы на уроке»)
1 ряд Восстанови правило
Во __________________ глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
Данные в скобках глаголы поставить в форму 2-го лица единственного числа
В бою (побывать) ______________ цену жизни (узнать)_________________.
2 ряд Восстанови правило
Во __________________ глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
Слово (сказать)________________, как узлом (завязать)________________ .
3 ряд Восстанови правило
Во __________________ глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
Крепкую дружбу и топором не (разрубить)___________________ .
Слайд 13. (Проверка написанного)
1 ряд: В бою побываешь , цену жизни узнаешь. |
2 ряд: Слово скажешь, как узлом повяжешь. |
3 ряд: Крепкую дружбу и топором не разрубишь. |
VIII. Итог урока, рефлексия (Слайд 14)
- Подведём итоги работы на уроке.
- Чему учились на уроке? Что нового узнали? Какие задания вызвали у вас затруднения, какие показались более легкими, отметьте это на ваших листах. Отметьте, как вы оцениваете свою работу на уроке.
|
IX. Домашнее задание (Слайд 15)
с. 10, упр. 3 («Рабочая тетрадь» № 2)
- Записать стихотворение, правильно написать окончания глаголов, уметь доказать правильность их написания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...