Урок «Значение слова и его написание»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок разработан по программе "Гармония". В разработке используются различные авторские задания для индивидуализации и дифференциации. Урок строится с использованием проблемного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_yaz.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по программе «Гармония».
Тема урока: «Значение слова и его написание».
Цель урока: научить правильно писать безударную гласную в одинаково звучащих словах; правильно подбирать проверочное слово, ориентируясь на значение слова.
Задачи урока:
I.Образовательные:
- Выделение способа подбора проверочных слов, объясняя значение с помощью однокоренного, как важнейшего при определении правильной буквы в корнях одинаково звучащих, но разных по значению и написанию слов (омофонах) и обратный процесс, определение значения слова по его написанию.
- Повторить известные части речи.
- Тренировать в умении правильно выделять корень в словах.
- Повторить изученные орфограммы(правописание непроверяемых без
- ударных гласных в корне слова; сочетание-жи, ши, парные согласные).
II.Развивающие.
- Развитие речи, памяти, логического мышления.
III.Воспитательные.
- Воспитание культурного человека, уважительно относящегося к родному языку.
Оборудование:
Мультимедийная установка для демонстрации слайдов во время выполнения коррекционного упражнения; карточки со словами; рисунки, поясняющие значения слов.
Ход урока
I. Оргмомент.
Начался урок русского языка. Проверьте готовность. У каждого на столе дневник, пенал, учебник «К тайнам нашего языка», тетрадь-задачник, рабочая тетрадь. Запишем дату.
II. Словарная работа.
- Прочитайте слова. Что в них общего? Чем они схожи? (Начинаются на «к», состоят из 2-х слогов, второй ударный, обозначают жидкость для питья).
КЕФИР
КИСЕЛЬ
КОМПОТ
- Прочитайте их орфографически. (Карточка убирается).
- А теперь запишем их под диктовку в столбик.
- Что называют эти слова: признаки, предметы или действия? Докажите. (Слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?» называют научным словом предмет).
III. Повторение изученного на прошлом уроке.
- К каждому из этих слов мы допишем слова – названия признаков предметов и у нас получатся словосочетания.
- Но, чтобы правильно написать эти слова, вам придется решать главные орфографические задачи в корне слова.
- Какие орфографические задачи мы учимся решать? (Безударные гласные и парные согласные по глухости-звонкости в корне слов).
- Какие способы выбора букв в корнях названий признаков предметов вы знаете? (Объяснить значение слова при помощи однокоренного, назвать ласково, изменить по команде вопроса «каков?»)
- Воспользуйтесь ими. Устно, подбирая проверочные слова, допишите второй столбик, выделяя корень и орфограммы.
КЕФИР П…ЛЕЗНЫЙ
КИСЕЛЬ В…ШНЕВЫЙ
КОМПОТ Х…ЛОДНЫЙ
- Какие слова были проверочными? (Польза, вишня, холод).
- Какой способ пригодился? (Объясните значение слова с помощью однокоренного).
IV. Постановка цели урока.
Сегодня мы продолжим работу по решению главных орфографических задач в корне слова этим же способом.
Будем объяснять значение слова с помощью однокоренного и определять правильную букву и наоборот по буквам в корнях слов будем объяснять их значение.
V. Работа по исправлению ошибок.
Корректурное упражнение.
- Обратимся к тетради-задачнику (№402, стр. 38). Проверим записи учеников.
- Прочитайте задание.
- Ошибки будем исправлять поэтапно.
- Читаем первое предложение.
Р…бята обижали площ…ь.
- А теперь найдем все орфограммы, выделим корень, чтобы узнать в корне ли они и подберем проверочные слова.
- Что скажете о первом слове? (Словарное, называет предмет, безударная гласная в корне).
Ребята
- Поставьте ударение во втором слове!
- Что называет второе слово? (Действие).
- Какое действие совершили ребята? (Бегали вокруг площади).
- Что это значит? (Совершали пробежку).
Объясните значение этого слова по команде вопроса «что?» Бег, пробежка.
- Запишем проверочные слова над проверяемым. Выделим корень.
Исправим ошибку в записи учеников, одной линией зачеркнем, а сверху напишем правильную букву.
Оби(е)жали
- Последнее слово в этом предложении имеет два окошка.
- Поставьте ударение.
- Что это слово называет? (Предмет).
- Каким способом проверим? (Назовем ласково)
Площадочка
- Молодцы! Сразу проверили две орфограммы. Запишем проверочное слово на дополнительной строке. Помните о секрете корней.
- Какие орфографические задачи решили? (Безударные гласные и парные согласные по глухости-звонкости в корне слов).
- Вставим пропущенные буквы. Выделим корень.
Площадь
- Прочитайте предложение под цифрой 2.
Мальчик сорвал с дер…ва плот и решил попробовать.
- Что скажете о первом слове? (Словарное, называет предмет, безударная гласная в корне).
Мальчик
- Поставьте ударение, выделите корень, укажите орфограммы.
- Что скажете о втором? (Название действия, безударная гласная в 1-ом слоге).
- Поставьте ударение, выделите корень.
- Что скажете о безударной гласной? (Перед корнем).
- Что такое «с»? (Слово-помощник, пишется отдельно).
- Для чего служит? (Для связи слов в предложении).
- Что называет следующее слово? (дер…ва).
- Поставьте ударение. Выделите корень.
- Подберите проверочные слова. (Деревья).
- Каким способом решим эту орфографическую задачу? (Изменили число).
- Запишем это слово на дополнительной строчке. Вставим в окошко пропущенную букву в записи ребят.
с дерева
- Что скажете о следующем слове? (плот, называет предмет)
- Ударение ставить будем? (Нет, т.к. слово односложное)
- Выделите корень.
- Какую орфографическую задачу в корне слова будем решать? (Парные согласные по глухости-звонкости)
- Объясните значение этого слова с помощью однокоренного.
- Правильно! Если с дерева мальчик сорвал плод, то значит оно, какое? плодовое.
- И на нем растут? Плоды.
- Можно сказать ласково плодик?
- Запишите проверочное слово (одно) на дополнительной строке.
Исправим ошибку в записи учеников.
- Зачеркнем неправильную букву напишем сверху правильную пло(т)д
-Какое слово следующее? (и)
- Что знаете о нем (слово-помощник, пишется отдельно)
- Что скажете о следующем слове? Решил (название действия)
- Выделите корень.
- Какие орфограммы встретились?(Безударная гласная е в корне слова, ударная гласная в сочетании ши)
- Осталось одно слово попробовать
- Что оно называет.
- Выделите корень, изменив по команде вопроса «что?» проба
- Отметьте орфограммы. Где безударная гласная? (Перед корнем и после корня)
VI. Работа в тетради.
- Теперь запишем эти два предложения без ошибок в рабочую тетрадь. Проверочные слова не пишем. Все орфограммы выделяем. (Два человека у доски пишут).
- Ребята обежали площадь.
- Мальчик сорвал с дерева плод и решил попробовать.
VII. Физкультминутка.
VIII. Рефлексия (самоанализ).
Попробуем объяснить причины допущенных ошибок.
- Какие слова были исправлены нами в записи ребят? (В первом предложении обижали, во втором предложении плот)
- А существуют ли такие слова в русском языке? Кто знает?
- Что значит обижали? (Сделать больно, или сказать грубо. Проверочное слово обида)
- Кто и кого может обидеть?
- Составьте устно предложение, где в слове обижали будет значение обиды, а не бега. (Плохие ребята обижали маленького котенка. Старшеклассники на перемене обижали малышей)
- А существует ли слово плот с буквой т на конце?
- Что оно значит? (Скрепленные бревна для переправы на воде. Проверочное слово плоты)
- Устно составьте предложение с этим словом. (По реке плывет плот. Для переправы туристы смастерили плот)
- Вы заметили, что слова
ОБЕЖАЛИ – ОБИЖАЛИ
ПЛОД - ПЛОТ
Звучат одинаково, но пишутся по-разному. Почему?
У них разное значение и разные проверочные слова.
IX. Упражнение в подборе проверочных слов.
- Продолжим упражняться в написании таких слов. Откройте учебник (стр. 56, №403)
- Читаем задание.
- Что надо сделать?
- Прочитаем 2 предложения и рассмотрим первые 2 картинки.
- Про какого кота идет речь в первом предложении? А во втором?
Про того, который, что делает? | Про того, который, что делает? (Что сделал?) |
лижет | лезет слез |
- Что скажете о слове сметана? (Словарное, безударная гласная е в корне)
- Запишите по вариантам предложения, выделите корень в словах названиях действия.
Про кота, который лижет | Про кота, который слез, лезет |
Кот слизал сметану | Кот слезал с дерева |
- Читаем следующую пару предложений.
- Что делала мама в первом предложении? (Ласкала малыша)
- А вас мамы ласкают, как? (Гладят, обнимают, целуют)
- Изменить слово по команде вопроса «что?» (Ласка)
- Чем занимается мама во втором предложении? (Полоскала белье)
- Это значит она полощет белье после стирки.
- Какая орфограмма в последнем слове (Белье, разделительный ь)
- Запишите по вариантам предложения. Выделите корень в словах, названиях действий.
Про маму, которая ласкает малыша | Про маму, которая полощет белье |
Мама ласкала малыша | Мама полоскала белье |
- Какие слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?
СЛИЗАЛ – СЛЕЗАЛ
ПОЛАСКАЛА - ПОЛОСКАЛА
- Почему? (Разное значение и разные проверочные слова)ъ
- Вторую часть этого упражнения №403 в тетради-задачнике сделайте дома. Вам надо будет подобрать проверочные слова объясняя значение слов с помощью однокоренного , вставить пропущенную гласную в корне.
X. Физкультминутка.
XI. Объяснение значения слова по его записи.
- Одинаковые ли слова в этой паре?
МЕЧИ - МЯЧИ
(Вид оружия, игрушка – спортивный инвентарь)
- Помогают ли буквы в корнях понять значение слов?
- Запишем первое слово вместе с проверочным.
мяч – мячи
- Запишем второе слово вместе с проверочным.
меч - мечи
XII. Подведение итогов.
- Что в слове является главным? (Его значение)
- Где хранится главное значение слов? (В корне)
- Нужно ли уметь находить в словах эту часть?
- А уметь подбирать однокоренные слова? Зачем? (Чтобы избежать ошибок на письме)
Написанные правильно слова в ваших тетрадях благодарны вам, послушайте их совет.
Одинаково нас слышат,
Но по-разному нас пишут.
Потому не торопись,
И до смысла доберись
Схожим звукам вопреки
Мы по смыслу далеки
Наподобие начинки
Смысл спрятан в серединке.
Это знает целый свет
В корне слова весь секрет.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Что понравилось?
XIII. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: "От значения слова к правильному написанию"
На уроке работа направлена на развитие у учащихся навыков грамотного письма, основанные на значении слова. В урок включены новые педагогические технологии: технология сотрудничества(работа в малых гру...
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: От значения слова к правильному написанию"
Работа на уроке организована в малых группах, используется метод сотрудничества, формы работы на уроке позволяют повысить самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, развивают критическое ртношение ...
Презентация к уроку русского языка "От значения слова к правильному написанию"
В нашей школе ежегодно проводится Фестиваль окрытых уроков. Эта презентация составлена и представлена на Фестивале 2012-2013 уч. года....
Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
Тип урока - урок общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:- Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония
Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония...
Урок русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)".
Открытый урок по русскому языку в 4классе УМК "Гармония"...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)"
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Гармония...