Урок «Значение слова и его написание»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок разработан по программе "Гармония". В разработке используются различные авторские задания для индивидуализации и дифференциации. Урок строится с использованием проблемного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_yaz.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по программе «Гармония».

Тема урока: «Значение слова и его написание».

Цель урока: научить правильно писать безударную гласную в одинаково звучащих словах; правильно подбирать проверочное слово, ориентируясь на значение слова.

Задачи урока:

I.Образовательные:

  1. Выделение способа подбора проверочных слов, объясняя значение с помощью однокоренного, как важнейшего при определении правильной буквы в корнях одинаково звучащих, но разных по значению и написанию слов (омофонах) и обратный процесс, определение значения слова по его написанию.
  2. Повторить известные части речи.
  3. Тренировать в умении правильно выделять корень в словах.
  4. Повторить изученные орфограммы(правописание непроверяемых без
  5. ударных гласных в корне слова; сочетание-жи, ши, парные согласные).

II.Развивающие.

  1. Развитие речи, памяти, логического мышления.

III.Воспитательные.

  1. Воспитание культурного человека, уважительно относящегося к родному языку.

Оборудование:

Мультимедийная установка для демонстрации слайдов во время выполнения коррекционного упражнения; карточки со словами; рисунки, поясняющие значения слов.

Ход урока

I. Оргмомент.

Начался урок русского языка. Проверьте готовность. У каждого на столе дневник, пенал, учебник «К тайнам нашего языка», тетрадь-задачник, рабочая тетрадь. Запишем дату.

II. Словарная работа.

- Прочитайте слова. Что в них общего? Чем они схожи? (Начинаются на «к», состоят из 2-х слогов, второй ударный, обозначают жидкость для питья).


КЕФИР



КИСЕЛЬ



КОМПОТ


- Прочитайте их орфографически. (Карточка убирается).

- А теперь запишем их под диктовку в столбик.

- Что называют эти слова: признаки, предметы или действия? Докажите. (Слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?» называют научным словом предмет).

III. Повторение изученного на прошлом уроке.

- К каждому из этих слов мы допишем слова – названия признаков предметов и у нас получатся словосочетания.

- Но, чтобы правильно написать эти слова, вам придется решать главные орфографические задачи в корне слова.

- Какие орфографические задачи мы учимся решать? (Безударные гласные и парные согласные по глухости-звонкости в корне слов).

- Какие способы выбора букв в корнях названий признаков предметов вы знаете? (Объяснить значение слова при помощи однокоренного, назвать ласково, изменить по команде вопроса «каков?»)

- Воспользуйтесь ими. Устно, подбирая проверочные слова, допишите второй столбик, выделяя корень и орфограммы.


КЕФИР                П…ЛЕЗНЫЙ



КИСЕЛЬ                В…ШНЕВЫЙ



КОМПОТ                Х…ЛОДНЫЙ


- Какие слова были проверочными? (Польза, вишня, холод).

- Какой способ пригодился? (Объясните значение слова с помощью однокоренного).

IV. Постановка цели урока.

Сегодня мы продолжим работу по решению главных орфографических задач в корне слова этим же способом.

Будем объяснять значение слова с помощью однокоренного и определять правильную букву и наоборот по буквам в корнях слов будем объяснять их значение.

V. Работа по исправлению ошибок.

Корректурное упражнение.

- Обратимся к тетради-задачнику (№402, стр. 38). Проверим записи учеников.

- Прочитайте задание.

- Ошибки будем исправлять поэтапно.

- Читаем первое предложение.

Р…бята обижали площ…ь.

- А теперь найдем все орфограммы, выделим корень, чтобы узнать в корне ли они и подберем проверочные слова.

- Что скажете о первом слове? (Словарное, называет предмет, безударная гласная в корне).

Ребята

- Поставьте ударение во втором слове!

- Что называет второе слово? (Действие).

- Какое действие совершили ребята? (Бегали вокруг площади).

- Что это значит? (Совершали пробежку).

Объясните значение этого слова по команде вопроса «что?» Бег, пробежка.

- Запишем проверочные слова над проверяемым. Выделим корень.

Исправим ошибку в записи учеников, одной линией зачеркнем, а сверху напишем правильную букву.

Оби(е)жали

- Последнее слово в этом предложении имеет два окошка.

- Поставьте ударение.

- Что это слово называет? (Предмет).

- Каким способом проверим? (Назовем ласково)

Площадочка

- Молодцы! Сразу проверили две орфограммы. Запишем проверочное слово на дополнительной строке. Помните о секрете корней.

- Какие орфографические задачи решили? (Безударные гласные и парные согласные по глухости-звонкости в корне слов).

- Вставим пропущенные буквы. Выделим корень.

Площадь

- Прочитайте предложение под цифрой 2.

Мальчик сорвал с дер…ва плот и решил попробовать.

- Что скажете о первом слове? (Словарное, называет предмет, безударная гласная в корне).

Мальчик

- Поставьте ударение, выделите корень, укажите орфограммы.

- Что скажете о втором? (Название действия, безударная гласная в 1-ом слоге).

- Поставьте ударение, выделите корень.

- Что скажете о безударной гласной? (Перед корнем).

- Что такое «с»? (Слово-помощник, пишется отдельно).

- Для чего служит? (Для связи слов в предложении).

- Что называет следующее слово? (дер…ва).

- Поставьте ударение. Выделите корень.

- Подберите проверочные слова. (Деревья).

- Каким способом решим эту орфографическую задачу? (Изменили число).

- Запишем это слово на дополнительной строчке. Вставим в окошко пропущенную букву в записи ребят.

с дерева

- Что скажете о следующем слове? (плот, называет предмет)

- Ударение ставить будем? (Нет, т.к. слово односложное)

- Выделите корень.

- Какую орфографическую задачу в корне слова будем решать? (Парные согласные по глухости-звонкости)

- Объясните значение этого слова с помощью однокоренного.

- Правильно! Если с дерева мальчик сорвал плод, то значит оно, какое? плодовое.

- И на нем растут? Плоды.

- Можно сказать ласково плодик?

- Запишите проверочное слово (одно) на дополнительной строке.

Исправим ошибку в записи учеников.

- Зачеркнем неправильную букву напишем сверху правильную пло(т)д

-Какое слово следующее? (и)

- Что знаете о нем (слово-помощник, пишется отдельно)

- Что скажете о следующем слове? Решил (название действия)

- Выделите корень.

- Какие орфограммы встретились?(Безударная гласная е в корне слова, ударная гласная в сочетании ши)

- Осталось одно слово попробовать

- Что оно называет.

- Выделите корень, изменив по команде вопроса «что?» проба

- Отметьте орфограммы. Где безударная гласная? (Перед корнем и после корня)

VI. Работа в тетради.

- Теперь запишем эти два предложения без ошибок в рабочую тетрадь. Проверочные слова не пишем. Все орфограммы выделяем. (Два человека у доски пишут).

  1. Ребята обежали площадь.
  2. Мальчик сорвал с дерева плод и решил попробовать.

VII. Физкультминутка.

VIII. Рефлексия (самоанализ).

Попробуем объяснить причины допущенных ошибок.

- Какие слова были исправлены нами в записи ребят? (В первом предложении обижали, во втором предложении плот)

- А существуют ли такие слова в русском языке? Кто знает?

- Что значит обижали? (Сделать больно, или сказать грубо. Проверочное слово обида)

- Кто и кого может обидеть?

- Составьте устно предложение, где в слове обижали будет значение обиды, а не бега. (Плохие ребята обижали маленького котенка. Старшеклассники на перемене обижали малышей)

- А существует ли слово плот с буквой т на конце?

- Что оно значит? (Скрепленные бревна для переправы на воде. Проверочное слово плоты)

- Устно составьте предложение с этим словом. (По реке плывет плот. Для переправы туристы смастерили плот)

- Вы заметили, что слова


ОБЕЖАЛИ        –        ОБИЖАЛИ



ПЛОД                -        ПЛОТ


Звучат одинаково, но пишутся по-разному. Почему?

У них разное значение и разные проверочные слова.

IX. Упражнение в подборе проверочных слов.

- Продолжим упражняться в написании таких слов. Откройте учебник (стр. 56, №403)

- Читаем задание.

- Что надо сделать?

- Прочитаем 2 предложения и рассмотрим первые 2 картинки.

- Про какого кота идет речь в первом предложении? А во втором?

Про того, который, что делает?

Про того, который, что делает? (Что сделал?)

лижет

лезет

слез

- Что скажете о слове сметана? (Словарное, безударная гласная е в корне)

- Запишите по вариантам предложения, выделите корень в словах названиях действия.

Про кота, который лижет

Про кота, который слез, лезет

Кот слизал сметану

Кот слезал с дерева

- Читаем следующую пару предложений.

- Что делала мама в первом предложении? (Ласкала малыша)

- А вас мамы ласкают, как? (Гладят, обнимают, целуют)

- Изменить слово по команде вопроса «что?» (Ласка)

- Чем занимается мама во втором предложении? (Полоскала белье)

- Это значит она полощет белье после стирки.

- Какая орфограмма в последнем слове (Белье, разделительный ь)

- Запишите по вариантам предложения. Выделите корень в словах, названиях действий.

Про маму, которая ласкает малыша

Про маму, которая полощет белье

Мама ласкала малыша

Мама полоскала белье

- Какие слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?


СЛИЗАЛ                –        СЛЕЗАЛ



ПОЛАСКАЛА        -        ПОЛОСКАЛА


- Почему? (Разное значение и разные проверочные слова)ъ

- Вторую часть этого упражнения №403 в тетради-задачнике сделайте дома. Вам надо будет подобрать проверочные слова объясняя значение слов с помощью однокоренного , вставить пропущенную гласную в корне.

X. Физкультминутка.

XI. Объяснение значения слова по его записи.

- Одинаковые ли слова в этой паре?


МЕЧИ - МЯЧИ


(Вид оружия, игрушка – спортивный инвентарь)

- Помогают ли буквы в корнях понять значение слов?

- Запишем первое слово вместе с проверочным.

мяч – мячи

- Запишем второе слово вместе с проверочным.

меч - мечи

XII. Подведение итогов.

- Что в слове является главным? (Его значение)

- Где хранится главное значение слов? (В корне)

- Нужно ли уметь находить в словах эту часть?

- А уметь подбирать однокоренные слова? Зачем? (Чтобы избежать ошибок на письме)

Написанные правильно слова в ваших тетрадях благодарны вам, послушайте их совет.

Одинаково нас слышат,

Но по-разному нас пишут.

Потому не торопись,

И до смысла доберись

Схожим звукам вопреки

Мы по смыслу далеки

Наподобие начинки

Смысл спрятан в серединке.

Это знает целый свет

В корне слова весь секрет.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Что понравилось?

XIII. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: "От значения слова к правильному написанию"

На уроке работа направлена на развитие у учащихся навыков грамотного письма, основанные на значении слова. В урок включены новые педагогические технологии: технология сотрудничества(работа в малых гру...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: От значения слова к правильному написанию"

Работа на уроке организована в малых группах, используется метод сотрудничества, формы работы на уроке позволяют повысить самоконтроль  и взаимоконтроль учащихся, развивают критическое ртношение ...

Презентация к уроку русского языка "От значения слова к правильному написанию"

В нашей школе ежегодно проводится Фестиваль окрытых уроков. Эта презентация составлена и представлена на Фестивале 2012-2013 уч. года....

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония...