Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Тип урока - урок общеметодологической направленности.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.
- Метапредметные:
Познавательные УУД
1. Формировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Сформированное умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
Коммуникативные УУД
1. Сформированное умение слушать и понимать речь других людей.
2. Сформированное умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.
3. Сформированное умение давать объективную оценку деятельности других.
Регулятивные УУД
1. Сформированное умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять алгоритм действий.
2.Сформированное умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Решение основных задач по формированию универсальных учебных действий происходило:
1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
4. Через включенность каждого ученика в работу класса.
Урок построен в соответствии с программными требованиями технологии системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologich.karta_.doc | 668 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема урока Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве. УМК «Гармония» М.С.Соловейчик. Количество часов в неделю – 5, в год – 170. Учебник «Русский язык 2 класс». М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Ассоциация ХХI век» 2010 г. Раздел «Как искать проверочные слова для корня» - 16 часов, данный урок – 3-ий в разделе. | |||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные:
| Метапредметные: Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
2.Сформированное умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Личностные:
3.Формирование ответственного отношения к учению. 4.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. 5.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному языку. | |||
Решаемые учебные проблемы | Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве. | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | орфограмма, орфографическая задача, решить орфографическую задачу, проверочные и проверяемые слова, однокоренные слова. | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | ПК, интерактивная доска, проектор. | ||||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА | |||||
Этап урока | Время мин. | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивирование к учебной деятельности. -методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации -методы стимулирования и мотивации | 2 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? - Я уверена, что сегодня вы узнаете много нового и интересного, заработаете только хорошие оценки и получите положительные эмоции. создание ситуации успеха - Сегодня вы не просто ученики и класс, а 3 группы учёных языковедов. (по рядам) - Кто такой языковед нам расскажет…(1 слайд) - Если мы учёные-языковеды, значит что мы будем исследовать? создание проблемн. ситуации - И откроем ещё одну тайну русского языка. - Желаю вам удачи и новых открытий! - Откройте тетради и запишите число, классная работа. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются доклад ученика - Узнать сведения о значении этого слова и многих других помогает толковый словарь. О значении слова «языковед» я узнала из «Толкового словаря». Языковед – это учёный, изучающий русский язык. - Русский язык. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
II. Минутка чистописания - методы наглядной передачи информации и зрит. восприятия информации - Методы стимулирования и мотивации -Методы самоконтр. | 3 | Выход на тему урока | - Мы с вами знаем много орфограмм. создание проблемн. ситуации - А какие орфограммы встречаются в словах чаще всего? (1 ряд) - Назовите самые «ошибкоопасные» гласные буквы. (2 ряд) - Назовите их в алфавитном порядке. (3 ряд) (презент. в Power Point) - Пропишите в воздухе вместе с волшебной ручкой. демонстрация образца выполнения - Пропишите в тетради до конца строки, чередуя. - А как же проверить безударную гласную в корне? (1 ряд) создание проблемн. ситуации - Какая орфограмма в корне вам ещё знакома? (2 ряд) - Как её проверить? (3 ряд) | - Безударные гл., парные согл. - а, о, и, е, я - а, е, и, о, я Прописывают строку, чередуя. Самоконтр. по образцу -Подобрать однокорен., или изменить слово так, чтобы безуд. стала ударн. - Парн. согл. - Изменить слово так, чтобы парн. согл. стоял перед гласн, сонорн. или «в». | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
III. Актуализация и фиксир. затруднения в уч. деят-ти - Методы стимулирования и мотивации - Методы контроля и самоконтр. | 5 | Повторение изуч., необходимого для открытия нового. | - В нашу лабораторию пришло электронное письмо с просьбой о помощи. (2 слайд) - Антон написал маме письмо, но с «окошками» не стал его отправлять. - Почему оставил «окошки»? - Почему не отправил? Дорогая мама! В лагере хорошо. Вчера в л…су я видел рыжую л…су. - Чтобы помочь мальчику, нужно решить несколько орфографических задач. - Что значит решить орф. задачу? (1 ряд) - Чем похожи слова с «окошками»? (2 ряд) - Чем отличаются? (3 ряд) - Давайте проведём первый опыт: опираясь на значение слов, решим орф. задачу. (2 рис.- лес, лиса) - Какой рисунок по значению подходит к первому слову? - Какую букву вставим? (на планшетах) - Ко второму слову? (на планшетах) | создание проблемн. ситуации - Не знал, какую букву писать. - Стыдно. дидактическая игра - Выбрать правильную букву. - Похожи написанными буквами, звучанием, орфограммой. - Отличаются значением побуждение к поиску альтернативных решений Выбирают подходящий рис., подбирают проверочные слова, называют букву. парный контроль | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
IV. Открытие нового знания. -методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации - методы передачи информации с помощью практич. деят-ти. | 2 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Подведение детей к сам-му выводу Построен. проекта выхода из затруднен | - Для дальнейшей работы в нашей лаборатории необходимо определить порядок действий. - Как же можно подбирать проверочные слова? (плакат с заголовком и первыми словами каждого пункта) ОТ ЗНАЧЕНИЯ К ПРАВИЛЬНОЙ БУКВЕ АЛГОРИТМ:
(1 ряд)
(2 ряд)
(3 ряд) - Чему же вы будете сегодня учиться? | Опираясь на предыдущую работу и наводящие вопросы, формулируют пункты алгоритма. Инструктаж, наблюдение, составление плана, прогнозирование будущей деятельности - Подбирать проверочные слова, опираясь на значение слова. | Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - Осознание единства и целостности окружающего мира. - Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
V. Физ. пауза - методы передачи информации с помощью практич. деят-ти. | 2 | Снятие усталости Проверка пониман. способа действия. | -Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И ЛИС. Если прозвучит слово с корнем ЛИС, вы садитесь, если слово с корнем ЛЕС, встаете. Лис, лес, лисица, лесной, лиса, лесник, лисий, в лесу. | Выполняют действия, основываясь на выборе корня. Практич. упр., создание проблемной ситуации, создание ситуации взаимопомощи | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
VI. Первичное закрепление нового материала. - методы передачи информации с помощью практич. деят-ти. -методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации | 3 | Проговаривание нового знания с опорным сигналом | - Для учёных нашей лаборатории ещё одно задание. - По тетради стр. 27 упр. 375. (опорный сигнал – вопрос) -Методы стимулирования и мотивации -создание проблемной ситуации | - Опираясь на опорный сигнал – вопрос, подбирают проверочные слова, называют правильную букву. (по 2 слова каждому ряду) -практические упражнения -работа с книгой - заинтересованность в результатах своей работы | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характ-к; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положит. отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше. |
VII. Этап разъяснения домашнего задания - Методы стимулирования и мотивации | 3 | Обеспечение пониман. уч-ся цели, содержания и способов выполнен дом. задания | - Упр. 376 – выполните дома - Пользуясь сегодняшним открытием, решить орфографические задачи для Джека. - Чтобы ему было ещё понятнее, можете составить с этими словами предложения. | - Определяют задачи работы дома, способы их решения. свободный выбор заданий | Регулятивные: - выделение и осознание уча-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием уч. материала и поставл. уч. целью. - построение логической цепи рассуждений; - сам-ое создание алгоритмов деят-ти при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог. |
VIII. Включение нового знания в систему знаний. -методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации - методы передачи информации с помощью практической деятельности - Методы стимулирования и мотивации | 10 | Проверка понимания способа действия. Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова с опорой на значение | 1) - А теперь немного поиграем. - Найдите в классе предметы, отгадав загадки. ЗАГАДКИ: Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка Угадайте-ка, друзья, Кто же я?... - Подберите проверочн. слово по алгоритму и покажите на планшете, какую букву необходимо вставить Линия – линейка (что чертим по линейке?) Всё на карте укажу - Полюс, тундру и Аляску. Я с учителем дружу. Угадали? Я - … Указать – указка (для чего нужна?) Зимой в часы веселья Вишу на яркой ели я, Стреляю, точно пушка. Зовут меня... Хлопать – хлопушка (какой звук издаёт?) 2)- Вставить пропущенные буквы, опираясь на значение, помогут нам в этом рис. - Как могут изменяться слова? (3 слайд) - Опираясь на значение, измените слова. - Назовите друг другу проверочные. Зап…вать песню -зап…вать водой - Опираясь на значение, измените слова. (нет чего?) - Назовите друг другу проверочные. Цветочный лу… - полезный лу… - Опираясь на значение, измените слова? Назовите их друг другу. Небольшой пру… - ивовый пру… - Проверка: на доске заполняют пропуски по одному человеку от ряда. 3) Физ. пауза | -Наблюдение -практические упражнения -дидактическая игра -создание ситуации успеха -создание проблемной ситуации -предъявление учебных требований -взаимоопрос (ученик опрашивает ученика) самостоятельная работа самоконтроль - По одному человеку от каждого ряда у доски с обозначением орфограмм. - Задают доп. вопр., оцениваем. - Пишут в тетради сам-но, подчёркивая вставленные буквы. - По команде вопроса -По числам. На интеракт. доске один уч. каждого ряда перемещает пару рис. Запевать-запивать. Луг-лук Пруд-прут
| Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деят-ть; - умение контролировать процесс и результаты своей деят-ти, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IX. Самопровер-ка - Методы стимулирования и мотивации - Методы контроля и самоконтр. | 5 | - Упр. 378 (по рядам) - Проверяют первые сделавшие. (Они же приносят по баллу своей команде и получают оценку) - Нескольким ученикам карточки уровнем ниже. | Выполняют работу самостоятельно. Производят предварительную оценку работы одноклассников. Ученики слабее – облегчённые задания на карточках. -практические упражнения - создание проблемной ситуации - взаимоконтроль -организация разноуровневой, парной работы на уроке | Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в уч. деят-ти, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Познавательные: - сам-ое создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологич. и диалогич. формами речи; Личностные: - ориентация в соц. ролях и межличностных отношениях; - готовность к сотрудничеству и дружбе; | |
X. Творческая проектная работа. -Методы стимулирования и мотивации - методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации -методы передачи информации с помощью практич. деят-ти. | 7 | Соотнесение поставленных задач с достигну тым результа том, фиксация нового знания, постанов ка дальней ших целей | - Чтобы провести следующее исследование, поможем нашему другу картографу. - Кто такой картограф, нам сообщит… - В географические названия вставить пропущенные буквы. - Опираясь на значение, выбрать подходящие детали и приклеить их к фрагменту карты. На четверых 1 пазл большой карты и набор деталей.
- Что помогло вам успешно справиться с этим заданием? | доклад ученика - Картограф – человек, работающий над составлением карт. -практические упражнения - трудовая деятельность - выполнение творческих заданий - организация групповой работы - Объясняют выбор детали и буквы. - Полученные знания, дружная коллективная работа. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его рез-та с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективн. способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следствен. связей, построение логич.цепи рассуждений; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из соц. и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-ом обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
XI. Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) Методы контроля и самоконтр. | 3 | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний. | - Закончите предложения: - Определять значение слова необходимо для того, чтобы … подобрать проверочное. - Подбирать проверочное слово нужно для того, чтобы… выбрать правильную букву. - По алгоритму. - То, что я узнал на уроке мне пригодится… ГДЕ? КОГДА? - Подведение итогов по командам, выставление оценок. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | - Заканчивают предложения по смыслу. - Творческая работа: закончи предложение | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными уч. действиями; - осущ-ть итоговый контроль Личностные: - оценивать собств. уч. деят-ть: свои достижения, степень сам-ти, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивн.взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Урок русского языка во 2 классе Автор: Захарина Нина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа» Тема урока: «Мягкий знак в начале и середине слова. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине»
Урок русского языка по ФГОС. Образовательная система "Школа 2100". Безотметочное обучение. Использование технологии оценивания образовательных достижений...
Урок русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)".
Открытый урок по русскому языку в 4классе УМК "Гармония"...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)"
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Гармония...
“Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне”
Конспект урока по русскому языку УМК "Гармония". Тема: “Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне&rdquo...
Урок русского языка в 4 классе. Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных
Умение проверять безударную гласную в корне слова, зная его значение....