Урок русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бодеева Зинаида Гомбоевна

Открытый урок по русскому языку в 4классе УМК  "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka_russkogo_yazyka.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

4

Предмет

Русский язык

Тема урока

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»).

Цель урока

В результате изучения темы учащиесядолжны прийти к выводу о том, что для грамотного письма нужно обязательно думать о значении слова, которое часто само подскажет правильное написание. Учащиеся должны осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их использования; уметь определять разновидности орфограмм, применять изученные правила.

Задачи урока

Тренировать учеников в выполнении освоенных способов действия: нахождение «опасных мест»- орфограмм, их классификации; формирование  умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма; развивать устную и письменную речь, умение анализировать, делать выводы, обобщать;воспитывать у учащихся интерес к русскому языку

УУД

Личностные

познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений; совершенствовать имеющиеся знания и умения.

Регулятивные

осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности; вносить необходимые коррективы в действие.

Познавательные

читать и слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, обобщать изученные тайны нашего языка.

Коммуникативные

участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Оборудование:

медиапроектор, презентация

Ход урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационно – мотивационный этап

Проверяет готовность к уроку.

- Повторяйте за мной:

Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для работы

То и буду выполнять.

У меня получится

И у тебя тоже.

Настраиваются на предстоящую работу.

Повторяют за учителем

Л - учебная и внутренняя мотивация.

Р - организация рабочего места.

К - планирование учебного сотрудничества

Актуализация опорных знаний. Воспроизведение и коррек. опорных знаний учащихся

1) На доске: стар…сть, п…ход, н...винки, зав…рной, сам...лет.

-Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание данных слов.

-Исключите из цепочки слов по одному лишнему слову по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Объясняют правописание слов.

Высказывают своё мнение

П формирование учебно-познавательного интереса к  уроку.

- логические.

К - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Определение темы, постановка цели и задач урока

1) - На партах у вас лежит пакет, внутри которого цветные листы, разрезанные  на пазлы. Нужно сложить их так, чтобы можно было прочитать пословицу…

- О каком главном работнике нашего языка упоминается в пословице?

2) - Всегда ли мы правильно понимаем сказанное слово?

- Вот послушайте одну историю.

Вова  написал своему другу Пете записку:

«Приходи с мечом вечером, сыграем».

В шестом часу Вова  собрал ребят во дворе.

 - Петька принесет, я ему написал записку, он обещал. А пока разделимся на команды и приготовим ворота.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования - длинный деревянный меч.

- Почему так получилось?

- Давайте посмотрим на эту записку с разрешения Пети.

Приходи с мечом вечером, сыграем.

- Когда Вова писал записку, чему главному в слове не уделил внимание?

3) – Прочитайте тему урока на странице 100 и сформулируйте задачи урока…

Работают в мини-группах:

« Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну».

О слове.

Читают тему урока и формулируют задачи.

П- постановка и формулирование проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации.

Р - целеполагание.

К - умение выражать свои мысли.

Работа над темой урока. Применение знаний и умений.

1) - Давайте  исправим ошибку в записке по данному  алгоритму:

Слово

Определение орфограммы в слове (выбор буквы)

Объяснить значение слова

Правильно записать слово

2) - Как думаете, часто ли бывает причиной ошибок невнимание к слову?

Стр. 100 упр.570 (В парах, затем обсуждается коллективно).

Вывод: невнимание к слову приводит к непониманию и к ошибкам.

Упр.571

Устно объясняют ошибку

Высказывают своё мнение.

Действуют по заданию.

П- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем.

К- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации с одноклассниками и учителем, умение выражать свои мысли.

Физминутка

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова- это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать.

Работа над темой урока. Применение знаний и умений.

1)Упр.572 (В парах, затем обсуждается коллективно).

2)Упр.574 (устно)

3)Самостоятельная работа по карточкам:

выбрать нужное проверочное слово, опираясь на значение слов.

Уд..вительно-                                   диво, дева

м..нять-                                            мина, замена

л..пить-                                             липко, лепка

расч…щать-                                     честь, чисто

л..нивый-                                         лень, линька

скр..пучий-                                     скрип, скрепка

м..стерить-                                      мост, мастер

- Проверьте свою работу по готовому образцу.

4) Шарада

С «и» недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С «е» же делать нелегко,

Коль забрался высоко.

5) Дополнительное задание:

Вспомнить пары таких же слов…

Работают в парах

Сверяют решение с образцом на слайдах.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

слизал - слезал.

П- построение логической цепи рассуждений, умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации.

Р-самоконтроль;

-коррекция.

К - умение выражать свои мысли.

Итог урока. Рефлексия

- За урок мы выяснили, что…

 - Какое значение имеет для вас тема, которую мы рассматривали на уроке? Почему?

- Выразите своё отношение к уроку с помощью прилагательных.

- Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.

- Почему ты так считаешь?

Саморегуляция и умение давать оценку по результатам урока.

Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке.

Высказывают своё мнение.

Р- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

П- умение структурировать знания.

К- аргументировать свои высказывания.

Домашнее задание

Стр.101 упр.575, 576

Записывают задание в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

Урок русского языка во 2 классе по новым стандартам. Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.Цель урока: усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов, а так же овладение способами пров...

Урок русского языка в 3 классе по теме: Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне.

Дети совершенствуют навык правописания безударных гласных в корнях и приставках....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Лексическое значение слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классеТема: «Лексическое значение слова»Целевые установки:- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;- познакомить с лексическим значением сл...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...