Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: От значения слова к правильному написанию"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Работа на уроке организована в малых группах, используется метод сотрудничества, формы работы на уроке позволяют повысить самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, развивают критическое ртношение к своим высказываниям и мнению товарищей.В урок включён расказ по теме, сенквейн, тест, игровые моменты, музыкальная физминутка, музыкальное оформление самостоятельной работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.rar | 1.93 МБ |
spaces_ru_9053237990.rar | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по УМК «Гармония» в 4 классе.
Учитель МБОУ СОШ №3 с.Арзгир Галда Т.Н.
Тема урока: От значения слова к правильному написанию.
Цель:
- Развивать навыки грамотного письма, основанные на значении слова.
-тренировать учеников в выполнении освоенных способов действия : нахождение «опасных мест»- орфограмм, их классификации;
-организовать работу уч-ся в малых группах по методу сотрудничества;
-повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля;
-развивать критическое отношение уч-ся к своим высказываниям и мнению товарищей,
формировать адекватную самооценку;
-воспитывать у уч-ся интерес к русскому языку.
Оборудование :мультимедийная установка, карточка с пословицей, тесты, этимологический словарь, учебники.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Возьмитесь за руки. Вы чувствуете тепло рук? Это ручеек тепла, дружбы, взаимопонимания, согревающий вас. Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, подарите свои улыбки мне. Садитесь на свои места. Начинаем наш урок русского языка.
Девиз нашего урока « С малой удачи начинается большой успех»
Перед вами лесенка знаний, определите свое нынешнее положение на ней
-Как вы думаете, все вы знаете о русском языке?
За урок мы с вами постараемся подняться хотя бы на одну ступеньку, а это будет нашей малой удачей, которая когда-нибудь приведет к большому успеху.
II.Сообщение темы, цели урока.
-Ребята, на столах у вас лежат листы цветного картона, разрезанного на пазлы. Необходимо собрать пазлы одного цвета, сложить их так, чтобы получился целый лист и на обратной его стороне прочитать пословицу.
п/о – « Слово живет тогда, когда ты открываешь его
тайну».
- О каком главном работнике нашего языка упоминается в пословице?
п/о – о слове.
Актуализация опорных знаний.
Всегда ли мы правильно понимаем сказанное слово? Вот послушайте одну историю.
Рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером , сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
-Ну как? -спросил Дима вернувшуюся сестру.
-Отнесла. Сказал, что придет к шести часам.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
Петька принесет, я ему написал записку, он обещал. А пока разделимся на команды и приготовим ворота.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования- длинный деревянный меч.
-Почему так получилось? Давайте посмотрим на эту записку с разрешения Пети.
Приходи с мечом вечером , сыграем
Когда Дима писал записку, чему главному в слове не уделил внимание мальчик?
п/о - его значению
Тема нашего урока:
« От значения слова- к правильному написанию».
Цель рока:
Развивать навыки грамотного письма, основанные на значении слова.
- Работа над темой урока.
Давайте поможем мальчикам понять друг друга, исправим ошибку в записке.
А для этого надо вспомнить наш алгоритм
Алгоритм
Слово
Определение орфограммы в слове(выбор буквы)
Объяснить значение слова
Правильно записать слово
Комментированное письмо: Приходи с мячом (мяч), сыграем .
1.Работа с текстом в группах.(устно)
1)Как думаете, часто ли бывает причиной ошибок невнимание к слову? Читает стихотворение наизусть ученик
Пришло письмишко мне.
Гляжу-
Из лагеря, от Мишки…
«Здесь чудный лук, и я лижу»
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
« Здесь лиса, красивый, длинный прут.
На днях в лесу нашел я грип и очень был доволен»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется- надо подлечить:
Заставить правила учить!...
-Все ли понятно из письма? Давайте разберем, о чем хотел рассказать Мишка своему другу. Ваша задача исправить ошибки в словах, обращаясь к их значению.
Алгоритм
Слово
Определение орфограммы в слове( выбор буквы)
Объяснить значение слова
Правильно записать слово
3)Работа в группах по исправлению ошибок в письме.
«Здесь чудный лук, и я лижу.
Здесь лиса, красивый, длинный прут.
На днях в лесу нашел я грип и очень был доволен»
4)Проверка работы фронтально.(устно)
Здесь чудный луг( луга) парный согласный на конце слова, на луке нельзя лежать , а на лугу в траве можно,
Лежу (безударный гласный в корне) от слова лег. Значит, Мишка в письме хотел сказать, что около лагеря чудные луга и он лежит, отдыхает, а не лижет лук.
Запись предложения в тетрадь (комментированное письмо)
Дальше мальчик имел в виду лес( безударная гласная в корне) и пруд( парный согласный в корне)- водоем, поэтому правильно надо написать:
Здесь леса(лес), красивый, длинный пруд(пруды).
Гриб-грибы.
Вывод: невнимание к слову приводит к непониманию и к ошибкам.
5) Игра «Не попадись в ловушку» -Выбрать из упражнения только слова , записанные с ошибкой, записать и к ним подобрать проверочные слова- доказательства своей правоты. Не забудьте об алгоритме (по ТПО)
Упр 565
Кормить- корм,
Подарить-дар,
Затрещать- треск,
Посинеть-синий,
Слабеть- слабый,
Стареть-старый,
Жалеть- жалко,
Объяснить- ясно.
В какой части слова были ошибки?
Какой способ проверки помог их исправить?
- Физминутка.
Чтобы видеть все вокруг,
Надо быть внимательным.
Окружающий нас мир
Очень занимательный.
Под листочек загляни, ???
Солнышку обрадуйся,
Всем вокруг ты помоги,
Руку другу протяни-
Вот и замечательно!
- Работа по теме урока.
1) Работа в парах по карточкам
выбрать нужное проверочное слово, опираясь на значение слов.
Уд..вительно- диво, дева
М..нять- мина, замена
Л..пить- липко, лепка
Расч…щать- честь, чисто
Л..нивый- лень, линька
Скр..пучий- скрип, скрепка
М..стерить- мост, мастер
-Проверка выполнения задания:
Уд..вительно- диво
М..нять- замена
Л..пить- лепка
Расч…щать- чисто
Л..нивый- лень
Скр..пучий- скрип
М..стерить- мастер
2 «Заморочки из бочки»
Шарада.
С «и» недолго сделать кошке,
Если есть сметана в плошке.
С «е» же делать нелегко,
Коль забрался высоко.
п/о- слизал - слезал.
3) Игра « Хотите посмеяться?»
Мальчик полоскал собаку.(ласка)
Мама отварила дверь.(ворот)
Все спустились с горы, а Витя еще слизал.(лез)
Что помогло нам понять смысл предложений?
п\о-значение слова.
4) Самостоятельная работа , тест.
Задание сопровождается несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные Необходимо сделать выбор правильного варианта ответов.
№1 слова | Ответы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Хл..пушка | о | о | а | о |
Св..кольник | и | е | и | и |
Л..нейка | е | и | е | и |
Г..лчата | а | а | а | а |
С..довник | а | а | о | о |
Пов..р | о | а | а | а |
С..лач | и | и | е | и |
М..сной | я | я | и | е |
- Взаимопроверка тестов, самооценка.
Проверка тестов на экране.
- Знание чего помогло справиться с заданием?
п/о значения слова
VI.Итог урока .
Синквейн
1………………………….
2. бесчисленное, многозначное
3.работает, указывает, называет
4.требует большого внимания
5.его значение приводит к правильному написанию.(слово)
VII.Рефлексия.
Итак, за урок мы выяснили, что:
приводит к орфографической ошибке… невнимание к значению слова
приводит к непониманию друг друга….
Но у нас есть помощник в работе со словами -этимологический словарь.
Ребята, давайте теперь обратимся к лесенке знаний и она подскажет как прошел урок.
Как вы считаете, поднялись мы хотя бы на одну ступеньку?
Определите теперь ваше расположение на лесенке .Поработаем у нашей общей лесенки.
Если вам на уроке было все понятно, то прикрепите желтые полоски в столбик , где указан этот цвет. Если у вас на уроке возникли трудности, прикрепите полоски зеленого цвета.
Если не справились с работой на уроке, прикрепите красную полоску.
VIII. Домашнее задание: составить перечень слов, в корнях которых буквы современными словами не проверяются, но их написания подсказывает история упр №570.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...
Урок русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)".
Открытый урок по русскому языку в 4классе УМК "Гармония"...
Урок русского языка «Что такое лексическое значение слова»
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».Задачи урока: - способствовать формированию лексического запас...
Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «лексическое значение слова», формирование умения определять лексическое значение слова; умения находить в толковом словаре определен...
Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Тема: «Прямое и переносное значение слова»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о прямом и переносном значениях слов; формирование умений находить слова с прямым и перено...
Технологическая карта урока русского языка «Как можно объяснить значение слова» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока «Как можно объяснить значение слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для знакомства обучающихся с понятием «лексическое знач...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...