Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Семеркина Ольга Николаевна

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

·          фронтальная

·          самостоятельная

·          групповая

Методы работы:

·          наглядный

·          диалог

Приемы ТРКМ: толстый и тонкий вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_narechie_moy.doc100.5 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka_moy_6.04.ppt2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа №20»

о. Муром Владимирской области

Семёркина Ольга Николаевна

I квалификационная категория

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе

по теме «Наречие»

Технология развивающего обучения

 (система Л.В. Занкова)

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

  1. фронтальная
  2. самостоятельная
  1. групповая

Методы работы:

  1. наглядный
  2. диалог

Приемы ТРКМ: толстый и тонкий вопросы

Оборудование: Учебник «Русский язык»  А.В.Полякова 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайды

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учите русский годы  кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом!

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. 

- Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Бенедикт Спиноза

- Запишем число, классная работа.

  1. Минутка чистописания.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

В слове земля безударная гласная …

Звук парный звуку {г}. Запишите букву, которой он обозначается

В слове перрон  удвоенная согласная …

Пунктуационный знак, похожий на действие деление.

Парная согласная в слове зуб

Буква, в литере вашего класса.

Непроизносимая согласная в слове праздник

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

(е к р : б а д ь)

- Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

- Посмотри внимательно на оставшиеся буквы. Какое задание вы бы предложили?

- Из данных букв составьте слово, запишите его (декабрь). - дай характеристику

(Словарное слово, непроверяемая безударная гласная е,

существительное м.р., 2 скл, неодуш, нариц и.п.,

Значение слова Декабрь по Ожегову: - Яковлева Настя
Декабрь - Двенадцатый месяц календарного года

Декабрь в Энциклопедическом словаре:Ляхов Сергей
Декабрь - (лат. december - от decem - десять),
двенадцатый месяц календарного года (31 сутки).

- А у меня нет дома словаря – где ещё я могу найти эту информацию? (в Интернете)

   

1 стадия. Вызов.

  1. Актуализация знаний.

- Декабрь – первый месяц зимы. Как говорится в пословице - В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

(Эту и другие пословицы вы сможете найти в сборнике «Пословицы и поговорки»)

- Но не только в устном народном творчестве мы можем найти сведения об этом месяце, многие поэты посвящали стихи этому зимнему месяцу. Я попросила Машу найти и выбрать в Интернете стихотворение про декабрь. Послушаем, что у неё получилось.

- Я прочитаю отрывок из стихотворения, которое так и называется – декабрь.

(Читает Наумова Мария)

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Реки покрывает он прочно гладким льдом.
И Рождество справляют, и Новый год встречают
Все люди этим белым морозным декабрём.

- Так как мы с Машей это задание обговорили заранее, то её отрывок я напечатала и вынесла для вас на слайд. Внимание на экран.

- Посмотрите на 2 строку этого стихотворения. Какое задание можно предложить к данному предложению? (Разобрать по членам и частям речи)

-Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.

-А теперь тот, кто засомневался?

Проблема

-С какой проблемой вы столкнулись?

- 1 уч. Как обозначить слово « прочно» в предложении?

- 2 уч. Какой частью речи и членом предложения выражено слово « прочно»?

-Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите словосочетание.

- 1уч. Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос  «как?».

-2 уч. Это и не имя прилаг., т.к. слово « прочно» поясняет глагол, а  не имя сущ.

-3 уч. Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета.

4. Выход на тему урока учащимися.

- А кто знает, что это за часть речи?

-4 уч. Это наречие.

-Откуда знаете?

-Какой будет тема урока?  

-5уч. Тема урока: « Наречие»

- Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?  Для этого поработаем в группах. (7 групп) – 3 ряда - 3 варианта

- 2 тонких и 1 толстый. (схема  вам в этом поможет)

(Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа.

Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)

(Записать вопросы на карточках) – голубой цвет

Тонкие вопросы

- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Что обозначают слова этой части речи?

- Как изменяются слова данной части речи?

- Каким членом предложения является?

- Какие существуют  правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если  исчезнут эти слова из нашей речи?

- Для чего используем эти слова в нашей речи?

- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но  у нас всё это получится, если будем работать сообща,  помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

2 стадия . Осмысление содержания.

  1. Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

- Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

1. Часть речи …….

2. Отвечает на ? ………

3. Роль ……….

4. Обозначает …………..

5. Изменяемая или неизменяемая часть речи …………

6. В предложении является …………..

- План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших открытий. (желтый цвет)

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках. (зелёный цвет)

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах)

1группа.

Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

2 группа.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.

3 группа.

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев)

4 группа.

Уж солнца луч ложится косо, вдали проглянула река. (А.Майков)

5 группа.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно. (И.Суриков)

6 группа.

И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист. (А.Твардовский)

7 группа.

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.

- Проверим выполнения задания.

(Где?) впереди, (когда?) вечером.

(Как?) слабо, (как?) жалобно.

(Как?) неохотно, (как?) несмело.

(Как?) косо, (где?) вдали.

(Как?) крепко, (как?) непробудно.

(Как?) неохотно, (как?) морозно, (как?) вкусно.

(Где?) налево, (где?) направо.

- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос  к а к?

- Теперь обратимся к учебнику, откроем с 121 упр. 180, в нём  дан ряд предложений, с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу

- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.

Правило с.121 – Найдите, используя правило на с.121, какие вопросы мы не выделили? – запись в таблицу

Отвечаем на следующий пункт плана:

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.)  Запись в таблицу

Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.

-А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос

Физминутка.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

Проверим пункт 5 нашего плана. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Работаем в группах. – розовый цвет

1,2 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед. ч.                                                                  мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________________

3 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                    м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

4 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

                                    пр. в.

Образец:  появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

5 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

   

6, 7 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

8 группа: - Зимин Антон

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________

(Проверка по группам)

- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?

- Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – запись в таблице

Отвечаем на последний пункт нашего плана.

- Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

-2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.

-3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.

-4 уч. Значит, это новый член предложения

- И этот член предложения называется  «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и  подчеркивается: точка, тире

Вернулись к нашему предложению и выделили наречие ПРОЧНО

Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где?  и в предложении является обстоятельством.

  1. Вторичное закрепление Включение в систему знаний.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 181, с.122 - Прочитайте задание.

Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно. (1, 2,  и 3, 7)

(двое у доски) (4,6) и (5, 8)

Дети работают самостоятельно.

Самопроверка (слайд) Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

- Проверим работу ребят у доски.

7. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

-1уч. Я знаю, что такое  наречие.

-2 уч. Я умею находить наречие в предложении.

-3 уч. Я знаю, зачем наречия нужны в речи.

-Расскажите о наречии все,  что вы узнали.

Работа с учебником

-Откройте учебник на с.110  и прочитайте правило. Все ли выводы мы с вами сделали?

-1 уч. Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебнике.

-2 уч. Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные.

-Верно, эту задачу мы решим на следующих  уроках, а также попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались нерешёнными

Самоконтроль и самооценка

-Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

- 1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!

- 2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.

-3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.

8. Домашнее задание

-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Или выполните упр № 184

12.Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.

13. Рефлексия.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся  солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.

Доп.задание:

Цель: заменить фразеологизм одним словом – наречием

Работать спустя рукава – небрежно

Рукой подать – близко

Навострить уши - внимательно

Как курица лапой – неразборчиво

Засучив рукава - старательно

С пятого на десятое – бессвязно

Зарубить на носу– крепко

В мгновение ока – моментально

На глазок – приблизительно

За тридевять земель – далеко

Найдите пары антонимов – составьте с ними стихотворения или предложение

- Выбери фразеологизмы, которые соответствуют твоему настроению на уроке.

Мыслители:

Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это   как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс, по теме" Наречие".

Урок открытия новых знаний. Формы работы на уроке: работа в группах, в парах.Имеется занимательный материал, который можно использовать на других уроках русского языка....

План-конспект урока по русскому языку в 3 класс с применением технологии проблемного обучения .

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.Зада...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое состояние?", 1 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о состоянии объекта; выявление объекта, что он может быть в разных состояниях.Планируемые результатыПредметные знать: изменения состояния п...

Конспект урока по русскому языку «Части слова. Окончание», 2 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Цели деятельности учителя:  создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание. Планируемые результатыПредметные знать...

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....