конспект урока по русскому языку 3 класс Перспектива Тема:"Обобщение знаний по теме Состав слова"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок  русского языка

Тип: урок - рефлексии.

Тема: Обобщение знаний по теме «Состав слова»

№п\п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

- Выполним упражнение

«Думательный колпак»

«Перекрестный шаг»-

Тип сегодняшнего урока -  урок рефлексии, повторения изученного материала. Назовите этапы данного типа урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять.

Буду грамотно писать!

- Мы с вами продолжаем путешествовать по ОКЕАНУ ЗНАНИЙ. День за днем мы познаем что-то новое интересное увлекательное. И сегодня наш корабль под названием 2-В приплыл к необычному острову.

Выполняют психолого-педагогические техники

Уточняют этапы данного типа урока

Настраиваются на урок

Слайд: океан знаний, корабль-2-В, остров

2

Актуализация и пробное учебное действие.

- Как называется этот остров, и кто, и что его населяет, мы можем узнать, актуализировав наши понятия

Актуализация понятий

- Я читаю формулировку понятия, а вы, посовещавшись в командах, сигнализируете мне той карточкой, которая является ответом на мой вопрос.

1. Изменяемая слова, стоящая в конце слова, служащая для связи слов в предложении…окончание

2. Главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. В родственных словах он пишется одинаково…корень

3.Часть слова стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов…приставка

4.Часть слова стоящая после корня и служащая для образования новых слов…суффикс

- Итак, как  назвать одним словом эти части слова, которые мы с вами вспомнили? МОРФЕМЫ. Значит и остров наш называется… МОРФЕМНЫЙ. Кто же населяет этот остров? Как называются жители этого острова?

Работа по группам

Слайд: окончание, корень, приставка, суффикс (выплывают по мере ответов)

Выплывает название острова Морфемный с картинкой частей слова

3

Локализации индивидуальных затруднений.

- Посмотрите человечки - морфемы стоят в недоумении. Что случилось со словами?

ВОД

НАД

ЫЙ

Н

ОЙ

ВОД

ЯН

- Случилась беда, слова рассыпались. Подумайте, какое задание нужно подобрать к этой таблице?

- Нужно собрать эти слова и разобрать их по составу (т.е. выделить изученные нами части).

Слайд: таблица с перепутанными частями слова

4

Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Чему мы будем учиться на нашем уроке. Как мы будем учиться этому?

Предполагаемые ответы: составлять из морфем слова.

5

Реализация построенного проекта.

- Итак, вернемся к нашим «рассыпанным» словам. Какие  слова получили. Запишите их. Выделите корень

Ребята, а как можно назвать записанные вами слова? (родственные однокоренные) Почему?

- Подберите еще несколько однокоренных слов с корнем – вод-. Запишем.

- Ребята, посмотрите, в эту группу однокоренных слов просится еще одно слово «водитель». Возьмем его, ведь там тоже корень –вод- ? Обоснуйте свой ответ.

- Какую морфему (часть слова) мы сейчас повторяли? Что знаете о корне?

У доски по 1 человеку

Надводный

Водяной

Вода

Водичка

Водолаз

Подводный

Слайд со словом - водитель

- Уточняют знания.

6

Обобщение затруднений во внешней речи.

Итак, двигаемся по острову дальше. Нас встречает корень

И снова путаница. Лист, дом листочек домик лиственный домовой листик домашний.

- У вас на партах листы с аналогичными словами. Подумайте, какое задание нужно подобрать к этим словам?

 Правильно, разбить слова по однокоренным группам. Вы работаете по группам. Распределяете слова в два столбика, выделяете корень. Запишите их в тетрадь.

- Проверьте и самооцените вашу работу по командам смайликами.

-Итак, чему мы сейчас учились? Что такое корень?

Слайд: слова записаны в беспорядке

Работают в группах на листочках

Появляются слова распределенные на две группы

Оценивают работу группы смайликами.

7

Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

Итак, двигаемся по острову дальше. Нас встречает суффикс.

  • -Найдите в записанных вами словах

два слова, в которых встречается одинаковая часть, стоящая после корня. Посовещайтесь в командах, что это за слова?

  • - Как же называется эта часть слова? Суффикс. Что вы знаете о суффиксе? Для чего он служит? На что указывает данный суффикс – ик-? (маленький размер). Какие еще вы знаете суффиксы указывающие на небольшой или маленький размер? (голова- головка, кот- котенок, город- городок) –к, - енок, - ок

  • -Задание такое. Найти среди слов, записанных на листочке,  как можно больше слов с данным суффиксом. (обведите их)  Можно совещаться в командах. Проверим.
  • -Ребята, подумайте, какой суффикс мне поможет превратить маленький домик и маленький  листик в очень  большой дом и лист?

Поработайте в группах над образованием новых слов

- Итак, над какой частью слова мы работали? Что такое суффикс? Для чего служит?

Обсуждают в командах. Предполагаемый ответ

Слайд: Домик, листик

(можно картинки) суффикс –Ик-

(глазик,  дождик, комарик,, носик, котик, хвостик, сомик )

Обсуждают в командах. Предполагаемый ответ –Ищ-

Запишем комментировано у доски пары слов

Глазик - глазище

Дождик- дождище

Комарик- комарище

Носик- носище

Котик – котище

Хвостик- хвостище

Сомик- сомище

8

Включение в систему знаний и повторения.

Итак, двигаемся по острову дальше. Нас встречает приставка. В этой части Морфемного острова прошел ураган. Посмотрите что случилось. Какая часть слова оторвалась? Что такое приставка? Для чего она служит? Где пишется?

Пере    

Под     лет

Вы

За

У

С

По

- Подумайте, какое задание можно подобрать к этим частям слова. Что нам поможет образовать новое слово. Где писать приставку. Образуйте с одним из слов предложение.

Ребята, ураган разорвал не только слова на части, но и перепутал слова в моем предложении. Помогите мне его составить.

Запишем комментировано

Самолет совершил перелёт через океан

Итак, над какой частью слова мы работали? Что такое приставка? Для чего она служит?

Думают, рассуждают, делают выводы

Обсуждают полученные слова в группах.

Составляют устно предложения.

1 человек у доски

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

ДОМИНАНТА- Зачем вам то, что вы сейчас узнали?  Где вам может  в жизни  пригодится эта информация?

Чему учились на уроке?

Что узнали?

Подведите итоги урока

Подводят итог.

Д.з. уч. с. 68 задание 3- записать разобрать по составу

 

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.

Котёнок, глазик, учитель, дождик, водичка, комарик, ракушка, носик, палка, котик, старушка, хвостик,  малышок, сомик.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока с презентацией по математике "Закрепление и обобщение знаний по теме «Прибавить и вычесть 3»"

Тема.Закрепление и обобщение знаний по теме «Прибавить и вычесть 3»Тип урока. Закрепление изученного материалаЦель:  создать условия для повторения прибавления и вычитания числа 3,сове...

Разработка урока по русскому языку с элементами МДО "Закрепление знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне".

Мною был разработан урок по русскому языку для учащихся 3 класса по теме"Парные согласные. Закрепление" в технологии МДО....

Конспект урока по математике 1 класс "Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». (УМК «Школа России)

Конспект урока по математике разработан для учащихся 1 класса по программе "Школа Росии"....