Конспект урока по русскому языку «Части слова. Окончание», 2 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 19.02.2019 Школа: 148 Класс: 2 «Б» Кабинет: 221 | ФИО учителя Кожевникова Т. И. ФИ студента Комлева А., 36 гр. ФИО методиста Галиуллина Н.К. |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Части слова. Окончание»
Цели деятельности учителя: создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание.
Планируемые результаты
Предметные
знать: определение понятия - окончание, как оно выделяется;
уметь: выделять окончания в слове.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык», Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н., 2 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Наглядный: презентация Практический: психологический настрой | 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. - Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке. - Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее. - Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный, частично-поисковый, языковой анализ: учебный диалог, беседа, ответы на вопросы Наглядный: презентация | 4-5мин | - Ребята писали высказывания. У д_тей м_чи. _ни г_няли их по п_лю. Стали проверять орфограмму в слове м_чи. -Проверять нужно словом меч, - сказал Петя. - В этом изменении у гласного звука сильная позиция. -Нет, проверять нужно словом мяч, - возразила Маша. – Здесь тоже гласный звук в сильной позиции. Кто же прав? Петя или Маша? Почему? -Ребята, а какую букву мы будем писать в слове д_тей, и как проверить? - Слово _ни? -А в слове г_няли? | Выделяют необходимую информацию - Я думаю, что права Маша. Здесь выбор гласной зависит от лексического значения слова. Мы не можем гонять мечи под окном, а мяч можем. -Будем писать гласную е потому что, ставим гласную в сильную позицию: дети. -Ставим в сильную позицию он. -Мы можем проверить словом гонка, гонит (сильная позиция). | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К.: выработка общей точки зрения, отстаивание собственной |
III. Постановка учебной задачи Словесный, частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог | 7м | -Ребята, почему не годится Петина проверка для орфограммы в слове слово? Ведь он нашел сильную позицию гласного звука в изменении того же самого слова: слова. -Оказывается, слово, как и любой предмет (стул, стол, машина), состоит из разных частей. И у каждой части есть своя особая работа. Ребята посмотрите на слайд. Какие части у стола мы можем назвать? -Ребята, о чём сообщает слово кукла? -Произнесите изменение этого слова. -О чём оно сообщило? -Как вы узнали, что сообщение о количестве предметов различно? -Давайте сравним буквы в изменениях слова! Если буквы одинаковые, поставим знак равно, если разные – неравно! к у к л а - одна, ед.ч. = = = = - к у к л ы – много, мн.ч. -Какими буквами отличаются эти изменения? -Какую работу выполняют эти буквы? -А так как они выполняют работу, значит, это не просто буквы, а что? -Эту часть будем выделять вот так: -А где в слове находится эта часть? -Значит, этой частью оканчивается слово! - Сегодня у нас в гостях дедушка Ус, он хочет сообщить о чём то важном. Откройте учебники на с.7, прочитаем хором! Совпадает ли наш вывод с этой информацией? -Ребята, прочитав информацию, назовите тему урока? -Отталкиваясь от темы урока, поставьте цель урока. | -Нет, есть и словарные слова, которые нельзя проверить. -Крышка, ножки, ящики. -Предмет, игрушка, одна. -Куклы. -Много. -Кукла обозначает одну, а куклы много. -А,ы. -Сообщают о количестве предметов. -Части. -В конце. -Часть, которая сообщает о количестве предметов, изменяется при изменении слова по числу. Такая изменяющаяся часть слова называется окончанием. -Части речи. Окончание. -Узнать, как окончание влияет на слово, научиться находить окончания и выделять их. | П.: подведение под понятие П.: построение речевого высказывания Р.: целеполагание П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Частично-поисковый, языковой анализ: постановка вопросов, морфемный разбор Словесный: ответы на вопросы, моделирование Словесный: беседа | 7м | - Я буду читать загадки, вы называете отгадку и записываете её в 1 столбик, с пропуском орфограмм слабых позиций. Укажите цифрой способ проверки орфограмм. а) Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой, Ярко-красный галстук мой. б) Есть на дереве дворец, Во дворце сидит…. -Сколько предметов обозначают эти слова? - Слова употреблены в ед. числе. - Измените слова так, чтобы они обозначали не один предмет, а несколько. Поставьте их во мн. число. - Как изменилось написание слов во 2 столбике? Что вы заметили? - Выделите эту гласную окончанием. - Измените эти слова 1 столбика так, чтобы правильно употребить их в данном предложении: Мы увидели ……… . - Запишите их в 3 столбик. -Как мы изменили слова, чтобы предложения были правильными? - Выделите последние буквы словах 3-го столбика. | Сн2_гирь - по словарю Скв1_рец – изменение слова Один. Снегирь сн_гири – если загляните в словарь, то записываете с гласной. скворец скв_рцы После согласной на конце слова добавилась гласная. Снегиря, скворца. Изменили последнюю букву. | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение информации П.: построение речевого высказывания К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Практический: выполняют движения | 2 м | Динамическая пауза | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии | |
V. Первичное закрепление Словесный: беседа Практический: составление алгоритма | 7м | -Предлагаю поработать в парах. -Обсудите и расположите последовательность действий по порядку. Чтобы найти окончание, нужно: 1. 2. 3. изменить слово по числу сравнить изменения выделить изменившуюся часть -Одна пара выйдет к доске, и объяснит способ выделения окончания. -Ребята на странице 11 упражнение 226. Вам нужно найти в словах окончания и выделить их. Образец: картина-ед.ч. ====== картины-мн.ч. Выполним устно. | 1.изменить слово по числу 2.сравнить изменения 3.выделить изменившуюся часть -Береза- березы, деревня- деревни, лопата- лопаты, сёла- село, корова- коровы. | П: поиск и выделение информации П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения письменно по заданию | 7-9мин | -Ребята открываем учебник на странице 11, упражнение 227. Прочитайте задание. -Выполняем упражнение на листочках, вам нужно будет не просто найти окончание и выделить его, но и изменить и написать слово в другом числе. -Сдаем листочки! | Найдите в словах окончания. Ягоды- ягода, собаки- собака, сорока- сороки, девочка- девочки, лисицы- лисица, поле- поля. | П: анализ объектов с выделением сущ-х 1признаков; К: контроль П: поиск и выделение необходимой информации |
VII. Включение в систему знаний Практический: выполнение упражнения по заданию | 3мин | Упражнение 228. Прочитайте предложения. - Ребята, прочитайте задание после. -Правильно Петя считает, что выделяя окончание, он объяснил так: окончание слова - это конец слова, его последняя буква? -Спишите предложения и выделите окончание. | В углу сада росла старая груша. Она болела, и плодов на ней было мало. Дедушка отпилил у груши больную ветку. -Нет, неправильно, окончание – это изменяемая часть слова, и это может быть не только одна буква. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К: умение полно и точно выражать мысли |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: обобщающая беседа | 2-3мин | Деятельностная -Ребята, какая тема нашего урока? -Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили? -Что нового вы узнали? -Что запомнили? -Что смогли сделать? Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке? -Записываем домашнее задание: выполнить упражнение 229. -Спасибо за урок, до свидания! | Проводят самоанализ деятельности. -Части слова. Окончание. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р:осуществление итогового контроля |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс
Конспект урока разработан в соответствии ФГОС...
конспект урока по русскому языку Части речи 3 класс
конспект урока...
Конспект урока по русскому языку "Части речи" 4 класс
Конспект урока по русскому языку по теме "Части речи" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Что такое состояние?", 1 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о состоянии объекта; выявление объекта, что он может быть в разных состояниях.Планируемые результатыПредметные знать: изменения состояния п...
Конспект урока по окружающему миру "Развитие животных", 1 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о развитие животных.Планируемые результатыПредметные знать: как развиваются животные;уметь: правильно определять как рождается и развиваетс...
Конспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс Канакина,Горецкий. Школа России
онспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс Канакина,Горецкий. Школа России...