Конспект урока по русскому языку «Части слова. Окончание», 2 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Турковская (Комлева) Анастасия Александровна
Цели деятельности учителя:  создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание. 
Планируемые результаты
Предметные 
знать: определение понятия - окончание, как оно выделяется;                                                                                             
уметь:  выделять окончания в слове.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        19.02.2019

Школа: 148

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 221                                                                                                                                                                                         

ФИО учителя Кожевникова Т. И.

ФИ студента Комлева А., 36 гр.

ФИО методиста Галиуллина Н.К.

                                                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Части слова. Окончание» 

Цели деятельности учителя:  создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание. 

Планируемые результаты

Предметные 

знать: определение понятия - окончание, как оно выделяется;                                                                                            

уметь:  выделять окончания в слове.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н., 2 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Практический: психологический настрой

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке.

- Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный, частично-поисковый, языковой анализ: учебный диалог, беседа, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

4-5мин

- Ребята писали высказывания.

У д_тей м_чи. _ни г_няли их по п_лю.

Стали проверять орфограмму в слове м_чи.

-Проверять нужно словом меч, - сказал Петя. - В этом изменении у гласного звука сильная позиция.

-Нет, проверять нужно словом мяч, - возразила Маша. – Здесь тоже гласный звук в сильной позиции.

Кто же прав? Петя или Маша? Почему?

-Ребята, а какую букву мы будем писать в слове д_тей, и как проверить?

- Слово _ни?

-А в слове г_няли?

Выделяют необходимую информацию

- Я думаю, что права Маша. Здесь выбор гласной зависит от лексического значения слова. Мы не можем гонять мечи под окном, а мяч можем.

-Будем писать гласную е потому что, ставим гласную в сильную позицию: дети.

-Ставим в сильную позицию он.

-Мы можем проверить словом гонка, гонит (сильная позиция).

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К.: выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

III. Постановка учебной задачи

Словесный, частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

-Ребята, почему не годится Петина проверка для орфограммы в слове слово? Ведь он нашел сильную позицию гласного звука в изменении того же самого слова: слова.

-Оказывается, слово, как и любой предмет (стул, стол, машина), состоит из разных частей. И у каждой части есть своя особая работа. Ребята посмотрите на слайд. Какие части у стола мы можем назвать?

-Ребята, о чём сообщает слово кукла?

-Произнесите изменение этого слова.

-О чём оно сообщило?

-Как вы узнали, что сообщение о количестве предметов различно?

-Давайте сравним буквы в изменениях слова! Если буквы одинаковые, поставим знак равно, если разные – неравно!

к у к л а   - одна, ед.ч.                                                                                                                                      = = = = -                                                                                                                                      к у к л ы – много, мн.ч.

-Какими буквами отличаются эти изменения?

-Какую работу выполняют эти буквы?

-А так как они выполняют работу, значит, это не просто буквы, а что?

-Эту часть будем выделять вот так:

-А где в слове находится эта часть?  

-Значит, этой частью оканчивается слово!

- Сегодня у нас в гостях дедушка Ус, он хочет сообщить о чём то важном. Откройте учебники на с.7, прочитаем хором!

Совпадает ли наш вывод с этой информацией?

-Ребята, прочитав информацию, назовите тему урока?

-Отталкиваясь от темы урока, поставьте цель урока.

-Нет, есть и словарные слова, которые нельзя проверить.

-Крышка, ножки, ящики.

-Предмет, игрушка, одна.

-Куклы.

-Много.

-Кукла обозначает одну, а куклы много.

-А,ы.

-Сообщают о количестве предметов. 

-Части.

-В конце. 

-Часть, которая сообщает о количестве предметов, изменяется при изменении слова по числу. Такая изменяющаяся часть слова называется окончанием.

-Части речи. Окончание.

-Узнать,  как окончание влияет на слово, научиться находить окончания и выделять их.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Частично-поисковый, языковой анализ: постановка вопросов, морфемный разбор

Словесный: ответы на вопросы, моделирование

Словесный: беседа

- Я буду читать загадки, вы называете отгадку и записываете её в 1 столбик, с пропуском орфограмм слабых позиций.

Укажите цифрой способ проверки орфограмм.

а) Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой,

Ярко-красный галстук мой.

б) Есть на дереве дворец,

Во дворце сидит….

-Сколько предметов обозначают эти слова?

- Слова употреблены в ед. числе.

- Измените слова так, чтобы они обозначали не один предмет, а несколько. Поставьте их во мн. число.

- Как изменилось написание слов во 2 столбике? Что вы заметили?

- Выделите эту гласную окончанием.

- Измените эти слова 1 столбика так, чтобы правильно употребить их в данном предложении:

Мы увидели ……… .

- Запишите их в 3 столбик.

-Как мы изменили слова, чтобы предложения были правильными?

- Выделите последние буквы словах 3-го столбика.

Сн2_гирь  - по словарю

Скв1_рец – изменение слова

Один.

Снегирь сн_гири – если загляните в словарь, то записываете с гласной.

скворец скв_рцы

После согласной на конце слова добавилась гласная.

Снегиря, скворца.

Изменили последнюю букву.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Практический: выполняют движения

2 м

Динамическая пауза

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: составление алгоритма 

-Предлагаю поработать в парах.

-Обсудите и расположите последовательность действий по порядку.

Чтобы найти окончание, нужно:

1.

2.

3.

изменить слово по числу

сравнить изменения

выделить изменившуюся часть

-Одна пара выйдет к доске, и объяснит способ выделения окончания.

-Ребята на странице 11 упражнение 226. Вам нужно найти в словах окончания и выделить их. Образец: картина-ед.ч.

                       ======

                       картины-мн.ч.

Выполним устно.

1.изменить слово по числу

2.сравнить изменения

3.выделить изменившуюся часть

-Береза- березы, деревня- деревни, лопата- лопаты, сёла- село, корова- коровы.

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Словесный: беседа

Практический: выполнение упражнения письменно по заданию

7-9мин

-Ребята открываем учебник на странице 11, упражнение 227. Прочитайте задание.

-Выполняем упражнение на листочках, вам нужно будет не просто найти окончание и выделить его, но и изменить и  написать слово в другом числе.

-Сдаем листочки!

Найдите в словах окончания.

Ягоды- ягода, собаки- собака, сорока- сороки, девочка- девочки, лисицы- лисица, поле- поля.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  1признаков;

К: контроль

П: поиск и выделение необходимой информации

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполнение упражнения по заданию

3мин

Упражнение 228. Прочитайте предложения.

- Ребята, прочитайте задание после.

-Правильно Петя считает, что выделяя окончание, он объяснил так: окончание слова - это конец слова, его последняя буква?

-Спишите предложения и выделите окончание.

В углу сада росла старая груша. Она болела, и плодов на ней было мало. Дедушка отпилил у груши больную ветку.

-Нет, неправильно, окончание – это изменяемая часть слова, и это может быть не только одна буква.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2-3мин

Деятельностная

-Ребята, какая тема нашего урока?

-Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили?

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

-Что смогли сделать?

Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке?

-Записываем домашнее задание: выполнить упражнение 229.

-Спасибо за урок, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

 -Части слова. Окончание.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 4 класс

Конспект урока по русскому языку по теме "Части речи" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое состояние?", 1 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о состоянии объекта; выявление объекта, что он может быть в разных состояниях.Планируемые результатыПредметные знать: изменения состояния п...

Конспект урока по окружающему миру "Развитие животных", 1 класс УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о развитие животных.Планируемые результатыПредметные знать: как развиваются животные;уметь: правильно определять как рождается и развиваетс...

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс Канакина,Горецкий. Школа России

онспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс Канакина,Горецкий. Школа России...