Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"(перспективная начальная школа)
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Урок построен с учетом стандартов 2-го поколения. На уроке дети знакомятся с алфавитным принципом расстановки книг на библиотечных полках, словарях. Применение алфавитного принципа в повседневной жизни. Данный урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_seminar_2.docx57.64 КБ
Файл prezentaciyaseminar.pptx852.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа»

...Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность…

Бернард Шоу

Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной

зависимости от целей, поставленных самими учениками.

И. П. Подласый

Перед учениками ставится задача внимательно рассмотреть страницу учебника  и определить, какие цели будут достигаться на уроке. Сформулировать учебную задачу помогает соотнесение уже известных и усвоенных учащимися знаков/символов/моделей с теми, которые еще не известны. Каждое «неизвестное» должно быть зафиксировано в виде вопроса: «Как называется этот знак (эта модель)? Что он означает? Как его обнаружить? Как и для чего он применяется?» При этом ученики научаются использовать такие выражения: «Мы будем открывать новое знание», «Сегодня мы будем закреплять свои знания и умения», «Главным способом решения нашей задачи будет наблюдение, сравнение». Каждый раз формулируя учебные задачи на основе выделения еще незнакомых условных символов и знаков, которые станут опорой при изучении нового материала (звукового, грамматического), ученики осознают практическую значимость сравнения. Сравнение становится средством решения учебных задач. В ходе такой работы на уроке формируются регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль, оценка.

Для формулирования целей урока ученики не только проявляют наблюдательность, но и анализируют данные, полученные в результате наблюдения, делают из них определенные выводы, учатся связно и точно выражать мысли в словах. Только формулируя свои мысли во внешней речи, которую слушают все одноклассники, чтобы понять и дополнить, ребенок осознает, понимает, что он будет делать и зачем, что от него требуется. 

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

адекватная мотивация учебной деятельности;

учебные и познавательные мотивы;

ориентация на моральные нормы и их выполнение;

способность к моральной детентрации.

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: 

поиск и выделение необходимой информации;

умение применять правила, пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями.

Коммуникативные УУД:

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться  к одной из них. 

Предметные результаты: Классифицировать буквы по их начертанию. Уметь пользоваться алфавитом. Определять положение  заданной буквы в алфавите: ближе к началу, к середине, ближе  к концу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Знать новые словарные слова.

Тема: Алфавитный принцип растановки книг на библиотечных полках и в словарях

Цель: 1. формировать умения пользоваться алфавитом.

2.познакомить детей со словарем,  новым словарным  словом

Задачи: 

- совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);

- упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практической работы

- формирование УУД:

Предметные: 

  1. продолжить  работу по изучению  алфавита;
  2. познакомить с новым словарным словом и его лексическим значением.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: выполнение заданий с использованием материальных объектов (карточки), проводить сравнение, выбирая верное решение.  Умение работать со словарем.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения (алгоритм списывания и самопроверки), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном, самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы для организации собственной деятельности, формулировать свои затруднения

Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

Содержание этапа урока

Задачи этапа

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Организационный момент

- Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
 Ну-ка, всё ль у нас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
 Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II.    Физкультминутка

Подготовка руки к письму.


Пальчиковая гимнастика.
Пальчик к пальчику приходит –  
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.

Чистописание
— Посмотрите на показ: Аа, Аб, Ав,  Как продолжим? Почему?
— Пропишите показ. Подчеркните те соединения, которые у вас лучше всего получились. 

Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

III. Повторение алфавита. 

               Работа с алфавитом. (Слайд 3 )

      - Посмотрите на экран. Что изображено? (пропуск)Что сделал Миша?

          (вставил  пропущенные буквы)

Дети рассказывают алфавит, правильно называя все буквы.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий,

2) Организовать актуализацию мыслительных операций.

3) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

IV.  Актуализация знаний.
Откройте учебник на страницах 8-9.
— Ребята, куда попали главные герои? Что такое библиотека?
— А что увидели дети в библиотеке? (разбросанные книги, полки)
 Постановка цели урока.
— Предположите, чему будем учиться на уроке? (раскладывать книги на библиотечную полки)
 (Слайд 4)

Формировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й»

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решения.

V.       Изучение нового материала

Слово учителя: У каждой книги есть название и автор. На каждой полке живут книги, фамилии авторов которых начинаются на определенные буквы. Чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую букву фамилии автора данной книги.

--Ребята какой знак в учебнике в задании2  вы видите и что он означает.     (пиктограмма, работавпарах)
-На столе карточки( полки и книги): распределите  все книги на нужные полки.

Дети устно отвечают, какие книги должны стоять на каждой полке.

-Ребята, на какой полке и на какую букву вам не встретилась фамилия? Покажите буквы при помощи вееров. (А, И, Ц, Ш, Щ, Ю)

Формировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й»

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Физминутка

«Буратино»

Буратино потянулся,

 Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VI. 7. Закрепление изученного

Слово учителя: посмотрите на экран. Что вы видите на экране? (Слайд 5)

Ворона, которая нарисована на картине, увидела ТИНУ на болоте и от удивления КАРкнула.  Получилось слово картина. Учитель вывешивает словарное слово на доске. лексическое значение словаКартина - полотно
холстКартина - ж. картинка, -ночка умалит. картинишка презрительное картинища увелич. живописное изображение, особ. в красках; |1) Картина - Произведение живописи

2) Картина - То, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах

3) Картина - См. картинка N3

4) Картина - Подразделение акта в драме

5) Картина - Изображение чего-нибудь в художественном произведении

6) Картина - Вид, состояние, положение чего-нибудь Lib

7) Картина - См. фильм N2

-Ребята у вас у каждого на столе есть книга, которая называется орфографический словарь.  По орфографическому словарику можно узнать, как правильно писать слова. В словарике все слова расположены в алфавитном порядке. Поэтому, чтобы найти нужное слово, пользуйся алфавитом.   Когда найдешь в словарике слово, прочитай его, а затем внимательно посмотри, как оно пишется, и постарайся запомнить написание. (Слайд 6)

-Найдите в словаре слово картина

Формировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й»

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно выполнять задание.

VII.Самостоятельная работа

-Найдите в словаре слово картина. Запишите словарное слово в свой личный словарик.

Упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VIII. Закрепление

 Игра « Кто хорошо знает алфавит» . Три-четыре ученика встают в круг и передают друг другу мячик. Называя буквы по алфавиту в быстром темпе. Кто первым ошибется. Тот проигрывает и выходит из игры. Побеждает тот, кто дольше всего продержится в кругу.

-продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове;

- совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);

- закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений;

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

IX. Итог урока. 

 «Я сегодня на уроке узнал…»

«Я сегодня научился…»

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

X. Рефлексия

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 1классе Учитель начальных классов: Шатаева Е К Алфавитный принцип построения букв на библиотечных полках и словарях

Слайд 2

Чистописание Аа , Аб,Ав ,…,…,… .

Слайд 3

Пропуск в библиотеку А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж (а) бэ ) ( вэ ) ( гэ ) ( дэ ) ( йэ ) ( йо )( жэ ) Прикатили на еже! З, И, Й, К, Л, М, Н, О ( зэ ) (и) ( ий ) ( ка ) (эль) ( эм ) ( эн ) (о) Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, ф , Х ( пэ ) (эр) ( эс ) ( тэ ) (у) (эф) (ха) Оседлали петуха, — Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я ( це ) ( че ) (ша) ( ща )( тв.знак ) ( ы ) ( мяг.знак )(э) ( ю ) (я) Вот и все они, друзья! (Борис Заходер )

Слайд 4

Что такое библиотека?

Слайд 5

Библиотека волшебного леса

Слайд 6

Орфографический словарь

Слайд 7

к а ртина Кар тина

Слайд 8

Кабы всё знал, так бы не учился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП к урокам русского языка, 3 класс, Перспективная начальная школа

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, программа Перспективная начальная школа...

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Открытый урок русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа» Сложные слова

Тип урока Урок изучения нового материалаТема Сложные словаЦель Создать условия для осознания и осмысления блока новой  учебной информации: понятия сложные слова, применение э...