Открытый урок русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа» Сложные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Тема | Сложные слова |
Цель | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации: понятия сложные слова, применение этих знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova_sochi.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа пгт. Нема»
Немского района Кировской области
Открытый урок РУССКОГО ЯЗЫКА
2 класс
«Перспективная начальная школа»
Сложные слова
Подготовила :
учитель начальных классов
высшей категории
Волкова Светлана Николаевна
Нема, 2014 год
Технологическая карта урока русского языка 2 класс Учитель Волкова С.Н.
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Тема | Сложные слова |
Цель | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации: понятия сложные слова, применение этих знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений. |
Задачи урока: | |
Личностные | 1.Формирование умения проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соседу по парте |
Метапредметные | Регулятивные:
|
Коммуникативные:
| |
Познавательные:
| |
Предметные | Находить и составлять сложные слова |
Планируемые результаты | 1 уровень: знать и находить сложные слова 2 уровень: знать и находить сложные слова и выполнять задания конструктивного характера (задачи) 3 уровень выполнять задания творческого характера связанные с понятием сложные слова |
Основные понятия | 1.Основа слова 2. части слова 3. предложение |
Межпредметные связи | Использование сложных слов в жизненной ситуации, в речи |
Ресурсы | Основные: Учебник русского языка 2 класс часть 3, 2, автор Н.А.Чуракова Дополнительные: Рабочая тетрадь, компьютер, авторская презентация, карточки, раздаточный материал |
Формы обучения (на данном уроке) | Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая |
Основные методы | Репродуктивный, частично- поисковый |
Технология | Технология интерактивного обучения (работа в парах); технология оценивания образовательных достижений учащихся |
Содержательная часть
Дидактическая структура урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||||
Предметные | УУД | |||||||
1.Оргмомент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт доброжелательную рабочую обстановку | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя и гостей | К1, Л 1 | |||||
2.Мотивация и целеполагани | Узнаёт о желании учащихся узнавать новое о том, как делаются слова, почему это важно? | Отвечают на вопрос | Л1 П1 | |||||
3.Актуализац | Спрашивает учащихся о том, какую тему изучали на предыдущем уроке | Отвечают на поставленный вопрос | П1 | К1, Р1, Л1 | ||||
4.Открытие новой темы | Просит рассмотреть страницы учебника, предлагает проанализировать уже имеющиеся знания учащихся и предположить, какую тему будем изучать на уроке | Анализируют, какие понятия знакомы, предполагают тему урока Читают тему урока | Р1 К1 Л1 | |||||
Просит сформулировать задачу с помощью опорных слов на доске | Формулируют свои задачи на урок | П2 | Р1 , | |||||
Предлагает спланировать работу, опираясь на навигационную систему знаков учебника и на доске | Планируют свою деятельность на урок | П2 | К1 | |||||
Минутка чистописания С предъявлением терминов (чистописание) | Р3 | |||||||
Подготовка к введению новой темы, актуализация знаний | Выполняют задания по схемам Вывод о том, что в русском языке используем прием сложения Пытаются выполнить сложение основ для образования новых слов. | |||||||
Предлагает учащимся выполнить № 1 на карточке | Приходят к выводу о необходимости найти помощь в учебнике , открытие основного понятия данной темы | П1 | П2 К1 | |||||
5.Изучение нового материала | Просит прочитать правило и рассказать соседу Работает с презентацией по объяснению значения слова рыболов. | Зачитывают правило самостоятельно и вслух соседу Несколько учеников повторяют вслух . Рассказывают образование слова рыболов и других | П2 | Л 1 К1 | ||||
Просит прочитать задание и рассказать своими словами соседу упражнение 37 в учебнике | Прочитывают задание и рассказывают своими словами соседу, как поняли инструкцию. | П1 | П2 К1 Р1 | |||||
6.Динамический момент | Предлагает учащимся организоваться в группы по цветам олимпийских колец для выполнения задания | Самостоятельно выполняют задание Самопроверка по презентации С движениями. | К 1,2 | |||||
7.Подведение итогов 8.Рефлексия | Предлагает для сильных (тех, кто быстро успевает, хорошо усвоил) учащихся работу с обратным словарём. Найти 3 сложных слова, записать с одним составить предложение. Выделить основу. | Выполнение и проверка в парах сменного состава. Самооценка работы в тетради. | П1 П2 | К1,Р3, 2 | ||||
Просит учащихся обратиться к началу урока, вспомнить какую тему изучали, что узнали, встречались ли нам ранее сложные слова, достигли ли поставленной цели Просит определить домашнее задание Предлагает уровни задания | Называют тему урока, основные задачи, анализируют успешность их выполнения, планируют домашнее задание согласно теме учебника в тетради для самостоятельных работ. Записывают домашнее задание. | П1 П2 | К1 , Р3Р1, К 1, К2 | |||||
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке значками трёх Цветов | Оценивают себя на уроке, поднимают руку со значком определённого цвета, «Зажигают» символический олимпийский огонь. | |||||||
Дидактическая структура урока | Ход урокаДеятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||||
Предметные | УУД | |||||||
1.Оргмомент 2.Мотивация и целеполагани | -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день - очень важный для страны, для всего мира - открытие олимпиады в Сочи, необычный урок - к нам пришли гости. -Повернитесь, улыбнитесь, на места скорей садитесь. Я желаю вам сегодня олимпийского стремления к победе, вере в свои силы, мужества, не бояться риска, и как в любой олимпийской команде стараться помогать товарищу. Я предлагаю вам отправиться покорять вершину знаний «Сложные слова» Слайд Откройте учебник, вспомните, какой раздел мы изучали на предыдущих уроках . Рассмотрите учебник на с. 37-38 Поставьте себе задачу на урок. Что вы хотели бы узнать? 1.Определим наш маршрут Спланируйте свою работу, опираясь на знаки помощники Как мы будем работать? Повторить.. Узнать… Закрепить… Совершенствоваться… |
Приветствуют гостей.
-На предыдущих уроках мы открывали секреты образования новых слов. -Мы продолжим изучать раздел « Как делаются слова» Мы поставим себе задачу: Закрепить умение работать в парах, группах, работать со словарём. Узнать новый секрет как делаются слова. Учиться красиво писать, слушать товарища. | К1, Л 1 Л1 П1 К1, Р1 | |||||
3.Актуализац | ||||||||
2.Тропинка чистописания Сегодня мы с вами поупражняемся в безотрывном письме. Что поможет выработать безотрывное письмо? Оцените себя Запомните эти гласные – они сегодня будут вам помощниками | о, е Скоропись (появляется на доске) Оценивают себя | Р3 | ||||||
- Что мы складываем в обычной жизни? - А на уроках? -А возможно ли сложение на уроках русского языка? Маша говорит, что сложение возможно и на уроках русского языка, а Миша не согласен. -А как думаете вы? Я приготовила вам подсказки (схемы) Расшифруйте подсказки и приведите по своему примеру. Что у вас получилось? О чём говорит нам третья схема- подсказка? Что у вас получилось, запишите самостоятельно. Проверьте, сравнив с соседом по парте, покажите основу предложения Слайд - Как можно назвать одним словом то, что вы записали. -Что такое скороговорка? | - В обычной жизни мы складываем ручки, пеналы -На уроках математики мы складываем числа, находим значение суммы. Да, нет Из слогов складываем слова. ( зи-ма) Из частей (корень, основа и суффикса) образуются новые слова Третья схема- подсказка предлагает составить предложение, используя слова, соотнеся со схемой. Записывают в тетради Проверяют, обмениваясь тетрадями. Оценивают друг друга. Вёз воду водовоз. Мы записали скороговорку, предложение. (появляется на доске) -Скороговорка –это предложение которое учит нас быстро, скоро, говорить. | П1 | К2 | |||||
4.Открытие новой темы 5.Изучение нового материала | Итак, сделаем вывод . Возможно ли сложение в русском языке ? -Посмотрите задание 4 на карточке, что же сейчас надо сложить и - Вспомните - что такое основа слова? -Как находим основу слова? -Возможно, ли сложить основы? Маша говорит: –Да, Миша –не согласен, где же нам найти ответ? Прочитайте правило.
-Сложите основы слов: Рыб + лов (карточки в руках учителя для наглядности перемены мест) Что получается, кто догадался, в чём хитрость? Куда обратимся за помощью? -Что получится, если воспользуемся советом, добавим соединительную гласную? -Расскажите, как образовалось слово рыболов. -Как же мы будем называть такие слова? И почему? -Объясните значения новых слов Мы добрались до нашей вершины «Сложные слова» Упражнение 37 прочитайте задание (Фронтальный опрос.) Расскажи, какое слово объяснил твой сосед по парте? Чем похожи все слова? | -В русском языке возможно сложение слогов, значимых частей слова, слов. -На карточке предлагается сложить основы слов.
- Дают определение основы слова -Основа слова- это всё слово без окончания, чтобы найти основу изменяем форму слова, отбрасываем окончание и остаётся основа. (Приводится пример из домашнего задания.) - Посмотреть в учебнике Читают правило. Хором повторяют Правило на с. 37. Рассказ соседу правила. Рыблов, ловрыб -В учебнике есть подсказка: Нужно добавить соединительную гласную о или е. -Получим новое слово: рыболов - Слово рыболов образовалось сложением двух основ - Такие слова мы будем называть сложные, потому что мы их получили складывая основы и добавляя соединительную гласную Работа в парах Записывают и объясняют значение слов - Все слова сложные, соед. гласная - е | ||||||
6.Динамический момент | Привал олимпийских игр. Найдите свою группу единомышленников по цвету олимпийского кольца. Следующее задание выполняете в группах . Помогите Мише угадать виды зимнего спорта. -В словах признаках выделите основы слов, сложите их, запишите получившиеся виды спорта Слайд -Кто заметил лишнее слово? | Каждый ребёнок находит у себя в конверте макет олимпийского кольца в соответствии с цветом объединяются в новые группы. Дети меняются местами – находят свою группу. Обсуждают в группах, записывают Проверка Конькобежный Горнолыжный Скалолазание -Слово скалолазание лишнее, так как образовалось от сложения основ слов-названий предметов, а остальные от сложения основ слов названий- признаков и слов-названий предметов | П1 | |||||
На обратном пути откройте обратный словарь Найдите и запишите сложные слова, помогите соседу если сможете, то составьте с одним из них предложение, выделите основу. Проверка Кто успел составить предложение? Поделитесь своими успехами. | Выполняют задание
Называют слова, найденные в обратном словаре. Озвучивают предложения , называют основу. | П1 | Л1 | |||||
7.Подведение итогов | -С чего мы начали сегодняшний урок
-Что новое вы узнали о гласных о, е -Посмотрите на доску, есть здесь сложные слова? Встречались ли они нам раньше? -Наше восхождение подошло к концу. Что узнали сегодня на уроке? Выберите ответ, с которым вы согласны Что же такое сложные слова? Слайд | Отвечают на вопросы . -На минутке чистописания мы учились красиво писать гласные о и е. -Гласные о и е называются соединительные гласные -Сложные слова: скороговорка, чистописание. | П1 П2 | Р1, К 1, К2 | ||||
8.Рефлексия | Оцените свою работу сегодня на уроке. Зажгите наш символический олимпийский огонь Запишите домашнее задание. Слайд | Оценивают свою работу на уроке. Дети выбирают язычок пламени соответствующий своим успехам на уроке : «отлично потрудился» - золотой, «хорошо»- серебряный, «ещё есть над чем поработать»- красный | К1 , Р3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные
урок русского языка 3 класс...
1. Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных&ra...
открытый урок русского языка по теме "Что такое родственные слова?"
Конспект русского языка по теме "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России", 2 класс....
Разработка открытого урока русского языка «Знатоки» для начальной школы ( в рамках предметной недели)
Цель:развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза;научить детей узнавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, обобщать, сравнивать;сформировать у детей умение и навык ...
Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа 3 класс. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах
Цель : -совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Планируемые результатыпредметные:-дать понятие учащимся о том, что имена существительные во множественном чис...
Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс
Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...
Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа Текст рассуждение
Цели урока: повторить особенности построения такого типа текста, как рассуждение, осваивать этот тип текста на практике. Планируемые результатыпредметные: развивать умение детей подтверждать свои...