Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»
статья по русскому языку по теме

Нугаева Людмила Васильевна

 В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа со словарями76.21 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы со словарями на уроках русского языка

в УМК «Перспективная начальная школа»

(Выступление перед слушателями курсов КПК)

Нугаева Л.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» (Саранск)

             Главная инструментальная проблема курса русского языка 2-го класса – учить работать со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим) для решения практических задач правописания. Система работы в этом направлении включает ряд процедур – и относительно простых, и более сложных:

  • необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике;
  • важно, чтобы школьники понимали алфавитный принцип расстановки слов в рамках одной буквы алфавита (ориентация на вторую, а потом и третью букву слова, если первая (и вторая) буква одна и та же);
  • школьники должны осознать особенности каждого вида словаря;
  • важно, чтобы школьники хорошо понимали назначение каждого словаря и постепенно научились использовать словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм;
  • школьники должны научиться читать словарную статью (в толковых и этимологических словарях) и понимать систему обозначений и сокращений, к которой прибегают словари.

            Все словари входят не в основной корпус учебника, состоящего из двух частей, а составляют вторую часть особого тома, материал которого посвящен проблемам развития речи. Таким образом, и на занятиях в первом полугодии (когда школьники работают с 1-й частью учебника), и во втором полугодии (когда школьники переходят к 3-й части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.

            В этой части русского языка размещено пять словарей:

  • орфографический (словарь «Пиши правильно»);
  • толковый;
  • этимологический («Словарь происхождения слов»);
  • обратный;
  • орфоэпический (словарь «Произноси правильно»).

            Наличие орфографического словаря в учебниках русского языка достаточно традиционно: мы его используем точно так же, как и другие учебники русского языка, демонстрируя один из важнейших способов проверки правильного написания слов.

            Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значения незнакомых ему слов, которые встретятся в учебниках «Русский язык», «Литературное чтение», в хрестоматии по литературному чтению, в учебнике «Наш мир». Более того, этот словарь используется и с другими целями. Например, для того, чтобы  школьник познакомился с многозначными словами (имеющими несколько значений), с омонимами (словами, которые одинаково пишутся и произносятся, но означают разное), с синонимами (обращение к синонимам присутствует в словарных статьях, толкующих значения слов), а также, чтобы учился правильно читать словарную статью.

            Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить учащихся с историческим составом слова, который отличается от современного. Экспериментально доказано, что использование этого словаря с такой целью резко повышает интерес школьников к языку, способствует развитию языковой культуры и языкового чутья. Так, некоторые младшие школьники, узнав, к примеру, что повесть, совесть, ведьма и невеста – исторически однокоренные слова, впадают в состояние некоего долго длящегося удивления, которое провоцирует формирование устойчивого интереса к проблемам языка.  Эффект использования этимологического словаря может быть сравним только с эффектом использования живописных произведений на уроках русского языка и литературы: и то, и другое может спровоцировать сильнейший интерес к занятиям  языком и литературой. Так, на многих младших школьников некоторые произведения, например, «Заяц» А.Дюрера или «Синий дом» М. Шагала, действуют ошеломляюще и служат своеобразным окном в мир гуманитарной культуры. Кроме того, этимологический словарь предлагает школьникам еще один способ проверки правильного написания слов. Границы состава слова со временем изменились, но правописание корней исторически родственных слов осталось неизменным. Поэтому, слово столица, например, можно проверить словом стол, хотя в настоящее время эти слова уже не являются однокоренными. Именно этимологический словарь позволяет школьникам быть неравнодушными к слову, делает слово прозрачным, приоткрывает его как меняющийся со временем механизм. Например, через обнаружение в историческом составе слов древних приставок не-, су-, о-: вежа и невежа, льзя и нельзя; суматоха и матошить, сумерки и меркнуть; одуванчик и дуть, и т. д.

            Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным, хотя именно обратный словарь дает огромные возможности для решения грамматических задач.

            Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Так, слова редиска, киска, миска, записка необходимо искать на букву А. Более того, в обратном словаре, где все слова выровнены не по левому, а по правому краю, все эти слова находятся в таком порядке:  

редиска

    киска

   миска

записка

           Стоит обратить внимание на 5-ю букву от конца: в ситуации, когда во всех словах ряда четыре буквы от конца одинаковые, именно по пятой букве слова будут выстроены в алфавитном порядке. Или посмотрите на группу слов, которые нужно искать на букву Д:

      ход

   заход

  обход

    вход

        подход

            Обратите внимание на 4-ю букву от конца в каждом слове – вы обнаружите алфавитный ряд: а, б, в, д.

            Чем замечателен обратный словарь для преподавателя русского языка?

            Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, поскольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно таким словарем является «Обратный словарь». Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам. Все существительные с одним и тем же суффиксом (-к,-ек, -ик, -ник, -ниц, -тель и т. д.) оказываются рядом в пределах одной группы. Все глаголы с определенным суффиксом (-а, -е, -и, -я; -ть и т.д.) оказываются собранными в одном месте. То же касается прилагательных и наречий.

            Огромную помощь Обратный словарь оказывает учителю при изучении словообразования; большие совокупности слов, имеющие сходный состав, оказываются непосредственно обозримыми.

            Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

            Как используется обратный словарь именно во втором классе? Покажу это на примере освоения орфограммы парные звонкие глухие согласные на конце и в середине слова.

            Пример задания. «Открой Обратный словарь на букву –А. Найди слова, оканчивающиеся на –дка. Как ты думаешь, в чем трудность написания этих слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку: будка – будочка. Найди чуть дальше слова на –тка. Выпиши 10 слов, для пяти из них напиши проверку: утка – уточка. Составь из слов, основа которых оканчивается на –дка и

–тка, диктант».

            Точно также можно работать со словами, оканчивающимися на В и Ф, Г и К и т. д.

            Можно попросить отыскать слова на б-п, -бка, -пка, -бчик; в-ф, -вка, -вчик; г-к, -гко; д-т, -дчик, -дка, -тка; з-с, -зка, -ска; ж-ш, -жка, -шка и т.д.

            При определении написания слов мужского и женского рода с щипящими на конце можно последовательно смотреть слова, основа которых оканчивается на –ч и –чь, -ш и -шь, -щ и –щь, -ж и –жь – с тем, чтобы выявить закономерность. Например: «Открой Обратный словарь  на букву Ч. Есть ли среди слов-названий предметов, основа которых оканчивается на Ч, слова женского рода? Слова среднего рода? Какого рода все эти слова? Выпиши пять любых слов. Открой Обратный словарь на букву –Ь. Найди  слова-названия предметов, основа которых оканчивается на –ЧЬ. Выпиши пять любых слов. Какого рода все эти слова? Какой вывод ты можешь сделать о работе Ь:

а) Ь обозначает мягкость конечного согласного;

б) Ь показывает, что все слова-названия предметов – женского рода.

Какой вывод сделаешь  о написании слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на –Ч и –ЧЬ?»

            Обратный словарь позволяет работать с проблемами определения рода существительных и выяснения родового набора окончаний. Например: «Маша считает, что только слова женского рода могут оканчиваться на –а. Открой Обратный словарь на букву –А. Найди слова, оканчивающиеся на шка. Нет ли среди них слов мужского рода? Маша обнаружила 9 таких слов (парнишка, сынишка, братишка, зайчишка и т.д.). А ты?» Или: «Миша сказал, что только у слов мужского рода бывают нулевые окончания. Открой Обратный словарь на букву -Ь. Отыщи слова, оканчивающиеся на ль. Ты соглашаешься с тем, что у всех этих слов нулевое окончание? Просмотри их. Есть ли среди них слова женского рода? ( Дети обнаруживают слова шаль, сталь и т. д.) Посмотри также слова, основа которых оканчивается на –нь. (Дети обнаруживают слова тень, ткань, лень, сирень и т.д.) Какого они рода: только ли мужского? К какому выводу ты придешь? Ты соглашаешься с мнением Миши?»

            Безусловно, обращение к Обратному словарю каждый год обучения русскому языку (во 2-м. в 3-м и 4-м классах) меняет и расширяет его состав: сохраняя общий принцип расположения материала, словарь включает только те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические задачи.

            Кроме тех заданий, которые есть в учебнике, учителю дополнительно предлагается большое количество заданий по «Обратному словарю» в методическом пособии.

            Использование орфоэпического словаря (словарь «Произноси правильно») имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь будет постоянно задействован на уроках. Выполняя конкретные упражнения по произношению слов (всегда в контексте), школьник будет отсылаться к этому словарю, чтобы удостовериться в правильности произношения конкретных слов. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения и правильного произношения отдельных звуков. Привлекаемые в словарь слова – это та наиболее часто встречающаяся лексика, в которой и дети, и взрослые делают орфоэпические ошибки. С каждым словом, встречающимся в этом словаре, ученик стремится работать неоднократно: помещая его в разные контексты, завязывая в рифмы, которые помогают правильно произносить не только гласные  звуки, но и согласные. Например: «Вез водитель в магазИн много метел и корзИн», «Солнце вешнее – скворе ш ники». Таким образом, возвращаясь к одним и тем же словам (этот принцип прочности распространяется на все темы курса русского языка), создается основание для формирования устойчивого навыка правильного произношения.

           Кроме второй части учебника русского языка словарики имеются  в третьей части тетради для самостоятельных работ по математике, в учебнике «Наш мир». В хрестоматии по окружающему миру есть иллюстрированный словарик растений и животных. Учебник по технологии «Азбука мастерства» содержит словарь терминов. Все это облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями.

             Литература

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Р.Г.Чуракова, М.Л.Каленчук и др. М.: Академкнига/учебник, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема "Части речи. Имя прилагательное". 3 класс.

Проверочная работа по курсу "Русский язык" по теме "Части речи. Имя прилагательное" 3 класс. УМК ПНШ....

1. Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Урок русского языка  УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс. Тема: «Написание букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончаниях существительных&ra...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа 3 класс. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

Цель : -совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Планируемые результатыпредметные:-дать понятие учащимся о том, что имена существительные во множественном чис...

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс

Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ   Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа Текст рассуждение

Цели урока: повторить особенности построения такого типа текста, как рассуждение, осваивать этот тип текста на практике. Планируемые результатыпредметные: развивать умение детей подтверждать свои...