Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация | - Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.
- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке? | Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.
Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п. | Личностные:
положительный эмоциональный настрой на урок. |
2. Актуализация знаний
| - По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте тему урока к с. 59.
| На странице «Содержание» читают название темы урока:
«Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки» | Познавательные: поиск информации в учебной книге.
Регулятивные:
постановка учебной задачи самостоятельно. |
| - Смысл какого слова в названии темы вызывает у вас затруднение? | Приставка. |
|
| - Кто уже может объяснить значение этого слова? | Ответы детей:
-«это, может быть, такая часть речи»
-«это, может быть, часть слова» и др. |
|
| - Мнения разные. Как быть? | Предлагают на уроке выяснить (уточнить), что такое приставка. |
|
3. Мотивация и целеполагание
| На слайде появляется тема урока: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки» и опорные слова:
Я хочу
- узнать, что…
- узнать, какие…
- понять, где…
| Я хочу научиться
- находить…,
- составлять…,
- обозначать…
|
- Прочитайте ещё раз тему урока. |
Самостоятельная деятельность детей:
чтение темы урока. | Регулятивные:
постановка учебной задачи самостоятельно.
Личностные: учёт позиции собеседника.
Коммуникативные: работа в парах. |
| - По опорным словам сформулируйте для себя цель урока: чему вы хотите научиться на уроке?. |
Обдумывают свою цель. |
|
| - Проговорите в парах друг другу цель, которую постараетесь сегодня достичь.
| В парах по опорным словам продолжают фразы:
-«Я хочу узнать, что такое приставка, какие бывают приставки»,
- «Я хочу понять, где стоят приставки»,
-«Я хочу научиться находить приставки, обозначать на письме приставки» и т. п. |
|
| - Озвучьте свою цель.
Учитель благодарит ребят. | Несколько обучающихся произносят вслух собственную цель. |
|
4. Изучение нового
| - Откройте учебники на с.59-60, рассмотрите задания.
- Давайте обсудим план работы. | Находят в учебнике на с.59-60 условные знаки и задания к уроку. | Познавательные: поиск информации в учебной книге.
Личностные: учёт позиции собеседника.
Коммуникативные: работа в парах.
Регулятивные:
работа по совместно составленному плану.
Познавательные:
поиск информации в учебных словарях. |
| На слайде появляется изображение Волшебницы Анишит Йокоповны со словами «ПЛАН РАБОТЫ»
-Волшебница Анишит Йокоповна предлагает начать работу вот с такого пункта плана: прочитайте запись на доске. | Читают на доске первый пункт плана работы:
1.Выполним упр.64. |
|
| -Волшебница спрятала остальные пункты плана! Чтобы их найти объединимся в группы.
-Найдите в раздаточном материале лист, который может быть пунктом плана. Обсудите его место в плане урока.
| Работают в группах постоянного состава по 4 человека. В каждой группе на столах из раздаточного материала находят один из пунктов плана:
2. Изучим плакат Летучей Мыши.
3. Выполним упр. на с.60.
4. Разгадаем ребус.
5. Трудное задание.
6. Подведем итоги.
7. Оценим свою работу. |
|
|
| Дети обсуждают в группе и предлагают место пункта в плане работы, представитель от группы вывешивает табличку с названием пункта плана. Совместно составляется план работы. |
|
| - Просмотрите план работы урока.
- Согласны работать в таком порядке?
Тогда - вперед за новыми знаниями! | На доске:
1.Выполним упр.64.
2. Изучим плакат Летучей Мыши.
3. Выполним упр. на с.60.
4. Разгадаем ребус.
5. Трудное задание.
6. Подведем итоги.
7. Оценим свою работу. |
|
| - Прочитайте задание к упр.64.
| Читают задание. Определяют по условному знаку (пиктограмме), что нужно обратиться к «Обратному словарю» и найти слова на –ТЬ, родственные слову бежать. Находят:
бежать
забежать
добежать
пробежать
убежать
выбежать |
|
| - Как можно назвать слова и почему? | Слова однокоренные, у них общий корень
-беж-, они близки по смыслу. |
|
| - Что ещё заметили? | Перед корнем стоят частички, они выделены голубым цветом. |
|
| - Ответьте на вопросы учебника (упр.64.) и сделайте вывод. | Подробно отвечают на вопросы учебника и делают вывод: у родственных слов перед корнем бывает ещё одна часть слова, которая вносит изменение в слово. |
|
| - Что это за часть слова?
- Откуда вы это знаете?
-Где можно уточнить так ли это? | Ученики дают ответ: приставка.
Говорили старшие, рассматривал учебник.
В учебнике. |
|
Динамическая минутка или пальчиковая гимнастика (можно вставить по своему усмотрению) | -Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем.
-Садитесь.
Возьмите в руки карандаш.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу. | Выполняют несколько упражнений.
Садятся.
Крутят карандаш между ладошек и пальчиков. |
|
5. Первичное закрепление
| - Переходим к следующему пункту нашего плана.
- Пользуясь Плакатом Летучей Мыши на с.60 учебника, постарайтесь дать научное объяснение слову «приставка»?
- Обратите внимание, как обозначается приставка. | Изучим плакат Летучей Мыши.
Читают плакат Летучей Мыши на с.60, объясняют своими словами:
1) Приставка - часть слова.
2) Стоит перед корнем.
3) С помощью приставки образуются новые слова. | Познавательные:
поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.
Познавательные: использование знаково-символических моделей (схем) для обозначения частей слов.
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
| -Далее будем работать в группах.
Найдите в раздаточном материале конверт с карточками, на которых принятые в русском языке обозначения частей слова.
Инструкция:
- Найдите конверт с карточками, в котором схематически изображены части слова.
- Рассмотрите их и сконструируйте возможную схему слова по его частям.
- Проверим. | Одна группа конструирует у доски схему слова:
Совещаются в группах и составляют схему слова.
Проверяют, как выполнила задание группа у доски. |
|
| - Что можно сказать о приставке по схеме слова?
| Ответы детей:
- Чтобы узнать приставку, что нужно уметь находить корень.
- Приставка стоит перед корнем. |
|
| - Итак, расскажите все, что узнали о приставке. | Рассказывают, что запомнили:
1) Приставка - часть слова.
2) Стоит перед корнем.
3) С помощью приставки образуются новые слова. |
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| - Обратимся к следующему пункту плана.
- Прочитайте задание на с.60.
- Что надо знать, чтобы выполнить его? | Выполним упр. на с.60.
Находят упр. на с. 60. Читают задание.
Надо знать понятия родственные слова, словосочетание. Объясняют. | Познавательные:
поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.
Коммуникативные: работа в парах.
Личностные: учёт позиции собеседника.
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
|
| - Это задание будете выполнять в парах.
Инструкция:
-Дополните словосочетания устно, затем запишите в тетрадь по 2 словосочетания и выделите приставки.
-Договоритесь в парах, с какими словосочетаниями будете работать.
- Самопроверку выполните по записям слайда.
- У кого получилось без ошибок? Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы. | Работают в парах. Составляют словосочетания, записывают, проверяют по записям слайда:
добежать до аптеки; забежать за лекарством; убежать от собаки; пробежать мимо дома.
Отмечают знаком «+» правильно выполненную работу. |
|
| - Что нас ждет дальше?
На слайде появляются картинки с условными обозначениями, по которым нужно разгадать слоги и составить слово:
АЛьбом, нота ФА, сВИсТок. | Нас ждёт ребус.
Дети отгадывают слово: «АЛФАВИТ» |
|
| - Это словарное слово. Найдите в тетради для самостоятельной работы на с.31 № 42, прочитайте задание, запишите слово, поставьте ударение. | Работают в тетрадях для самостоятельной работы, находят словарное слово в словаре «Произноси правильно».Записывают, ставят ударение. | Познавательные:
поиск информации в учебных словарях. |
| - Разберите слово по составу. | Все слово корень, приставки нет. |
|
Физкультминутка для глаз
| Указать варианты движения глаз: влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали, по периметру стены, доски, зажмурить, открыть широко, похлопать ресницами, закрыть, сосчитать до 5, открыть. | Выполняют упражнения для расслабления. |
|
7. Включение в систему знаний.
| - И вот мы подошли к Трудному заданию.
Работать будете в группах.
Инструкция:
- В отрывках стихотворения «Мяч» С. Маршака найти слова – названия действий, подчеркнуть их и выделить в них приставку, если есть.
Мой
Весёлый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
| Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
| Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
| Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
| Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
| Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул –
Вот и всё!
|
| Трудное задание.
Работают в группах.
Находят слова – названия действий, подчеркивают их и выделяют в них приставку.
|
Коммуникативные: распределение обязанностей при работе в группах.
Познавательные: умение пользоваться инструкцией. |
| - Какие слова названия действий вы подчеркнули? Выполните самопроверку по слайду. Внесите исправления.
- Кто справился без ошибок? Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы. | На слайде:
1.Помчался
2. Не угнаться
3. Хлопал, скакал, топал
4. Прыгал, покатился, не воротился
5. Покатился, докатился, подкатился, добежал
6. Попал, лопнул, хлопнул
Отмечают знаком «+» правильно выполненную работу. | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
|
| - Назовите приставки, которые встретились? | По-, до-, под-. |
|
8. Рефлексия деятельности
(итог урока)
| - Какой следующий пункт нашего плана?
- Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока? Кто достиг своей цели?
- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового?
Для ответа можно пользоваться опорными словами:
узнал, что…
- узнал, какие…
- понял, где…
научился
- находить…,
- составлять…,
- обозначать…
| Подведем итоги.
Вспоминают свою цель, поднимают руку те, кто достиг цели.
Продолжают фразы, написанные на обратной стороне доски.
|
Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
|
| - Чью работу на уроке можно отметить? | Называют имена отличившихся детей. |
|
| - Всё, урок можно закончить?
-С помощью оценочной линейки отметьте, как вы поняли, что такое приставка.
| Нет, мы должны оценить свою работу.
На полях тетради чертят оценочную линейку и отмечают кружком: место ближе к верхней границе, если всё было понятно, по середине линейки - если что-то не совсем понятно и ближе к нижней границе – если много было затруднений. | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.
|
| -Молодцы! Спасибо. Урок окончен. |
|
|
Комментарии
Ирина Анатольевна, огромное
Ирина Анатольевна, огромное спасибо за материал! Здорово выручили! Творческих успехов!
Вам спасибо за Оценку и
Вам спасибо за Оценку и добрые слова!