Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.
Особое внимание уделила двум этапам урока:
- этап постановки проблемы;
- этап построения проекта выхода из затруднения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.
Цель: формировать представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся.
Задачи:
- находить синонимы в тексте;
- отличать синонимы от однокоренных слов и омонимов;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
-адекватная мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
-обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
- эмоционально – положительный настрой на уроке, создание ситуации успеха, доверия.
Познавательные:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выстраивать логически универсальные действия;
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно;
- построение логической цепи рассуждения;
- доказательство.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли полно и точно.
- формировать умение, строить доказательное высказывание.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Формы работы:
- фронтальная работа;
- работа в парах.
Используемые учебники и учебные пособия.
Русский язык: 2 класс: Учебник, В 2 ч./Н.А.Чуракова.
Рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:
Компьютер, проектор, экран, фигуры - человечков «Смешарики».
Дидактическая структура урока | Содержание урока | Деятельность учеников | Формирование УУД | Электронные ресурсы | Поставленная цель каждого этапа |
1.Этап мотивации учебной деятельности. | Учитель: - Улыбнёмся друг другу и начнём урок. Садитесь. Сегодня мы откроем тайну, Ведь в нашей жизни так часты чудеса. Секреты русского языка, ребята, Узнаем мы всего за полчаса. | Повернулись и улыбнулись друг другу. | Личностные: -адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: -обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; - эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | Слайд № 1 | Проверить готовность обучаю- щихся, их настрой на работу. |
2. Этап актуализации. | Звучит музыка. На слайде появляются Смешарики. Учитель: - Наши герои - Нюша - Крош гуляли по Волшебному лесу. -Между ними возник спор. - Нюша утверждает, что кисть-это гроздь винограда, а Кроша доказывает, что слово кисть означает руку человека. - Какие значения имеет слово кисть? - Кто из Смешариков прав и почему? 1. Минутка чистописания. - Напишите слово кисть и одно его значение. | Ожидаемый результат: - Кисть-веточка рябины; инструмент, которым рисуют. - Правы оба. Это слова омонимы. | Познавательные: - выстраивать логические универсальные действия. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли полно и точно. | Слайд № 2, 3 | Актуализи- ровать требо- вания к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возник- новения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
3.Постановка проблемы. | Слайд 4 Учитель: -Вдруг внезапно зима пришла, - Снег и вьюгу принесла. - Наши герои-Крош и Нюша неожиданно оказались в Волшебном Зимнем лесу. - «Ой, Крош, как закружились снежинки в воздухе!»-слышится голос Нюши. - «Нюша, это метель»- произносит Крош. Учитель: Слайд 5 -Ребята, какие слова со сходным значением можно подобрать, чтобы описать зимнюю непогоду к слову закружила? Учитель: -Как называются эти слова? - Ребята, как произносятся и пишутся эти слова? Слайд 6 - Определите тему нашего урока. -А могут ли быть слова похожие по значению, называющие название предметов? -Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться за помощью к Толковому словарю. | Ожидаемый результат: - Замела, завертела, завьюжила. Ожидаемый результат: - Это слова названия действия предметов. -Произносятся и пишутся эти слова по-разному. Ожидаемый результат: - Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. | Познавательные: - умение строить речевое высказывание в устной форме; -выделение познавательной цели. Коммуникативные: - формировать умение, строить доказательное высказывание. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно | Слайд № 4, 5, 6. | Создать проблем- ную ситуацию. Подведе- ние детей к форму- лированию темы и постанов- ке задач урока. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Слайд 7 Учитель: -Ребята, пришла СМС на мой телефон от Кроша и Нюши. Учитель читает текст. - Ребята, помогите нам. Мы очень замёрзли в Зимнем лесу. Но для этого вам надо выполнить сложное задание. 1. Работа по Толковому словарю. Откройте учебник на стр. 116. Прочитайте задание. - Ребята, какова цель нашего задания? Слайд 8 - Найдите в словаре слово «азбука». Прочитайте статью об этом слове на стр. 98. - Найдите слово, близкое по значению к слову «азбука» в Толковом словаре. - Какое следующее задание вы можете выполнить? 2. Работа в парах. - Запишите слова парами. Слайд 9 -Проверьте по образцу. - Можно ли назвать такие слова родственными? - И почему? - Ребята, мы познакомимся с новым словом- синонимы. - Сделайте свой вывод. - Что же такое синонимы? -Зачем в русском языке нужны слова, имеющие один и тот же смысл? - Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Слайд 10 -Ой, поступил сигнал от Кроша и Нюши. Они выбираются из Волшебного Зимнего леса. | Ожидаемый результат: - Научиться подбирать слова близкие по смыслу. Ожидаемый результат: -Азбука - буквы какого - либо языка, расположенные в определённом порядке. Книга для обучения грамоте. - Это букварь. - Найти слова близкие по смыслу к словам: боец, страж, смелый. - Слова, близкие по смыслу, не являются родственными, так как не имеют общей части. - Синонимы- это слова близкие по смыслу. -Разнообразить нашу речь, сделать богаче, образнее. | Познавательные: -построение логической цепи рассуждения; - доказательство. Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. | Слайд № 7, 8, 9, 10. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запомина- ние знаний, способов действий, связей и отношений в в объекте изучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.
Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/20/picture-802861-1469035242.jpg)
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)
Цель: учить находить в предложении главные члены предложения или грамматическую основу по алгоритму....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1024748-1522588684.jpg)
Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)
На уроке развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствуются умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы, прове...
Урок с применением технологии системно- деятельностного подхода и ИКТ. Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века")
Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные.Рассказывают самостоятельно или с опорой на схемуОсуществляют самооценку собственной учебной деятельности.(Тетради, тесты и таблицы сда...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1078419-1541447508.jpg)
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».
Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1078419-1541447508.jpg)
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».
Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1078419-1541447508.jpg)
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».
Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...