Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Цель:
- научить обучающихся разбирать глагол по составу.
Задачи:
- развивать умения видеть в слове его части;
- учить объяснять условия выбора орфограмм;
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: мультимедийная установка.
Проблема: почему некоторые глагольные суффиксы не входят в основу?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razbor_glagola_po_sostavu1.ppt | 888 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_z.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определи форму глаголов: стучишься - уколоться- проспорить- кричала- светятся- принесешь- наст.вр., 2л., ед.ч., возвр.ф н.ф., возвр.ф. н.ф. пр.вр., ж.р., ед.ч. наст.вр., 3-е л., мн.ч., возвр.ф буд.вр., 2-е л. ед.ч.,
Выбери слова, которые относятся к схемам: 1) 3) 2) н 4) смотреть катаешься розовый ый а ат л ник кричат школьник бегала звёздный
Тема урока: Разбор глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. Цель : 1) Научиться разбирать глагол по составу.
Упражнение 292. ет Роня.. лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглян.. день как будто поневоле И скро.. ся за край окружных гор. ( А.С. Пушкин) ет ет
Алгоритм разбора : Форма глагола. Не входят в основу. Основа. Корень. Приставка, суффикс.
Домашнее задание: Дидактический материал: упр. 165. Учебник: стр. 97-98 (правило).
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе по теме
" Порядок разбора глагола по составу.
Знакомство с алгоритмом " с использованием ИКТ.
Учитель Харламова Елена Васильевна.
Цель:
- научить обучающихся разбирать глагол по составу.
Задачи:
- развивать умения видеть в слове его части;
- учить объяснять условия выбора орфограмм;
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: мультимедийная установка.
Проблема: почему некоторые глагольные суффиксы не входят в основу?
I. Языковая разминка.
- Запись под диктовку:
пр. пр.
Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. ( К. Паустовский)
- Какое значение в предложении имеет слово - умер?
(Умер: перестал, закончился; затих)
- Автор использовал литературный прием олицетворения.
- выполнить синтаксический разбор предложения, разбор по членам предл.
- соста вить схему.
- дать характеристику предложения, ( повест., невоскл., сложное, сост из 3 частей, осложнено однор. чл.)
- Разбор по составу прилагательных.
Шумливый, беспокойный.
- Как разбираем по составу прилагательные? (оконч., корень, приставка и суффикс)
- Определите форму глаголов: (1 слайд)
стучишься-
уколоться-
проспорить-
кричала-
светятся-
принесешь-
наст.вр., 2л., ед.ч., возвр.ф
н.ф., возвр.ф.
н.ф.
пр.вр., ж.р., ед.ч.
наст.вр., 3-е л., мн.ч., возвр.ф
буд.вр., 2-е л. ед.ч.,
II. Формулирование темы и цели урока.
(слайд2)
- Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова:
- Подберите слова к схемам.
а
ник
ат
ый
н ый
- Посмотрите по схемам над каким материалом мы работали , я что предстоит узнать?
- обратите внимание на схемы глаголов, что вызвало удивление?
- Назовите тему урока и поставьте цели урока.
(слайд 3)
Тема: Разбор глагола по составу, Цель: Будем учится разбирать глаголы.
III. Наблюдение по учебнику.
1. Упр. 292. ( Слайд4)
Ученики выписывают глагол роняет.
Образец рассуждения:
Глагол стоит в форме настоящего времени, 3-го лица, единственного числа. На это указывает окончание -eт. Основа слова роня-. Поставлю глагол в неопределенную форму ронять. Глагольный суффикс –я. Выделю его в глаголе. Подберу однокоренные слова: урон, уронить. Корень -рон-.
Запись: роняет - гл., наст. вр., 3 л., ед.ч., ронять, роняла.
- Как вы думаете, какая будет основа???
IV. Работа с памяткой и алгоритмом.
1. Прочитайте памятку на с. 97. Какие суффик сы входят в основу слова, а какие не входят.
а (о, и, е, у) - ти (ть), - ся (сь)|; -л -
- Обычно суффиксы образуют новые слова, но суффиксы неопредел ф.
–ть, -ти, -чь, и прошедшего времени -л образуют не новые слова, а форму одного слова.
( вернуться к словам и разобрать!!!!!)
- Давайте смоделируем наше правило с помощью схемы. ( Схема на парте и на доске)
Упр. доделать по вариантам: 1 в - проглянет, 2в. – скроется.
Составим алгоритм работы. (Слайд 5)
С чего мы начали разбор глагола по составу?
( Указали форму слова, окончание и суффиксы , которые не входят, основа и т.д.)
1.Форма.
2. Не входят в основу.
3. Основа.
4. Корень.
5. Приставка, суффикс.
2. Прочитайте порядок разбора глагола по составу (с. 98).
Так ли мы действовали, разбирая глагол роняет?
- Чем порядок разбора глагола по составу отличается от разбора
имени существительного?
V. Самостоятельная работа по учебнику.
1. Упр. 293. ,
2. упр. 294
VI. Рефлексия:
Какое открытие сделали сегодня на уроке ?
VII. Домашнее задание Д.м. упр. 165 (слайд 6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе: "Повторение. Образование глаголов прошедшего времени"
Урок русского языка по программе "Школа России" в 4 классе....
Урок русского языка по ТДМ, 3 класс ( Неопределенная форма глагола)
Урок составлен с учетом требований ФГОС по технологии деятельностного метода...
Урок русского языка в 4 «Б» классе по теме: «Глагол».
Что без меня предметы?Лишь названья.А я приду-Всё в действие придёт.Летит ракета.Люди строят зданья.Цветут сады.И хлеб в полях растёт....
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....
Урок русского языка в 3 Г классе по теме «Разбор слова по составу»(УМК «Школа России»)
Урок «открытия» новых знаний....
Урок русского языка в 3-ем классе "Неопределённая форма глагола"
Урок русского языка в 3-ем классе "Неопределённая форма глагола"...
Однопредметный урок русского языка (3 и 4 класс) по теме "Глагол"
Конспект и флипчарт для малокомплектной школы....