Урок русского языка в 3 Г классе по теме «Разбор слова по составу»(УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области.
Урок русского языка в 3 Г классе по теме «Разбор слова по составу»(УМК «Школа России»)
Разработала учитель начальных классов высшей категории
Судовцева Евгения Васильевна
2018-2019 учебный год
Технологическая карта урока
Тема урока | Разбор слова по составу. |
Цели урока | Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слова по составу, развивать умение выделять части слова (корень, окончание, приставку, суффикс). Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) Развивающие: Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. |
Планируемый результат | Формировать УУД: Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (регулятивные УУД) умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД) умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД). Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний. |
Форма урока | Традиционный. |
Методы обучения | Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Организация пространства (виды учебной деятельности) | Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа, игровая деятельность. |
Основные понятия | Однокоренные слова, корень, окончание, приставка, суффикс. |
Ресурсы | Учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Толковый словарик школьника» О.Д.Ушакова |
Оборудование | Компьютерная презентация, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, «цветы и ваза» для рефлексии, карточки двух уровней с домашним заданием. |
Структура урока
Этап урока | Задачи | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Организа-ционно-мо-тивационный | Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности. | Слово учителя. Учитель организует уч-ся на начало урока. | - Ребята, я предлагаю начать наш урок в кругу. Игра «Обмен настроением» - Я, как всегда, рада вас видеть. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь дуг другу. Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение. - Что вы ждете от сегодняшнего урока? - Какой у нас девиз? Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! -Займите свои места. | Дети встали в круг, настроились на работу. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе(коммуникативные УУД) |
2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока. | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Слово учителя. | - Мы изучили все части слова. Тема нашего урока «Разбор слов по составу».слайд 1 -Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать на уроке? Чему научиться?Слайд 2 | Прогнозирование целей урока. Умение формулировать цели урока. | Планирование и регуляция деятельности уч-ся (регулятивные УУД) |
3.Планирова-ние деятель-ности. | Определение порядка работы на уроке. | Коллективная работа. | - Посмотрите на план урока. Что можете сказать? Закрепление. Минутка чистописания. Изучение нового материала. Орфографическая разминка. - Нужно поменять пункты местами. Как получится? - На каком этапе урока вы предлагаете поработать самостоятельно? Почему | Работа с планом урока. Дети составляют план своих учебных действий. | Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Планирование деятельности (регулятивные УУД) |
4.Актуализа-ция опорных знаний. | Актуализировать требования к ученику со стороны уч. деятельности; создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в уч. деятельность; установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности. | Работа в тетради Работа в парах. | Минутка чистописания нькореенькор - Определите закономерность в последовательности букв. - Запишите красиво и аккуратно эти буквосочетания. Продолжите до конца строки. - Кто заметил, какое слово получается из этого буквосочетания? (корень) - Почему получилось именно это слово? (изучаем тему об однокоренных словах) Орфографическая разминка - Прежде чем «открывать» новые знания, мы вспомним правила и проведем орфографическую разминку. 1) Работа на карточках. Вспомни правила и расскажи их соседу по парте: 1 Что такое однокоренные слова? 2 Что такое КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС и ОКОНЧАНИЕ? - Оцените работу друг друга. 2) Игра «Знатоки» К доске выходят два ученика, которые хотят попробовать свои силы в знании состава слова. Остальные ученики задают вопросы по теме «Однокоренные слова». Подводятся итоги. (оценка ответов) 3)Индивидуальные задания (2 человека за конторками) 1. Подбери синонимы к словам и запиши, вставляя пропущенные буквы. МОРО… - ПЕЧ…ЛИТЬСЯ – РАДОСТНЫЙ – 2. Подбери однокоренные слова к данным словам и выдели корни: БЕЛЫЙ,… ЗВОН,… 4)Работа с классом:слайд 3 А)- Найти «лишнее» слово в каждой строке, объяснить орфограммы. ВОДА, В…ДИЧ…КА, ВОДИТЬ ПЕЧ…ЛЬ, ГРУСТНЫЙ, ПЕЧ…ЛЬНЫЙ ДОМИНО, ДОМ, Д..МАШНИЙ Б)- Составить из слов предложение. Слайд4 Объяснить пропущенные орфограммы. Найти родственные слова, доказать это. Выделить корень. Под, л..сник, подб..резовик, б..резой, нашел. - Какие грибы еще знаете?Они съедобные или ядовитые? Чем полезен мухомор? ПРОВЕРКА индивидуальных заданий. Дополнительные вопросы уч-ся: 1 – Можно ли синонимы считать однокоренными словами и почему? 2 – Можно ли считать однокоренными слова БЕЛЫЙ и БЕЛКА? Почему? ОЦЕНКА уч-ся. | Определяют закономерность, красиво и аккуратно делают записи в тетради. Прогнозируют свою работу. Вспоминают правила, оценивают ответы друг друга, оперируют своими знаниями. Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них. Индивидуально работают на карточках, составляют план своего ответа. Коллективно выполняют задания. Анализируют ответы детей, оценивают учащихся. | Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности (регулятивные УУД) Уметь правильно формулировать изучаемые понятия, координирование в сотрудничестве (познавательные УУД) Умение строить речевые высказывания, оценка работы других уч-ся (познавательные, коммуникативные УУД) Умение выражать свои мысли (коммуникативные УУД),анализировать объекты (познавательные УУД) Умение слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
5.Физминутка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей. | Физминутка в виде игры. | 1 Игра. - Я буду называть слова. Если вы услышите однокоренное слово к слову САД, присядьте и поднимите руки вверх. Сад, лес, лесной, садовый, рассада, Саша, садовник, лесник, лиса, посадка. 2 «Шапка размышлений» - Наденем шапки размышлений. | Уч-ся выполняют задания в процессе физминутки. Дети быстро включаются в работу, улучшается внимание. | |
6.Открытие новых знаний | Подготовить уч-ся к введению новых понятий. Организовать и осуществить усвоение действий путем их воспроизведения и применения по образцу. | Работа в тетради. Коллективная работа. Постановка проблемы. Работа над составлением алгоритма разбора. Коллективная работа. | 1Запись темы урока в тетрадь. 2 Подготовка к изучению нового материала. - Давайте вспомним ,какие бывают суффиксы. Замените фразу одним словом, назовите суффикс Детеныш тигра (тигренок) Маленький стакан (стаканчик) Большой хвост (хвостище) Мама твоей мамы (бабушка) Маленький гном (гномик) - Прочитайте текст. Что вы о нем можете сказать? Мама принесла из магазина конфеты. 20 конфет она положила в вазу, а 6 раздала де-тям. Сколько конфет принесла мама? - Решите задачу. Найдите слова с приставками, назовите приставки. 3 Объяснение нового материала - Отгадайте загадку: Пробивался сквозь снежок Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок. (подснежник) - Запишем отгадку во множественном числе. - А теперь давайте подумаем, как разобрать это слово по составу. Вспомним цели нашего урока. Слайд 5 - Вспомните, что вы должны сегодня узнать на уроке. - Попробуем составить алгоритм разбора? - Подберем однокоренные слова к слову «подснежники». - Для чего это мы сделали? (чтобы выделить корень) - Значит, какой первый шаг нашего алгоритма? (выделение корня) - Изменим форму слова, что это значит? - Что теперь выделим в слове? - Значит, какой следующий шаг алгоритма? (выделение окончания) - какие части слова остались? - Выделим их по порядку слева направо. Какой следующий шаг нашего алгоритма? (выделение приставки) - И заключительный шаг? (выделение суффикса) - А теперь еще раз назовем все шаги алгоритма разбора слова по составу. Сверим наши предположения со слайдом. Слайд 6 | Записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. Связывают проблему с целями урока. Под руководством учителя составляют алгоритм разбора слов по составу, выявляют места затруднений. | Умение выражать свои мысли, синтезировать (познавательные УУД) Координирование в сотрудничестве (коммуникативные УУД) Самооценка и внешний контроль (регулятивные, личностные УУД) Умение самостоятельно формултровать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (регулятивные, познавательные УУД) Умение делать выводы (регулятивные УУД) |
7.Первичное осмысление и закрепле-ние связей и отношений в объектах изучения. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, способов действий, связи и отношений в объекте изучения. | Коллективная работа. Работа с источником информации ( толковый словарь) Самостоятельная работа. Работа с учебником. Игровая деятельность. Работа в парах. | 1 Первичное осмысление связей и отношений в объектах изучения - Разберем слова по составу, пользуясь алгоритмом. Поездка, свисток, выход, лошадка, рябинник. -А что такое «рябинник»? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? - Воспользуемся толковым словарем, который у вас на столах. ( Это слово имеет два значения, значит оно многозначное) - Как называется лес, где растут дубы? берёзы? ели? -Какие правила надо соблюдать, когда находишься в лесу? 2 Самостоятельная работа. Упр. 106 ( 2 уч-ся за откидной доской) ВЗАИМОПРОВЕРКА. 3Игра «Собери слово» - У вас на столах лежат карточки с частями двух слов. Соберите эти слова и разберите по составу, пользуясь алгоритмом разбора. ДОМ А УШК ИК КОРМ ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА 4 Игра «Составь слово»(слова на карточках на доске) У него -корень как в слове САДИК -приставка как в слове ПОБЕЖАТЬ -суффикс как в слове ОСИНКА -окончание как в слове РЫБА | Разбирают слова по составу с комментированием у доски, опираясь на алгоритм разбора. Самостоятельно выполняют упражнение по учебнику. Взаимопроверка. | Умение пользоваться схемой разбора (алгоритмом, планом) (регулятивные, познавательные УУД) Умение находить информацию в справочниках (познавательные УУД) Активная познавательная деятельность, синтез, координирование в сотрудничестве (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) Умение добывать новые знания, используя уже известные тебе, умение анализировать, синтезировать (познавательные, регулятивные УУД) |
8.Постановка домашнего задания. | Обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Слово учителя. | Домашнее задание - Предлагаю вам задания двух уровней: 1 уровень средней сложности(задания написаны на зеленых карточках) 2 уровень повышенной сложности ( красные карточки) 1 уровень: слайд 7 1 Какое слово лишнее? Записать только однокоренные слова, разобрать одно из них по составу. Гром, громадный, громкость, громкий. 2. Найти слова с суффиксом –ник-. Разобрать их по составу. Дворник, столик, цветник, сапожник, снежный, мясник. 2 уровень слайд 8 1 Образовать слова с помощью суффиксов –к-, -ок-.-очк-. Разобрать их по составу. Мышь, друг, берег, пух, ночь, гриб, дочь. 2. Подобрать родственные слова, разобрать их по составу. Двор – Дуб – Молоко- (напомнить детям о д/з в электронном дневнике) | Уч-ся определяются с объемом и содержанием д/з. | Ориентирование в своей системе знаний при выборе уровня д/з(личностные УУД) |
9.Рефлексия. | Мобилизировать уч-ся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения; установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами. | Игра. | - Вернемся к целям нашего урока. - Что вы сегодня узнали на уроке? (алгоритм разбора по составу) - Чему научились? (разбирать слова по составу) - А теперь оцените свою деятельность на уроке На доске ваза, а у каждого из вас цветы. Мы поставим эти цветы в вазу. Красный цветок – если тебе урок понравился, ты всё понял. Желтый – если тебе что-то осталось непонятным на уроке. Синий – если ты ничего не понял и не запомнил на уроке. - Молодцы! Спасибо за урок! Слайд 9 | Анализируют свою собственную деятельность. | Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка (регулятивные, личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 3 класс по теме "Разбор слова по составу"
Цель урока: создание условий для закрепления знаний по теме «Состав слова», формировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки...
Урок русского языка 3 класс по теме "Разбор слова по составу"
Урок разработан для 3 класса с применением ИКТ в форме путешествия...
Урок русского языка, 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные". УМК "Школа России", презентация
Данный урок способствует изучения правописания слов с парными согласными в корне слова. Подобранный игровой и познавательный материал нацелен на развитие памяти, внимания, речи, пополнение лексическог...
Урок русского языка во 2 классе. Тема : «Родственные слова» Программа «Перспективная начальная школа»
Цели урока:· Формирование умения определять по признакам родственные слова...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"
Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: · Предметные:...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Порядок разбора слова по составу"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Порядок разбора слова по составу"...