Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r.yaz_.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Разработала: Кошкина Ольга Николаевна, учитель начальных классов КОГОАУ «Многопрофильный лицей г. Вятские Поляны»
Оборудование: Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. .4 класс
Тема: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться
Цели:
– овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями -ться и -тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и группе.
Задачи:
- Развивать мотивацию и самосовершенствование личности, формирование разумных потребностей
- Формировать умение различать и образовывать глаголы с -тся, -ться
- Системно включать учащихся в учебную деятельность
- Развивать умение учащихся работать в группах.
Тип урока: открытие нового знания
Пояснительная записка: урок проведен в технологии деятельностного метода.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
– Что вы изучали на прошлых уроках русского языка? (порядок морф. разбора).
- Зачем нужно уметь определять часть речи, грамматические признаки частей речи? ( Чтобы грамотно писать).
- Сегодня вы узнаете еще одно правило письма, связанное с частями речи.
- Вы готовы к новым открытиям? Как вы открываете новые знания? (2 шага учебной деятельности: Что я не знаю? Сам найду способ.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
- К какой части речи относятся слова?
Отвлечь свистит помогут
Передать умеют споет
- Что общего у глаголов каждого столбика?
- Что общего у глаголов 2 и 3 столбиков?
Сейчас я вам назову глаголы, а вы определите, какой из них лишний и почему?
(купаться, нырять, плескается)
- Среди них лишний глагол. (Нырять, не заканчиваются на [ца])
– Что общего у всех остальных глаголов? (заканчиваются на [ца]).
- Попробуйте записать эти глаголы, обозначив сочетания [ца] соответствующими буквами.
Дети выполняют задание
- Кто не смог выполнить задание? Почему? (никогда раньше в глаголах не заменяли сочетание [ца] буквами.)
- Кто выполнил задание?
Учитель фиксирует ответы детей на доске. Получаются разные варианты ответов.
- Кто может доказать, что он верно выполнил задание? Почему? (нет правила, какие буквы могут быть на месте сочетания [ца]).
- Определите, чему вы сегодня должны научиться? Назовите тему урока.
- Что будем делать дальше? (нужно остановиться и подумать).
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание выполняли? Что нового в этом задании? Почему получили разные варианты ответов? (не знаем правила, какие буквы могут быть на месте сочетания [ца], и когда какие буквы нужно писать).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Я предлагаю вам план.
- Выбрать средства.
- Пользуясь выбранными средствами, выдвинуть предположение.
- Проверить предположение.
- Сделать вывод (построить схему, модель, опорный сигнал).
Средства:
Упр. 274 учебника (наблюдение)
Прочитайте все слова в 1-м столбике, а затем во 2-м.
– Что можно написать вместо точек?
– Что ещё объединяет эти глаголы? (Подсказка: на какой вопрос отвечают?)
– Запишите карандашом вопросы вместо точек.
– В какой форме ь пишется, а в какой не пишется?
– Запишите название формы рядом с вопросом.
– Какая есть закономерность в вопросе и словах одного столбика?
(В вопросе есть ь, в глаголе есть ь, в вопросе нет, в глаголе нет.)
- Реализация проекта выхода из затруднения.
Дети работают в группах.
Затем каждая группа представляет свой эталон. (представитель от группы представляет и комментирует эталон)
Что делает? _______ [ца] тся– гл. 3-его лица
Что делать? _______[ца] ться - глагол н.ф. (инфинитив)
- Сравните свой вывод с выводом учебника (с. 95).
- Выводы совпали?
- Вернемся к пробному действию. Назовите пропущенные сочетания букв.
Какие вопросы у вас возникают еще? (Что такое -ся? Как называются такие глаголы?)
Работа в учебнике.
Наблюдение по учебнику (с. 94).
а) сравниваются глаголы с -ся и без -ся.
Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)
– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)
Справка учителя. Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».
Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: умыться (умыть себя) решаться (решает сам).
Сделайте вывод: как различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу?
(Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.)
– Ответ на второй вопрос (Как называется такая форма глагола?)
Вы найдёте самостоятельно в тексте правила (с. 95). Прочитайте 1-й вывод в рамке.
– Как же называются глаголы с суффиксом -ся?
– Запишите тему урока в тетрадях.
– Какие ключевые слова можете назвать?
– Что такое -сь? Это другой вариант суффикса -ся (умылась, открылась.)
– Что ещё нового об этом суффиксе узнали? В чём его необычность? (Входит в основу слова, может стоять после окончания.)
- Что теперь вам предстоит сделать? (потренироваться)
6. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.
- Теперь я вам предложу выполнить выборочный диктант. Из предложений нужно будет выписать слова на новое правило и объяснить написания сочетаний букв. (фронтальная работа)
а) Собака сердится.
б) Теперь я ученица,
Чернилами пишу.
Боюсь пошевелиться,
Сижу и не дышу.
(работа в парах: 1 вариант объясняет написание слов на новое правило под в, 2 вариант – под г)
в) Нос дырявый у колодца
И оттуда дождик льется.
г) Искупаются сестрицы
И несут воды напиться.
Упр. 275 – развивается умение писать возвратные глаголы, оканчивающиеся на -ться, -тся, с опорой на схему правила, графически обозначать орфограмму разными способами.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упр. 276 –проверяется умение образовывать формы глаголов (неопределённую и 3-е л. ед. и мн.ч.), писать глаголы с буквосочетаниями ться или -тся, объяснять выбор написаний.
Дети проверяют свою работу по образцу.
- У кого были трудности? Какие?
- У кого все верно?
(на этом этапе задается дифференцированное д/з)
- Включение в систему знаний и повторение.
- Подчеркни все известные орфограммы в глаголах. (на слайде предложения)
Кто не стыдится спрашивать, узнает многое. От лютого холода попряталось все живое. Иволга встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Собаке нужно стеречь дом.
9. Рефлексия учебной деятельности
- Какую цель ставили?
- Достигли своей цели? как вы это можете доказать?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100.
Данная публикация представляет собой тематическое планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику «Первые уроки» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина по программе «Школа 2100. Оно ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
календарно-тематическое планирование по русскому языку авторы: Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. 3 класс
рабочая программа по русскому языку авторы: Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Пронина О.В. 3 класс...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Урок окружающего мира. 3 класс («Школа 2100»). Авторы учебника: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Тема: Пернатые изобретатели.
Урок окружающего мира по теме «Пернатые изобретатели» в 3 классе занимает последнее место в изучении классов и видов животных. Это первый урок при изучении птиц. Следующий урок должен быть посвящен и...
Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Школа 2100", авторы учебников: Козлова С.А., Демидова Т.Е., Тонких А.П.
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС для учащихся 3 класса общеобразовательных школ....