Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе,
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.Развивать умение находить синонимы в тексте,пословицах и поговорках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1____.-_4_..doc453.5 КБ

Предварительный просмотр:

                МОУ  СОШ  п. Нивенское  Багратионовского  района

                                Калининградской  области

                                КОНСПЕКТ

                открытого  урока  по  русскому  языку  в  4  классе

                                

                                тема: «Синонимы».

                составитель  учитель  начальных  классов

                МОУ СОШ  п. Нивенское Багратионовского района

                                Калининградской  области

                                Сасиновская  Ирина Витауто.

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  4  КЛАССЕ.

Тип  урока  : закрепление  знаний.

Тема  урока : «Синонимы».

Цели :

  1. Закрепить  понятие  о  синонимах. Учить  подбирать  синонимы, составлять синонимический  ряд.

  1. Развивать  умение  находить  синонимы  в  тексте, в  пословицах  и поговорках. Развивать  речь, обогащать  словарный  запас, повышать уровень  языкового  развития. Способствовать  более  прочному  и сознательному  усвоению  изученного  материала, точному  употреблению слов  речи.

  1. Воспитывать  чувство  коллективизма, взаимопомощи, интерес  к  предмету.

     Оборудование:

Емеля  на  печи, марья – царевна, болото с Водяным, 3 кочки  со  стихами, таблицы  со  словами, лес, замок  злого  волшебника, карточки- шторки  со  словами, поляна  «Зри  в  корень»  с  картинками; рисунки  бегемота, стола, стула, резинки, луны, карандаша, собаки; река, мост; брёвна  с  пословицами, слёзы  с  буквами, карточки  с  пословицами.

  1. Организационный  момент.

Я  тетрадь  свою  открою

И  наклонно  положу.

Я, друзья, от вас  не  скрою

Ручку  я  вот  так  держу.

Сяду  прямо, не  согнусь

За  работу  я  возьмусь.

  1. Какое  сегодня  число ?
  2. Давайте  прочитаем  орфографически  запишем  в  тетрадь. (Дети  записывают  число  в  тетрадях, пишут  классная  работа. )

2.Сообщение  темы  и  цели .

  1. Сегодня  на  уроке  мы  отправимся  в  путешествие  вместе  с  героем  сказки. А с кем  мы  будем  путешествовать, вы  узнаете, если  отгадаете, из  какой сказки этот  отрывок  и  как  зовут  главного  героя  сказки. (Звучит  отрывок  из русской народной  сказки  «По  щучьему  велению»).

  1. Да, наш  герой  -  Емеля. А  путешествовать  мы  будем  на  печи. И  отправимся мы  к  Марье- царевне. На  пути  нас  ждут  разные  преграды,  препятствия. М ы их  все  преодолеем, используя  наши  знания. Вы  готовы ?  Но  мы  не  можем отправиться  в  путь, т. к.  не  знаем, по  какой  теме  мы  будем  путешествовать. Чтобы  узнать  тему  нам  нужно  разгадать  кроссворд.
  2. Если  вы  правильно  его  разгадаете, то  в  первом  столбике  вы  прочитаете тему  урока.

  1

  2

  3

  4

  5

 6

  7

  8

  1. Часть  речи, которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопрос : кто ? что ? (существительное).
  2. Место  где  начинается  река ? (исток ).
  3. Дом  диких  животных в  земле ? ( нора ).
  4. Приставка  в  слове  отъезд ? ( от ).
  5. Суффикс  прилагательного  осенний ? ( н).
  6. И  не  снег, и  не  лёд,

А  серебром  деревья  уберёт ? ( иней ).

  1. Антоним  к  слову  «война» ? ( мир ).
  2. Окончание  в  слове  «помидоры» ? ( ы ).

  1. Итак, какая  же  тема  нашего  путешествия ? (синонимы ).
  2. Что  же  такое  синонимы ? ( ответы  детей).

  1. Сегодня  мы  будем  подбирать  синонимы, составлять  синонимический  ряд, правильно  употреблять  синонимы  в  пословицах. Итак, тема  известна, Емеля на  печи. Пора  в  путь.

Осталось  только  произнести  волшебные  слова : по  щучьему  велению, по  моему  хотению  хочу, чтобы  мы  с  ребятами  благополучно  добрались  до  Марьи – царевны.

  1. Упражнение : нахождение  синонимов  в  стихотворениях (работа в группах).

Выполнение  индивидуальных заданий на карточках.

  1. Где  мы ? Отгадайте.

Не  море, не земля,

Пароходы  не  плавают

И ходить  нельзя. ( Болото ).

                        

                        РИСУНОК  НА  ПЛАКАТЕ.

  1. На  пути  топкое  болото. На  болоте  плавают  одинокие  кувшинки, а  на  них припрятаны  задания, которые выполнят (... ).

Карточка 1.

Подобрать  синонимы  к  слову  дом.

Карточка 2.

Подберите  синонимы  с  удвоенными  согласными.

асфальтированная  дорога  - ...

популярная  игра  на  льду  -  ...

помещение  в  школе  -  ...

один  из  самых  уроков  в  школе  - ...

обучение  животных  -  ...

  1. Сидит  водяной. Он покажет нам путь  через  болото, если  вы  правильно  найдёте  синонимы  в  стихотворениях (стихотворения записаны  на  кочках ). (Выходят  учащиеся  от  каждой  группы  и  берут  кочки).

1-я  кочка  (1-я группа )

Бураны, вьюги и метели,

Как  много  с  ними  канители,

Как  много  шума, толкотни,

Как  надоели  мне  они! -

Так  проворчал  мороз  угрюмый

И  речку  в  лёд  сковал  без  шума.

2-я  кочка (2-я  группа ).

Зябнет  осинка,

Дрожит  на  ветру,

Стынет  на  солнышке,

Мёрзнет  в  жару.

3-я  кочка  ( 3-я группа ).

Дуб  дождя  и  ветра  вовсе  не  боится.

Кто  сказал , что  дубу  страшно  простудиться

Ведь  до  осени  дуб  стоит  зелёный,

Значит, дуб  выносливый, значит  закалённый.

(Посоветовавшись, каждая  команда  отвечает  и  защищает  свой  ответ ).

  1. Почему  вы  решили, что  это  синонимы ? (это  близкие  по  значению  слова. которые  по – разному  называют  одно  и  то  же , являются  одной  и  той  же частью  речи ).
  2. Какой  частью  речи  являются  синонимы  в  1-й  группе? Во  второй ? В третьей ? (существительные, глаголы, прилагательные).
  3. Что  сильнее  -  метель  или  буран ?
  4. Чем  отличаются  метель , буран  и  вьюга  как  явление  природы ? (силою ветра ).
  5. Какое  слово  ещё  можно  поставить  в  этом  синонимическом  ряду ? ( пурга ).

Итог:  Итак, какими  частями  речи  могут  быть  синонимы ?

        (существительными, прилагательными, глаголами ).

  1. Формирование  навыков  подбирать  синонимы.

  1. Отгадайте  загадку.

На  горе  шумит,

Под  горой  молчит. ( Лес ).

                                

                                РИСУНОК  НА  ПЛАКАТЕ.

  1. Мы  в  дремучем  лесу. Его  охраняет  старичок – лесовичок. Он  пропустит  нас через  лес  если  мы  найдём  синонимы  в  первом  и  втором  столбиках  и соединим  их  стрелкой. А  полученные  пары  слов  запишем  в  тетрадь.

На  доске:                огонь                        скакать

                        шалун                аккуратный

                        чистый                скакун

                        конница                азбука

                        прыгать                пламя

                        конь                        кавалерия

                        алфавит                озорник

  1. Итак, мы  справились  с  этим  заданием  и  продолжаем  путь  дальше.

  1. Закрепление  умения  подбирать  синонимы  из  4  букв.

Замок  злого  волшебника.

                                РИСУНОК  НА  ПЛАКАТЕ.

  1. Мы  подъехали  к  старинному  замку. В  этом  замке  живёт  людоед. Он сейчас спит, но  если  проснётся, то  всех  нас  съест. Нужно  быстро  закрыть окна шторками – синонимами  из  4  букв. Подберите  такие  слова, и , занавесьте окна, и  тогда  мы  сможем  пройти  мимо  замка.

1. приятель – друг

2. противник – враг

3. солдат – воин, боец

4. шагать – идти

5. красный – алый

6. родник – ключ

  1. доктор – врач

Полученные  пары  синонимов  запишем  в  тетрадь.

Мы  благополучно  миновали  замок  людоеда.

  1. Словарная  работа.

Наше  путешествие  продолжается. Мы  на  поляне «Зри  в  корень».

 Побывав  на  этой  поляне, вы  узнаете  происхождение  некоторых  слов  и  много  интересного  о  словах. Мы  сможем  проехать  по  этой  поляне, если  назовём  лишь  те  предметы, к  которым  можно  подобрать  подписи (синонимы).

-Что  значит  «зри» ?  (смотри ).

(Картинки  со  словами: резинка, стол, дерево, карандаш, бегемот, собака, месяц).

Луна – месяц, собака – пёс, бегемот – гиппопотам, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш.

  1. Если  вы  не  смогли  подобрать  синоним  к  слову  бегемот, то  послушайте стихотворение, и  вы  обязательно  догадаетесь (рассказывает  ученик )

Уговорились  я  и  мама

Дождаться  выходного  дня.

И  посмотреть  ги – ги – потама...

Нет, ги – попо – тото – потама...

Нет, ги – тото – попо – потама...

Пусть  мама  скажет  за  меня !

Вошли  в  открытые  ворота

И  побежали  мы  вдвоём

Взглянуть  на  ги...  на  бегемота,

Мы  чаще  так  его  зовём.

(Вывешивается  табличка  со  словом  гиппопотам  под  рисунком  бегемота)

  1. А  знаете  ли  вы, почему  резинку  называют  ластиком?

Послушайте : (рассказывает  подготовленный  ученик ).

У  резинки, обычной  школьной  резинки  есть  ещё  одно  название : ластик.

Почему  резинка – понятно : делается  из  резины. А  из  чего  делается  резина ? Из  каучука. Ну, а  каучук  по – латыни  называется  «гумми  эластикум». Отсюда – ластик, что  значит  упругий, хорошо  растягивающийся.

Итог:

Ко  всем  ли  словам  можно  подобрать  синонимы ?  Ответы  и  обобщения  детей).

  1. Физминутка.

Игра  в  мяч.(Учитель  бросает  мяч  одному  из  ребят и  называет  слово, ученик  называет  антоним).

- Хотя  мы  с  вами  на  печи, но  устали. Сейчас  мы  отдохнём  и  поиграем в  игру  «лови – назови». А  назвать  нужно  будет  антонимы  к  словам :

шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, чёрный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало, тёплый, опустить.

  1. Работа  по  восстановлению  авторского  текста.

РЕКА.

Отгадайте  загадку.

В  неё  льётся,

Из  неё  льётся,

Сама  по  земле  плетётся. (Речка).

                                РИСУНОК  НА  ПЛАКАТЕ.

  1. Мы  у  реки. Но  нет  моста. Нужно  построить  из  брёвен  мост. Бревно  можно положить, если  выполнить  задание – восстановить  авторский  текст (подобрать синонимы ). Стихи  записаны  на  обратной  стороне  бревна).

1 – е бревно. (1 -я группа ).

Золотистые  копны  соломы

На  токах  на  колхозных  лежат.

И ребята  дорогой  знакомой

На  занятия  в  школу  ( торопятся).

(Исаковский).

2 – е  бревно. ( 2-я  группа).

Я  трудилась  не  напрасно

И  запомню  навсегда,

Хлеб  вкуснее  не  от  масла,

Хлеб  вкуснее  от  (работы ).

(Демьянова).

3 – е  бревно . ( 3 – я группа).

Листья  в  поле  пожелтели,

И  кружатся, и  летят,

Лишь  в  бору  поникши  ели

Зелень  мрачную  (берегут).

(Лермонтов).

  1. Работа  с  пословицами  (  работа  в  группах ).

«Охота»  за  синонимами.

  1. Мы  с  вами  на  охотничьем  острове. Но  охотиться  мы  будем  за синонимами. Вам  нужно  метко  стрельнуть  в  цель, правильно  найти синонимы  в пословицах  и  фразеологизмах (устойчивых  словосочетаниях). Объяснить смысл  пословиц.

  1. Переливать  из  пустого  в  порожнее.
  2. Спеши, не  спеши, а  поторапливайся.
  3. Приятелей  много, а  друга  нет.

(Каждая  команда  объясняет  смысл  пословиц, находит  синонимы)

  1. Настоящая  охота  только  начинается. Каждая  команда  получает  карточки  с пословицами.

Читаете , объясняете  смысл  пословиц.

Дерево  держится  корнями, а  человек  друзьями. ( 1 команда ).

Без  труда  не  вытянешь  и  рыбку  из  пруда. ( 2 команда).

Делу  время, потехе  час. ( 3 команда ).

  1. я  буду  читать  пословицы, а  вам  нужно  найти  среди  них  синонимичную вашей  и  поднять  руку.

Учитель  читает  пословицы:

  1. Ученье  свет, а  неученье  тьма.
  2. Не  потопаешь, не  полопаешь.
  3. Без  друга  на  сердце  вьюга.
  4. Откладывай  безделье, да  не  откладывай  дело.

  1. Какая  из  пословиц  «лишняя», т. е. не  имеет  синонимичной ?

Давайте  запишем вашу пословицу, а  через  тире  запишем  к  ней  синонимичную, которую мы с вами  подобрали.

  1. Итог   урока.

Мы  благополучно  добрались  до  Марьи – царевны, но  она  сидит  в темнице. Её  не  пускает  Баба – Яга, она  хочет чтобы  мы  сделали  вывод  о  синонимах : для  чего  же  нам  нужны  синонимы  в  речи ? ( обобщения  детей ).

                                        ПЛАКАТ

Марья  - царевна  благодарит  вас  и  хочет  чтобы  каждый   оценили  свою  работу. Что  мы  с  вами  будем  оценивать ? (аккуратность  и  правильность ).

  1. Кто  написал  без  ошибок  и  сделал  1 – 2 исправления  поместит  свою бабочку  в  середину  цветка;
  2. Кто сделал  2 – 3 исправления  +  1  ошибку  - бабочку  на  лепестки;
  3. 4 исправления  ,  неровные  буквы – на  стебель;
  4. кто  не  старался  совсем – на  нижний  листок .

Посмотрите  на  нашу  ромашку. Сделайте  вывод, что  нужно  сделать  чтобы  результат  был  лучше ?

  1. Домашнее  задание. Написать  по  5  пар  синонимов  и  с  одной  парой составить  предложение.

  1. Оценки  за  урок....

                                                УРОК  ОКОНЧЕН.

ВСЕМ  СПАСИБО!

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...