Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе,
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.Развивать умение находить синонимы в тексте,пословицах и поговорках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1____.-_4_..doc | 453.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ п. Нивенское Багратионовского района
Калининградской области
КОНСПЕКТ
открытого урока по русскому языку в 4 классе
тема: «Синонимы».
составитель учитель начальных классов
МОУ СОШ п. Нивенское Багратионовского района
Калининградской области
Сасиновская Ирина Витауто.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.
Тип урока : закрепление знаний.
Тема урока : «Синонимы».
Цели :
- Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.
- Развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов речи.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Оборудование:
Емеля на печи, марья – царевна, болото с Водяным, 3 кочки со стихами, таблицы со словами, лес, замок злого волшебника, карточки- шторки со словами, поляна «Зри в корень» с картинками; рисунки бегемота, стола, стула, резинки, луны, карандаша, собаки; река, мост; брёвна с пословицами, слёзы с буквами, карточки с пословицами.
- Организационный момент.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Какое сегодня число ?
- Давайте прочитаем орфографически запишем в тетрадь. (Дети записывают число в тетрадях, пишут классная работа. )
2.Сообщение темы и цели .
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с героем сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки этот отрывок и как зовут главного героя сказки. (Звучит отрывок из русской народной сказки «По щучьему велению»).
- Да, наш герой - Емеля. А путешествовать мы будем на печи. И отправимся мы к Марье- царевне. На пути нас ждут разные преграды, препятствия. М ы их все преодолеем, используя наши знания. Вы готовы ? Но мы не можем отправиться в путь, т. к. не знаем, по какой теме мы будем путешествовать. Чтобы узнать тему нам нужно разгадать кроссворд.
- Если вы правильно его разгадаете, то в первом столбике вы прочитаете тему урока.
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 |
- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос : кто ? что ? (существительное).
- Место где начинается река ? (исток ).
- Дом диких животных в земле ? ( нора ).
- Приставка в слове отъезд ? ( от ).
- Суффикс прилагательного осенний ? ( н).
- И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт ? ( иней ).
- Антоним к слову «война» ? ( мир ).
- Окончание в слове «помидоры» ? ( ы ).
- Итак, какая же тема нашего путешествия ? (синонимы ).
- Что же такое синонимы ? ( ответы детей).
- Сегодня мы будем подбирать синонимы, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в пословицах. Итак, тема известна, Емеля на печи. Пора в путь.
Осталось только произнести волшебные слова : по щучьему велению, по моему хотению хочу, чтобы мы с ребятами благополучно добрались до Марьи – царевны.
- Упражнение : нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).
Выполнение индивидуальных заданий на карточках.
- Где мы ? Отгадайте.
Не море, не земля,
Пароходы не плавают
И ходить нельзя. ( Болото ).
РИСУНОК НА ПЛАКАТЕ.
- На пути топкое болото. На болоте плавают одинокие кувшинки, а на них припрятаны задания, которые выполнят (... ).
Карточка 1.
Подобрать синонимы к слову дом.
Карточка 2.
Подберите синонимы с удвоенными согласными.
асфальтированная дорога - ...
популярная игра на льду - ...
помещение в школе - ...
один из самых уроков в школе - ...
обучение животных - ...
- Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках ). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки).
1-я кочка (1-я группа )
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! -
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лёд сковал без шума.
2-я кочка (2-я группа ).
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
3-я кочка ( 3-я группа ).
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал , что дубу страшно простудиться
Ведь до осени дуб стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый, значит закалённый.
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ ).
- Почему вы решили, что это синонимы ? (это близкие по значению слова. которые по – разному называют одно и то же , являются одной и той же частью речи ).
- Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй ? В третьей ? (существительные, глаголы, прилагательные).
- Что сильнее - метель или буран ?
- Чем отличаются метель , буран и вьюга как явление природы ? (силою ветра ).
- Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду ? ( пурга ).
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы ?
(существительными, прилагательными, глаголами ).
- Формирование навыков подбирать синонимы.
- Отгадайте загадку.
На горе шумит,
Под горой молчит. ( Лес ).
РИСУНОК НА ПЛАКАТЕ.
- Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок – лесовичок. Он пропустит нас через лес если мы найдём синонимы в первом и втором столбиках и соединим их стрелкой. А полученные пары слов запишем в тетрадь.
На доске: огонь скакать
шалун аккуратный
чистый скакун
конница азбука
прыгать пламя
конь кавалерия
алфавит озорник
- Итак, мы справились с этим заданием и продолжаем путь дальше.
- Закрепление умения подбирать синонимы из 4 букв.
Замок злого волшебника.
РИСУНОК НА ПЛАКАТЕ.
- Мы подъехали к старинному замку. В этом замке живёт людоед. Он сейчас спит, но если проснётся, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна шторками – синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и , занавесьте окна, и тогда мы сможем пройти мимо замка.
1. приятель – друг
2. противник – враг
3. солдат – воин, боец
4. шагать – идти
5. красный – алый
6. родник – ключ
- доктор – врач
Полученные пары синонимов запишем в тетрадь.
Мы благополучно миновали замок людоеда.
- Словарная работа.
Наше путешествие продолжается. Мы на поляне «Зри в корень».
Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах. Мы сможем проехать по этой поляне, если назовём лишь те предметы, к которым можно подобрать подписи (синонимы).
-Что значит «зри» ? (смотри ).
(Картинки со словами: резинка, стол, дерево, карандаш, бегемот, собака, месяц).
Луна – месяц, собака – пёс, бегемот – гиппопотам, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш.
- Если вы не смогли подобрать синоним к слову бегемот, то послушайте стихотворение, и вы обязательно догадаетесь (рассказывает ученик )
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня.
И посмотреть ги – ги – потама...
Нет, ги – попо – тото – потама...
Нет, ги – тото – попо – потама...
Пусть мама скажет за меня !
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоём
Взглянуть на ги... на бегемота,
Мы чаще так его зовём.
(Вывешивается табличка со словом гиппопотам под рисунком бегемота)
- А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?
Послушайте : (рассказывает подготовленный ученик ).
У резинки, обычной школьной резинки есть ещё одно название : ластик.
Почему резинка – понятно : делается из резины. А из чего делается резина ? Из каучука. Ну, а каучук по – латыни называется «гумми эластикум». Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.
Итог:
Ко всем ли словам можно подобрать синонимы ? Ответы и обобщения детей).
- Физминутка.
Игра в мяч.(Учитель бросает мяч одному из ребят и называет слово, ученик называет антоним).
- Хотя мы с вами на печи, но устали. Сейчас мы отдохнём и поиграем в игру «лови – назови». А назвать нужно будет антонимы к словам :
шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, чёрный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало, тёплый, опустить.
- Работа по восстановлению авторского текста.
РЕКА.
Отгадайте загадку.
В неё льётся,
Из неё льётся,
Сама по земле плетётся. (Речка).
РИСУНОК НА ПЛАКАТЕ.
- Мы у реки. Но нет моста. Нужно построить из брёвен мост. Бревно можно положить, если выполнить задание – восстановить авторский текст (подобрать синонимы ). Стихи записаны на обратной стороне бревна).
1 – е бревно. (1 -я группа ).
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу ( торопятся).
(Исаковский).
2 – е бревно. ( 2-я группа).
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы ).
(Демьянова).
3 – е бревно . ( 3 – я группа).
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут).
(Лермонтов).
- Работа с пословицами ( работа в группах ).
«Охота» за синонимами.
- Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаниях). Объяснить смысл пословиц.
- Переливать из пустого в порожнее.
- Спеши, не спеши, а поторапливайся.
- Приятелей много, а друга нет.
(Каждая команда объясняет смысл пословиц, находит синонимы)
- Настоящая охота только начинается. Каждая команда получает карточки с пословицами.
Читаете , объясняете смысл пословиц.
Дерево держится корнями, а человек друзьями. ( 1 команда ).
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. ( 2 команда).
Делу время, потехе час. ( 3 команда ).
- я буду читать пословицы, а вам нужно найти среди них синонимичную вашей и поднять руку.
Учитель читает пословицы:
- Ученье свет, а неученье тьма.
- Не потопаешь, не полопаешь.
- Без друга на сердце вьюга.
- Откладывай безделье, да не откладывай дело.
- Какая из пословиц «лишняя», т. е. не имеет синонимичной ?
Давайте запишем вашу пословицу, а через тире запишем к ней синонимичную, которую мы с вами подобрали.
- Итог урока.
Мы благополучно добрались до Марьи – царевны, но она сидит в темнице. Её не пускает Баба – Яга, она хочет чтобы мы сделали вывод о синонимах : для чего же нам нужны синонимы в речи ? ( обобщения детей ).
ПЛАКАТ
Марья - царевна благодарит вас и хочет чтобы каждый оценили свою работу. Что мы с вами будем оценивать ? (аккуратность и правильность ).
- Кто написал без ошибок и сделал 1 – 2 исправления поместит свою бабочку в середину цветка;
- Кто сделал 2 – 3 исправления + 1 ошибку - бабочку на лепестки;
- 4 исправления , неровные буквы – на стебель;
- кто не старался совсем – на нижний листок .
Посмотрите на нашу ромашку. Сделайте вывод, что нужно сделать чтобы результат был лучше ?
- Домашнее задание. Написать по 5 пар синонимов и с одной парой составить предложение.
- Оценки за урок....
УРОК ОКОНЧЕН.
ВСЕМ СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...