Открытый урок по русскому языку с применением ИКТ технологий
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.
Тема: «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №3»
г.Новый Оскол Белгородской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
1 класс
УМК «Система Л.В. Занкова»
Разработана
учителем начальных классов
первой категории
Назиной Т. В.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2011г.) и авторской программы курса Нечаевой Н.В. «Русский язык», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011)
Целями обучения русскому языку являются:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
Цели периода обучения грамоте:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи периода обучения грамоте:
- активизировать внутреннюю и внешнюю речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками
- научить детей читать и писать, дать им первоначальные сведения о речи, языке и литературе;
- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учёбе;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
Для решения выдвинутых задач и достижения поставленных целей в курсе русского языка обеспечивается реализация деятельностного подхода к процессу обучения, что предполагает особую организацию работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Реализация программы основана на следующих принципах:
*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
* деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);
Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм.
В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Для реализации программы используется учебно–методический комплекс:
- Нечаева Н.В. «Тетрадь по письму» для 1 класса: В 4 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2011.
- Нечаева Н.В. «Русский язык» учебник для 1 класса: – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2011.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.
- Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.
- Сборник программ для начальной школы (Система Л.В. Занкова) - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе доров», 2011г.
- Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.
Программа рассчитана на 165 часов в год (5 часов в неделю)
115часов – обучение грамоте
50 часов – русский язык
Согласно расписания на 2011-2012 уч.г., учитывая праздничные дни, запланировано 164 часа. Сокращение часов произошло за счет повторения.
115 часов – обучение грамоте
49 часов – русский язык
I четверть (обучение грамоте) – 42 часа
II четверть (обучение грамоте) – 37 часов
III четверть (обучение грамоте) – 36 часов
(русский язык) – 11 часов
IV четверть (русский язык) – 38 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Коммуникативные УУД:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Предметные результаты:
к концу периода обучения грамоте
Ученик получит возможность научиться устанавливать следующие связи:
- между целью, адресатом, местом общения и формой обще ния;
- между целью устной речи и речевыми средствами (несловес ными и словесными);
- между целью письменной речи и правильностью ее выраже ния (оформление предложения, буквенный состав слов);
- о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;
- о родственных словах и корне слова;
- группировать языковой материал по заданным основаниям;
- подводить языковой факт под понятия разного уровня обоб щения (например: звук - гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);
- соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассни ков;
- слушать и отвечать на заданный вопрос;
- пользоваться учебными книгами;
научится:
- определять признаки предложения (смысловая и интонационная закон ченность);
- оформлять предложение: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ?/;
- различать звуки и буквы русского алфавита (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
- определять признаки гласных и согласных звуков;
- признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звон ких;
- знать последовательность букв в русском алфавите;
- писать гласные а, и, у после согласных ж, ш,ч,щ;
- голосом показывать различия в цели высказывания (правиль но интонировать несложные предложения);
- читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыс лу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, сос тоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;
- отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочи танного;
- разграничивать реальные предметы окружающего мира
и слова, их обозначающие;
- различать на слух границы слов и предложений;
- списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их сое динения, различать сходные по начертанию буквы;
- писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включаю щий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных);
- соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложе ний, соответствующих одной схеме;
- различать на слух звуки речи;
- различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
- определять место ударения в двусложных словах;
- делить слова на слоги;
- находить в ряду слов родственные слова;
- применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с боль шой буквы имена собственные, находить границы предложения, на чинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (.?!)
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу первого класса
Обучающиеся научатся:
- группировать языковой материал по заданным основаниям;
- подводить языковой факт под понятия разного уровня обоб щения (например: звук - гласный, согласный - согласный мягкий, твердый; звонкий, глухой и т.д.);
- использовать правила вежливости в зависимости от ситуации и собеседника: дома с родными, на уроке с учителем и одноклас сниками, на перемене, на прогулке;
- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассни ком;
- слушать и отвечать на заданный вопрос;
- ориентироваться в учебнике;
- списывать и писать под диктовку небольшой текст;
- определять признаки предложения (смысловая законченность, оформле ние: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нуж ный знак (.?!));
- различать звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;
гласные и согласные звуки;
- согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глу хие и звонкие парные и непарные;
- знать алфавит, пользоваться им;
- отличать текст от предложения, предложение от слова;
- находить границы предложения;
- подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;
- различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и бе зударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
- определять место ударения в слове;
- делить слова на слоги;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь\
- обозначать на письме звук [и'];
- применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ъ в сочетаниях чище другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление пред ложения;
- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, прого вариваемые орфографически и орфоэпически;
получат возможность научиться:
- определять грамматические признаки групп слов: знаменательных (самостоя тельных), обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах - указателях и служебных словах;
- различать предложения по цели высказывания: повествова тельное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклица тельное и невосклицательное;
- определять признаки текста и оформлять его.
Календарно – тематическое планирование
уроков обучения грамоте (письмо)
авт. Н. В. Нечаева, Н. К. Булычёва
(115 часов)
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Стр. тетр. | Дата | ||
план | факт. | |||||
1 четверть (42 часа) Часть 1 | ||||||
Посадка при письме. Ориентировка в тетради. Мы и наша речь. | Участвовать в учебном диалоге. Включаться в групповую работу, связанную с общением | 2-3 | 1.09 | |||
Мы и наша речь. | 4 | 2.09 | ||||
Устная и письменная речь. Письменные знаки. | 5 | 5.09 | ||||
Печатный и письменный шрифты. Рабочая строка. | 6 | 6.09 | ||||
Слово. Схема слова. Рисование по образцу. | 7 | 7.09 | ||||
Части предметов, элементы букв. Пиктограмма. Чтение пиктограмм. | Анализировать поэлементный состав букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов с использованием различных материалов. Сравнивать написанные учеником элементы букв, с предложенным образцом. | 8 | 8.09 | |||
Гласные звуки. Работа со схемами слов. Рисование по образцу. | 9 | 9.09 | ||||
Параллельные линии. Строчные и заглавные буквы. | 10 | 12.09 | ||||
Письмо длинных прямых линий. Р/р Загадки. | 11 | 13.09 | ||||
Письмо длинных прямых линий с закруглением вправо. | 12 | 14.09 | ||||
Слово и его значение. Письмо коротких прямых линий с закруглением внизу вправо. | 13 | 15.0900 | ||||
Письмо длинных прямых линий с закруглением вверху и внизу. Гласные звуки. | 14 | 16.09 | ||||
Письмо коротких прямых линий с закруглением вверху и внизу. Гласные и согласные звуки. | 15 | 19.09 | ||||
Письмо больших овалов. Рисование по образцу. | 16 | 20.09 | ||||
Письмо больших и маленьких овалов. Слово и предложение. Составление предложений по схемам. | 17 | 21.09 | ||||
Письмо элементов по образцу. Единственное и множественное число. | 18 | 22.09 | ||||
Письмо коротких прямых линий с закруглением вверху влево. Слова в слове. Образование новых слов. | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию. | 19 | 23.09 | |||
Письмо больших полуовалов. Р/р Сказка. | 20 | 26.09 | ||||
Письмо маленьких полуовалов. Звуковой анализ слов. | 21 | 27.09 | ||||
Сравнение длинных прямых линий с закруглением внизу влево. Имена людей. | 22 | 28.09 | ||||
Письмо коротких прямых линий с закруглением внизу влево и вправо. Элементы букв а, и, л, м. | Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Составлять рассказ по серии картинок. | 23 | 29.09 | |||
Письмо длинных прямых линий с петлёй внизу, наверху, на строке. Работа со схемами слов. | 24 | 30.09 | ||||
Письмо элементов по образцу. Чтение пиктограмм. Составление предложений. | 25 | 3.10 | ||||
Письмо изученных элементов. | 26 | 4.10 | ||||
Р/р Составление рассказа «Необычный огород». | 27 | 5.10 | ||||
Письмо изученных элементов. | 28 | 6.10 | ||||
Р/р Составление рассказа «Осень» | 29 | 7.10 | ||||
Часть 2 | ||||||
Письмо заглавной и строчной букв о,О. Элементы соединения с другими буквами. Р/р Скороговорки. | Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. | 4 | 10.10 | |||
Письмо строчной и заглавной букв э,Э. Составление предложений. | 5 | 11.10 | ||||
Письмо строчной буквы а. Ударение. | 6. | 12.10 | ||||
Письмо заглавной буквы А. Работа со схемами предложений. Имена людей. | 7 | 13.10 | ||||
Письмо строчной буквы у. Интонация. | 8 | 14.10 | ||||
Письмо заглавной буквы У. Имена собственные. | 9 | 17.10 | ||||
Письмо изученных букв. Ударение. Звуковой анализ слов. | 10 | 18.10 | ||||
Письмо строчной буквы и. Признаки предмета. Работа со схемами слов. | 11 | 19.10 | ||||
Письмо заглавной буквы И. Имена людей. | 12 | 20.10 | ||||
Письмо строчной буквы ы. Единственное и множественное число. | Сравнивать начертание заглавных и строчных букв. Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать те части рисунка, в которых есть заданная буква. Моделирование предложения. | 13 | 21.10 | |||
Р/р Сказки. | 24.10 | |||||
Закрепление. Строчные и заглавные буквы. Звуковой анализ слов. | 14 | 25.10 | ||||
Ударные и безударные гласные. Ребусы. | 15 | 26.10 | ||||
Письмо строчных и заглавных букв л,Л м,М. Слоги. | 16 | 27.10 | ||||
Закрепление. Составление предложений по схемам. Виды соединений. | 17 | 28.10 | ||||
Письмо слов с заглавными буквами Л,М. Мягкие и твёрдые согласные звуки. | 18 | 7.11 | ||||
Письмо строчной буквы н. Знакомство с местоимениями. Род. | Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать те части рисунка, в которых есть заданная буква. Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. | 19 | 8.11 | |||
Письмо заглавной буквы Н. Вопросительные предложения. | 20 | 9.11 | ||||
Закрепление. Письмо слов с буквами м, н. Единственное и множественное число. | 21 | 10.11 | ||||
Письмо строчной буквы р. Деление слов на слоги. Ударение. Родственные слова. | 22 | 11.11 | ||||
Письмо заглавной буквы Р. Полные и краткие имена людей. | 23 | 14.11 | ||||
Письмо строчной буквы й. Побудительное предложение. | 24 | 15.11 | ||||
Письмо заглавной буквы Й. Признак предмета. Р/р Антонимы. | 25 | 16.11 | ||||
Закрепление. Й - всегда мягкий согласный звук. | 26 | 17.11 | ||||
«Цепочки» слов. Письмо слов с изученными буквами. | 18.11 | |||||
Мягкие и твёрдые согласные звуки. Деление слов на слоги. | 27 | 21.11 | ||||
Часть 3 | ||||||
Письмо строчной буквы б. Ударные и безударные гласные звуки. Согласование слов в предложении. | Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. | 4 | 22.11 | |||
Письмо заглавной буквы Б. Имена собственные. Письмо предложений. | 5 | 23.11 | ||||
Письмо строчной буквы д. Звукобуквенный анализ слов. | 6 | 24.11 | ||||
Письмо заглавной буквы Д. Восстановление деформированного текста. Географические названия. | 7 | 25.11 | ||||
Строчные буквы б,д. Слабая и сильная позиция фонем. | 8 | 28.11 | ||||
Письмо строчной буквы в. Корень слова. | 9 | 29.11 | ||||
Письмо заглавной буквы В. Виды предложений по интонации. Полные и краткие имена людей. | 10 | 30.11 | ||||
Письмо строчной и заглавной букв г, Г. Клички животных. | 11 | 1.12 | ||||
Письмо строчной буквы з. Однокоренные слова. | 12 | 2.12 | ||||
Письмо заглавной буквы 3. Фамилии, имена, отчества людей. | 13 | 5.12 | ||||
Письмо строчной буквы ж. Звуковой анализ слов. | Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Анализировать: находить слова с буквосочетанием жи. Оформлять начало и конец предложения. | 14 | 6.12 | |||
Написание слов с изученными буквами. Сочетание жи. | 15 | 7.12 | ||||
Работа над текстом. Восстановление деформированного текста. | 8.12 | |||||
Письмо строчных букв п,т. Парность согласных звуков по звонкости-глухости. | 16 | 9.12 | ||||
Письмо заглавных букв П,Т. Предложения по цели высказывания. | 17 | 12.12 | ||||
Письмо слов с изученными буквами. Шифр. Звукобуквенный анализ слов. | 18 | 13.12 | ||||
Письмо строчной и заглавной букв ф,Ф. Работа со схемой предложения. | 19 | 14.12 | ||||
Письмо строчной буквы к. Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Род имён существительных. | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию. | 20 | 15.12 | |||
Письмо заглавной буквы К. Предмет и его признаки (Кто? Что? Какой?). | 21 | 16.12 | ||||
Письмо строчной и заглавной букв ш, Ш.Ударение. Неодушевлённые имена существительные. | 22 | 19.12 | ||||
Письмо слов с изученными буквами. Сочетание ши. Родственные слова. | 23 | 20.12 | ||||
Письмо изученных букв. Запись предложений. Звукобуквенный анализ слов. | Участвовать в учебном диалоге. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. | 24 | 21.12 | |||
Письмо строчной и заглавной букв с, С. Главные члены предложения. | 25 | 22.12 | ||||
Составление и запись предложений с однородными членами. | 26 | 23.12 | ||||
Письмо слов с изученными буквами. Парные согласные. | 27 | 26.12 | ||||
Ударные и безударные слоги. Парные согласные. | 28 | 27.12 | ||||
Формирование навыка письма слов и предложений с изученными буквами. | 29 | 11.01 | ||||
Часть 4 | ||||||
Письмо строчных букв е,ё. Звукобуквенный анализ слов. | Анализировать: находить слова с буквосочетанием жи, ши. Оформлять начало и конец предложения. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх – пяти слов со звуками в сильной позиции. | 4 | 12.01 | |||
Письмо слов со строчными буквами е,ё. | 5 | 13.01 | ||||
Единственное и множественное число имён существительных. | 16.01 | |||||
Письмо заглавных букв Е,Ё. Краткие и полные имена людей. | 6 | 17.01 | ||||
Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 7 | 18.01 | ||||
Сочетания жи , ши. | 7 | 19.01 | ||||
Письмо строчной буквы ю. Элементы соединения с другими буквами. Схемы слов. | Объяснять правила написания слов с заглавной буквы. | 8 | 20.01 | |||
Письмо заглавной буквы Ю. Мужские и женские имена. | 9 | 23.01 |
89 | Письмо строчной буквы я. Звукобуквенный анализ слов. | Группировать слова сходные по значению. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию. | 10 | 24.01 | |
90 | Письмо заглавной буквы Я. Корень слова. Родственные слова. | 11 | 25.01 | ||
91 | Письмо слов с йотированными гласными. | 12 | 26.01 | ||
92 | Письмо слов с изученными буквами. | 13 | 27.01 | ||
93 | Признаки предметов. Работа с текстом. | 30.01 | |||
94 | Письмо буквы ь. Звукобуквенный анализ слов. Письмо слов с ь. | Объяснять функцию букв ь и ъ. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Оформлять начало и конец предложения. Переносить слова по слогам. | 14 | 31.01 | |
95 | Письмо слов с ь. Деление слов на слоги и для переноса. | 15 | 1.02 | ||
96 | Работа с текстом. Определение количества букв и звуков в словах. | 16 | 2.02 | ||
97 | Письмо букв х, X. Письмо слов с буквой х. | 17 | 3.02 | ||
98 | Письмо строчной буквы ц. | 18 | 6.02 | ||
99 | Письмо заглавной буквы Ц. Родственные слова. | 19 | 7.02 | ||
100 | Письмо букв ч, Ч. Работа со схемами предложений. Звукобуквенный анализ слов. | 20 | 8.02 | ||
101 | Письмо букв щ, Щ. Связь слов в предложении. | 21 | 9.02 | ||
102 | Письмо слов с орфограммами ча,ща; чу,щу. | Анализировать: находить и писать слова с буквосочетаниями ча, ща; чу,щу. Оформлять начало и конец предложения. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию. | 22 | 10.02 | |
103 | Работа с текстом. | 23 | 13.02 | ||
104 | Схемы слов. Сочетания ча,ща; чу,щу. | 14.02 | |||
105 | Письмо слов с изученными буквами. | 24 | 15.02 | ||
106 | Слова, которые отвечают на вопрос что делают? | 16.02 | |||
107 | Письмо буквы ъ. Звукобуквенный анализ слов. | 25 | 17.02 | ||
108 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 26 | 27.02 | ||
109 | Письмо слов с разделительным ъ и ь. Родственные слова. | Анализировать: находить и писать слова с буквосочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу. Переносить слова по слогам. Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. | 27 | 28.02 | |
110 | Деление слов на слоги и для переноса. Определение количества букв и звуков всловесловах. | 29.02 | |||
111 | Письмо слов с йотированными буквами. Звукобуквенный анализ слов. | 1.03 | |||
112 | Закрепление. Написание слов с сочетаниями жи,ши; ча,щ;, чу,щу. | 2.03 | |||
113 114 115 | Обобщение знаний. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Проверь себя. | 5.03 6.03 7.03 |
Русский язык
№ ур. | Тема урока | Материал учебника | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Слово и предложение. | № 1-3 | Составление предложений по рисунку. | 9. | |
2 | Слова в предложении связаны по смыслу. | № 4-6 | Схема предложения. Работа с пословицами. | 12. | |
3 | Главные члены предложения. | № 7-10 | Основа предложения. Выделение основы. | 13. | |
4 | Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ слов. | № 11-15 | Звукобуквенный анализ. | 14. | |
5 | Слог. Слоговая структура слова. | № 16-17 | Фонетический анализ слов. Упражнения в делении слов на слоги. | 15. | |
6 | Гласные звуки. | № 18-20 | Число гласных звуков (6) и букв, обозначающих гласные звуки (10). | 16. | |
7 | Гласные звуки. Деление слов на слоги. | № 21-23 | Правило деления слова на слоги. Фонетический анализ слов. | 19. | |
8 | Согласные звуки. | № 24-25 | Обобщение знаний о согласных звуках. | 20. | |
9 | Звуки гласные, согласные. | № 26-27 | Закрепление знаний о гласных и согласных. з звуках. | 21. | |
10 | Перенос слов с буквами: й, ь. | № 28-32 | Составление предложений. Правило переноса слов. | 22. | |
11 | Ударение в слове. Ударные и безударные гласные. | № 33-37 | Понятие «ударение». Упражнения в постановке ударения. | 23. | |
12 | Упражнение в нахождении ударных и безударных гласных. | № 38-40 | Понятие «рифма». Подбор рифмы. | 2.04 | |
13 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях. | № 41-43 | Понятие «орфограмма». Заучивание и применения на практике правила. | 3.04 | |
14 | Большая буква в кличках животных, географических названиях. | № 44-47 | Понятие «имена собственные». | 4.04 | |
15 | Правописание с заглавной буквы имён собственных. | № 48-50 | Формирование умений правильно писать имена собственные. | 5.04 | |
16 | Русская азбука или алфавит. | № 51-53 | Заучивание алфавита. | 6.04 | |
17 | Название и порядок букв русского алфавита. | № 54-56 | Закрепление знания алфавита. | 9.04 | |
18 | Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке. | № 57-60 | Запись слов в алфавитном порядке. | 10.04 | |
19 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | № 61-63 | Звуковая запись слов. Мягкий знак - показатель мягкости. | 11.04 | |
20 | Обозначение мягкости согласных буквами: е, ё, ю, я. | № 64-66 | Звуковой анализ слов. | 12.04 | |
21 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | № 67-70 | Звуковой анализ слов. | 13.04 | |
22 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов. | Составление и запись предложений. | 16.04 | ||
23 | Шипящие согласные звуки. | № 71-74 | Звуковой анализ слов. | 17.04 | |
24 | Правописание сочетаний жи-ши. | № 75-78 | Упражнения в написании слов с сочетаниями жи, ши. | 18.04 | |
25 | Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. | № 79-84 | Упражнения в написании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. | 19.04 | |
26 | Правописание сочетаний чк, чн, щн. | № 85-87 | Упражнения в написании слов с сочетаниями чк, чн, щн. | 20.04 | |
27 | Формирование умений правильно писать сочетания чк, чн, щн. | № 88-89 | Упражнения в написании слов с сочетаниями чк, чн, щн. | 23.04 | |
28 | Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн. | № 90-92 | Работа с текстом, подбор заглавия. Работа с правилом. | 24.04 | |
29 | Звонкие и глухие согласные звуки. | № 93-95 | Звуковой анализ слов. | 25.04 | |
30 | Закрепление знаний о звонких и глухих согласных звуках. | № 96-98 | Звуковой анализ слов. | 26.04 | |
31 | Правописание парных согласных звуков в конце слова. | № 99-101 | Знакомство с правилом. | 27.04 | |
32 | Упражнение в правописании парных согласных звуков в конце слов. | № 102-105 | Упражнения в написании слов с парными согласными. | 30.04 | |
33 | Закрепление правописания парных согласных на конце слов. | Упражнения в написании слов с парными согласными. | 2.05 | ||
34 | Слова, обозначающие предмет. Имена одушевлённые и неодушевлённые. | № 106-107 | Понятие «имя существительное». Существительные в нашей речи. | 3.05 | |
35 | Слова, обозначающие признак предмета. | № 110-111 | Понятие «имя прилагательное». Подбор прилагательных к данным существительным. | 4.05 | |
36 | Слова, обозначающие действие предмета. | № 112-115 | Понятие «глагол», «словосочетание». | 7.05 | |
37 | Части речи. Словосочетания. | № 116 | Закрепление знаний о частях речи и словосочетаниях. | 8.05 | |
38 | Упражнение в правописании предлогов и приставок. | № 117-119 | Понятия «предлог», «приставка». Нахождение предлогов. | 10.05 | |
39 | Формирование умений правильно писать предлоги и приставки. | № 120-121 | Формирование умений отличать предлоги и приставки. | 11.05 | |
40 | Виды предложений по цели высказывания. | № 123-125 | Понятия «повествовательные», «вопросительные», «побудительные» предложения. | 14.05 | |
41 | Виды предложений по интонации и по цели высказывания. Повествовательные предложения. | № 126-129 | Понятия «восклицательные» и «невосклицательные» предложения. | 15.05 | |
42 | Р/р. Слова вежливого обращения. | № 130-133 | Работа над выразительным чтением. | 16.05 | |
43 | Р/р. Текст и предложение. Красная строка. Абзац. | № 134-137 | Работа с деформированным текстом. Заголовок. | 17.05 | |
44 | Р/р. Диалог и монолог. | № 138-139 | Понятие «диалог», «монолог». | 18.05 | |
45 | Р/р. План речи. | № 140-145 | Понятие «план речи». Составление текста по вопросам и плану. | 21.05 | |
46 | Контрольный диктант. | 22.05 | |||
47 | Родственные слова. Корень слова. | № 146-150 | Понятие «родственные слова», «корень слова». | 23.05 | |
48 | Секреты речи. | № 151-155 | Знакомство с названиями месяцев. | 24.05 | |
49 | Образные выражения. | № 156-166 | Знакомство с пословицами и поговорками. | 25.05 |
Содержание программы
(1 класс)
Виды речевой деятельности
Слушание
Осознание целей и ситуаций устного общения, адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации
Говорение
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: сообщение, беседа, обращение, вопрос, просьба и пр. Речевые средства, тембр, темп, мимика и др. Орфоэпические нормы речи.
Чтение
Понимание учебного текста при самостоятельном чтении вслух и его прослушивании. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Письмо
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым , аккуратным письмом. Списывание, письмо под диктовку
Графика
Различение звука и буквы. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Знакомство с русским алфавитом.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография
Раздельное написание слов. Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши). Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются в основном диагностические и итоговые вариативные работы «Мои достижения»
Диагностические работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговая контрольная работа проводится за истекший период работы (год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговой контрольной работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговая контрольная работа проводится 1 раза в год (не позднее 25 апреля)
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:
комплексная работа -1
контрольных списываний-1
Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:
- Яковлева С.Г. «Контрольные работы по системе Занкова». Издательство « Учебная литература», 2007г
- Яковлева С.Г « Мои достижения» - метапредметные вариативные контрольные работы
Учебно – методические средства
Основная литература
Нечаева Н.В. , Булычёва Н.К.Тетради по письму для 1 класса: В 4 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.
Нечаева Н.В. «Русский язык» учебник для 1 класса: – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2011.
Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.
Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.
Сборник программ для начальной школы (Система Л.В. Занкова) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе доров», 2011г.
Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.
Дополнительная литература
Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму. - Сама ра: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе доров», 2010г.,
Нечаева Н.В. Методические рекомендации к учебнику русского языка. - Сама ра: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе доров», 2010г.
Оборудование и приборы
- Алфавит
- Безударные гласные в корне
- Знаки препинания в конце предложения
- Касса букв
- Наборное полотно
- Образцы написания букв
- Парные согласные
- Перенос слова
- Правописание жи – ши; ча – ща; чу – щу
- Слова, обозначающие действие
- Слова, обозначающие предмет
- Слова, обозначающие признак
- Фонетический разбор слова
- Члены предложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе с применением интерактивной доски
Тема: Обучение написанию объяснительной записки. УМК "Гармония" Цели:1.Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяс...
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающей технологии Тема: «Имя прилагательное (закрепление)».
Открытый урок по русскому языку во 2 классе с применением здоровьесберегающей технологии Тема: «Имя прилагательное (закрепление)»....
Открытый урок по русскому языку с применением структур технологии сотрудничества.
Учитель: Малиновская Марина СемёновнаДата: 20.12.2016г.Тема: Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.Класс: 2 «З», МАОУ гимназия № 16 г. ТюменьТип ур...
Открытый урок по русскому языку с применением сингапурских структур
Данный урок в образовательной прогармме 4 класса входит в раздел "Глагол".Для достижения целей урока определила технологию проблемного обучения. Именно в этой технологии учащиеся сталкиваютс...
Открытый урок по русскому языку. Алфавит. Применение Алфавита. УМК Перспектива, 2 класс
Использована презентация Powerpoint и CMARTNote11...
Открытый урок русского языка с применением ИКТ технологии
Разработка урока русского языка с применением ИКТ технологии наряду с традиционными методами обучения...