Тема: «Имя прилагательное (закрепление)».
Цель — обобщить знания об имени прилагательном. Задачи: 1) Закрепить знания о прилагательном, как части речи. 2) Развивать внимание, мышление, устную связную речь, орфографическую зоркость. 3) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся – профилактика зрения, осанки, снижение утомляемости.
Оборудование: Схема универсальных символов, цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий). Ход урока: 1. Орг. момент: а) Подготовка Покажите умные глазки, ровные спинки. Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнемся от души. Повернулись. Готовы ли мы к уроку?
в) Готовность № 1 – сознательный настрой. Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь старательным и только! Будь внимательным и только! Все запомнишь, все поймешь!
г) Медитация. Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”. Я желаю вам успехов на уроке.
2. Минутка чистописания: Самомассаж пальцев. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
Стихотворение о букве «П». Влез на букву озорник. Он решил, что «П» - турник.
ПпппПп
3. Постановка цели: - Какие части речи вы знаете? Назовите самостоятельную часть речи, которая начинается с буквы «П». О какой части речи будем говорить на уроке? Сегодня закрепим знания об имени прилагательном.
4. Повторение: - Что такое имя прилагательное? Приведите примеры имен прилагательных.
Чтение стихотворений. 1 ученик. Имя прилагательное – часть речи увлекательная! О предмете знает все, – чей? какой? какой ещё? Уточняет, украшает, образ всем нам создает! Веселится и ликует Морфологии народ! 2 ученик. У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить: Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и сладкий пончик.
5. Словарная работа: Игра на интерактивной доске «Найди спрятанное слово». Коса, шапка, трус, живот, овраг, запах (сапоги).
- С какой частью речи связано имя прилагательное в речи? Вышли все из-за парт, найдите в классе имена прилагательные. Подобрать к именам существительным имена прилагательные, составить словосочетания. (Слова развешаны по стенам класса, на шкафах, и дети, поворачиваясь, их ищут). Длинная коса, меховая шапка, несчастный трус, большой живот, глубокий овраг, душистый запах, новые сапоги.
6. Закрепление знаний об имени прилагательном: - Как изменяются имена прилагательные?
1) Работа с учебником, с. 200 упр. 507. Прочитай текст. Запиши его, вставляя пропущенные буквы. Найди и подчеркни имена прилагательные. Определи их род и число.
Пришел в.сенний месяц март. Чистое небо без .блаков. Светит яркое солнце. Вот-вот зажурчат в.селыеруч.и. У порога ст.ит настоящая в.сна.
Релаксация под музыку. Закройте глаза. Представьте себя в весеннем лесу. Что вы увидели? Что вы услышали?
Беседа о правилах поведения в лесу. Чтение стихотворения. Нам жить в одной семье. Нам петь в одном кругу. Идти в одном строю. Лететь в одном полете. Давайте сохраним: Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте!
Физминутка. А) Стоя. Хлоп руками! Топ ногами! Головой туда – сюда! А теперь сильней локтями Поработаем, друзья! А теперь остановитесь И в кого-то превратитесь. Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок. Б) Сидя. – Для глаз (по Базарному). – Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз).
2) Работа с учебником, с. 204 упр. 519. Чтение текста стоя. Этот зверь живет в норе. У него небольшие ушки и длинный пушистый хвост. Тело покрыто желтой шерстью. Есть острые зубы. В русских народных сказках этот зверь всегда хитрый и коварный.
Угадайте, о каком звере идет речь? Какие слова помогли вам догадаться? Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?
Что вы знаете о лисице? Рассказ учителя о лисице. Показ слайдов. Лисица степная или корсак. Корсак – очень мелкая, тусклоокрашенная лисичка. Летняя шубка окрашена в желто-серые, красновато-желто-серые или песчаные тона. Зимой мех желтовато-серого цвета, становится густым, мягким и шелковистым. Хвост пушистый, серо-бурый; сверху заметен черноватый налет низ хвоста – светлый. Кончик его – темный, почти что черный. Наиболее красивой шубка становится в конце ноября – в начале февраля. Длина тела корсака – 50 – 60 см, а хвоста – 25 – 35 см; высота – 28 – 30 см. Вес – 2,5 – 5 кг. Продолжительность жизни колеблется от 3 до 6 лет в природных условиях, и до 12 – в неволе. Корсак приносит немалую пользу, истребляя много вредных грызунов. Занесён в международную Красную Книгу.
Опишите животное при помощи прилагательных, составьте словосочетания (имя существительное + имя прилагательное). Физминутка. - Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей. - Опустите свободно. - Теперь поочерёдно одно плечо вверх, другое – вниз. - Разотрите шейный отдел позвоночника. - Погладьте себя по головке и скажите: “Какие мы хорошие. Всё сможем”. Сядьте за парты, поменявшись местами.
3) Самостоятельная работа (тест). I ВАРИАНТ. 1. Имя прилагательное – это _______________, которая обозначает _______________ и отвечает на вопросы _______________. 2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными. а) дождь, школьный, молоко; б) молочный, дождливая, школьное; в) школа, дождь, молочный. 3. Прилагательные изменяются _______________________________________________ 4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные. стройная __________________ душистые _________________ голубое ___________________ сосновый _________________
II ВАРИАНТ. 1. Имена прилагательные – это слова, которые обозначают: а) действия предметов; б) признаки предметов; в) названия предметов. 2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными. а) холод, зимняя, золото; б) зимний, золотая, холодное; в) золото, холод, зимнее. 3. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное. а) с глаголом; б) с существительным; в) с другой частью речи. 4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные. прозрачная _______________________ пшеничное _______________________ яблочный ________________________ красные ________________________
7. Итог урока: - Назовите тему сегодняшнего урока. Чему учились на уроке? Домашнее задание, оценивание учащихся. Самооценка Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», покажите улыбающегося человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка. |