Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ_2kl_po_fgos.docx | 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь
Саратовского района Саратовской области»
Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
Учитель начальных классов МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области»
Карандина Елена Анатольевна
Ноябрь, 2012г.
Класс: 2 класс
УМК Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык» 2 класс, часть1, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Тема программы: «Состав слова»
Тема урока: «Суффикс как часть слова»
Тип урока: изучения нового учебного материала
Вид урока: деловая игра
Цель методическая: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) посредством проведения деловой игры по теме: «Суффикс как часть слова»
Цели образования:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в парах на основе диалога;
- формирование умения работать в группах в режиме интерактивного обучения (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.
Материально-техническое обеспечение урока:
1.Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Ч.1, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 176с: ил. - (Начальная школа XXI века).
2.Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. Начальная школа XXI века).
3. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожёгов, Н.Ю.Шведова; 4-е издание; Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В.Виноградова, Москва, ООО Темп, 2009
4.Русский язык. Справочник. Грамматический разбор. Начальная школа; Л.С.Васильева, Саратов, «Лицей», 2009
5.Электронное интерактивное приложение. Повторение и контроль знаний. Русский язык,1-2 классы, Планета
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Вызов | 2 | Настрой на работу | Утром солнышко проснулось, Улыбнулось, потянулось. И, отбросив одеяло На зарядку побежало. Крюки Денисона - снижение уровня тревоги: а) руки и ноги в замок, глаза закрыты, нос вверх, язык за верхними зубами, дышим; б) ноги параллельно, пальцы рук сомкнуты (держат солнышко), нос вниз, язык за верхними зубами, дышим - углубляющий позитив. Подарите улыбку солнышку, друг другу. КВН начинает деловую игру, за каждый правильный ответ - фишка | | Ф | Организационный Приветствует обучающихся, настраивает на работу | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
5 | Каллиграфическая минутка + словарная работа. Повторение слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением | -Какие буквы пропущены? Как проверить? (по словарю) в.рона, в.р.бей, с.рока, гор.д, д.рога, уч.ник -Какое сочетание запоминаем? (оро) Этот элемент и будет нашим чистописанием. -Запишите слова с безударными гласными по памяти. Проверьте в парах. | Наблюдение. Письмо по памяти | Ф И П | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимопроверку, сравнивают произношение слов с их написаниемОбъясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | |
| 3 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление таблицы «З-Х-У». | -Назовите «лишнее» слово. -Как ещё можно назвать ученика? (школьник) -Кто это, где учится? (школа, школьник) -Как назвать эти слова? (однокоренные) -Запишите, выделите корень и окончание в тетрадях и на листочках. (Проверка) Проверим, в каком слове не все части выделили? -Что мы знаем о составе слова? З Части слова: корень, окончание, основа -Что хотите узнать? Х Часть слова между корнем и окончанием. | Наблюдение, проблемная ситуация, анализ | К | Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока | Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Осмысление | 5 | Работа с информацией, осмысленное чтение | Конкурс «Тайны языка» Прочитайте материал на с.108 учебника; материал из дополнительных источников. Подумайте, что узнали, изобразите на листах. | Поиск и выбор информации, её систематизация | Г | Организует работу детей в группах, подводит итоги этапа конкурса | Чтение и выбор информации, заполнение таблицы на листочках, обобщение ответов | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задачи Личностные - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2 3 8 | Закрепление +динамическая минутка Развитие умения распозна-вать и выделять морфемы Проверка понимания способа действия. | Конкурс «Животные и их детёныши» а) –Угадайте загадки, изобразите отгадки: Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос. (слон) Что за зверь зимой холодной Ходит по лесу голодный? (волк) Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (медведь) б)-У слов, записанных под картинками, выделите корень, суффикс и окончание. -Каково значение суффикса в данных словах? в)-Только ли названия детёнышей образуются при помощи суффиксов? -Выполним упр.2 на с.108самостоятельно, а по 1 представителю из команд – за доской | Динамическая пауза Наблюдение, анализ с/р | Г Г И | Организует отдых детей Указывает объект наблюдения, подводит итоги конкурса на данном этапе Организует составление алгоритма выполнения упражнения | Отгадывание загадки, пантомима, называние детёнышей животных. Разбирают слова по составу, сравнивают ответы Составление алгоритма, самостоятельное выполнение в тетрадях и за доской, проверка | Познавательные: -выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: -составление плана и последовательности действий. | |
Рефлексия | 3 | Обощение | -Что же мы узнали о суффиксе? | Обобщение, синтез | Ф | Организует повторение, подводит итоги | Заполняют 3-й столбец – «узнали» | |
2 5 | Минутка релаксации Проверка понимания темы. | -Послушайте песню «С чего начинается Родина», представьте свое любимое место. -А можно ли человека назвать, указав при этом на место его жительства? Конкурс «Мы – жители…» -Разберём упражнение 3 на с.109 (по 2 примера) Конкурс капитанов -За 1 минуту разобрать большее количество слов по составу, можно взять помощь команды. | Релаксация Наблюдение, с/р, по1 человеку – у доски | К Г И/Г | Организует отдых, указывает объект наблюдения, подводит итоги. Включает игру на компьютере. | Составление алгоритма, самостоятельное выполнение в тетрадях и на доске, проверка Капитаны работают на нетбуке, дети – в тетради | Регулятивные: - умение действовать по плану - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | |
3 | Подведение итогов, домашнее задание | -Что нового узнали на уроке? Синквейн Суффикс Образующий, ласкательный Указывает, ласкает, уменьшает, Часть слова между корнем и окончанием. Морфема. Д/З: тпо с. 35 № 3,4 | Обобщение, синтез | Ф | Подводит итоги игры, к обобщению темы, составление синквейна. | Составление синквейна |
Список литературы:
1.Русский язык. Комментарии к урокам. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова- 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. Начальная школа XXI века
2.Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Ч.1, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 176с: ил. - (Начальная школа XXI века).
3.Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. Начальная школа XXI века
4. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожёгов, Н.Ю.Шведова; 4-е издание; Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В.Виноградова, Москва, ООО Темп, 2009
5.Русский язык. Справочник. Грамматический разбор. Начальная школа; Л.С.Васильева, Саратов, «Лицей», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».
Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...
Методическая разработка "Использование технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе"
Методическая разработка знакомит с поэтапным применением технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" в практике учителя начальных классов...
Возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальных классах
Цель данной технологии:развитие аналитического, критического мышления.Даются некоторые виды работы....
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему«Андрей Платонов&la...
Методическая разработка технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе
Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...