Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Карандина Елена Анатольевна

 

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ_2kl_po_fgos.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь

Саратовского района Саратовской области»

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

                                                                                                                                                                           Учитель начальных классов МОУ «СОШ  р.п. Красный       Октябрь Саратовского района Саратовской области»        

 Карандина Елена Анатольевна

                                                                                                 

                                             Ноябрь, 2012г.                                                                                                

Класс: 2 класс

УМК Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык» 2 класс, часть1, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф,  2011.

Тема программы: «Состав слова»

Тема урока: «Суффикс как часть слова»

Тип урока: изучения нового учебного материала

 Вид урока: деловая игра

Цель методическая: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) посредством проведения деловой игры по теме: «Суффикс как часть слова»

Цели образования:

 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе диалога;

- формирование умения работать в группах в режиме интерактивного обучения (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.

Материально-техническое обеспечение урока:

1.Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Ч.1, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф,  2012. - 176с: ил. - (Начальная школа XXI века).

2.Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. Начальная школа XXI века).

3. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожёгов, Н.Ю.Шведова; 4-е издание; Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В.Виноградова, Москва, ООО Темп, 2009

4.Русский язык. Справочник. Грамматический разбор. Начальная школа; Л.С.Васильева, Саратов, «Лицей», 2009

5.Электронное интерактивное приложение. Повторение и контроль знаний. Русский язык,1-2 классы, Планета

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Вызов

 2
 

Настрой на работу

Утром солнышко проснулось,

Улыбнулось, потянулось.

И, отбросив одеяло

На зарядку побежало.

Крюки Денисона - снижение уровня тревоги:

а) руки и ноги в замок, глаза закрыты, нос вверх, язык за верхними зубами, дышим;

б) ноги параллельно, пальцы рук сомкнуты (держат солнышко), нос вниз, язык за верхними зубами, дышим - углубляющий позитив. Подарите улыбку солнышку, друг другу.

КВН начинает деловую игру, за каждый правильный ответ - фишка

 
 

 Ф
 

 Организационный
(дети рассажены по группам)

Приветствует обучающихся, настраивает на работу
 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

 формирование  умения слушать и слышать.

5

Каллиграфическая минутка + словарная работа.  Повторение слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением

-Какие буквы пропущены? Как проверить? (по словарю)

в.рона, в.р.бей, с.рока, гор.д, д.рога, уч.ник

-Какое сочетание запоминаем? (оро) Этот элемент  и будет нашим чистописанием.

-Запишите слова с безударными гласными по памяти. Проверьте в парах.

Наблюдение. Письмо по памяти

Ф

И

П

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока
 

 Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимопроверку, сравнивают произношение слов с их написаниемОбъясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;


 

 3
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока,  составление таблицы    «З-Х-У».

-Назовите «лишнее» слово.

-Как ещё можно назвать ученика? (школьник)

-Кто это, где учится?

(школа, школьник)

-Как назвать эти слова?

(однокоренные)

-Запишите, выделите корень и окончание в тетрадях и на листочках. (Проверка) Проверим, в каком слове не все части выделили?

-Что мы знаем о составе слова?

     З

Части слова: корень, окончание, основа

-Что хотите узнать?

     Х

Часть слова между корнем и окончанием.

Наблюдение, проблемная ситуация, анализ

К

Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока

Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Осмысление

5

Работа с информацией, осмысленное чтение

Конкурс «Тайны языка»        Прочитайте материал на с.108 учебника; материал из дополнительных источников. Подумайте, что узнали, изобразите на листах.

Поиск  и выбор информации, её систематизация

Г

Организует работу детей в группах, подводит итоги этапа конкурса

Чтение и выбор информации, заполнение таблицы на листочках, обобщение ответов

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Личностные

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2

3

8

Закрепление +динамическая минутка

Развитие умения распозна-вать и выделять морфемы

Проверка понимания способа действия.

Конкурс «Животные и их детёныши»

а) –Угадайте загадки, изобразите отгадки:

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

                        (слон)

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

                         (волк)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

                      (медведь)

б)-У слов, записанных под картинками, выделите корень, суффикс и окончание.

-Каково значение суффикса в данных словах?

в)-Только ли названия детёнышей образуются при помощи суффиксов?

-Выполним упр.2 на с.108самостоятельно, а по 1 представителю из команд – за доской

Динамическая пауза

Наблюдение, анализ

с/р

Г

Г

И

Организует отдых детей

Указывает объект наблюдения, подводит итоги конкурса на данном этапе

Организует составление алгоритма выполнения упражнения

Отгадывание загадки, пантомима,

называние детёнышей животных.

Разбирают слова по составу, сравнивают ответы

Составление алгоритма, самостоятельное выполнение в тетрадях и за доской, проверка

Познавательные:

-выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

-составление плана и последовательности действий.

Рефлексия

3

Обощение

-Что же мы узнали о суффиксе?

Обобщение, синтез

Ф

Организует

повторение, подводит итоги  

Заполняют 3-й столбец – «узнали»

2

5

Минутка релаксации

Проверка понимания темы.

-Послушайте песню «С чего начинается Родина», представьте свое любимое место.

-А можно ли человека назвать, указав при этом на место его жительства?

Конкурс «Мы – жители…»

-Разберём упражнение 3 на с.109 (по 2 примера)

Конкурс капитанов

-За 1 минуту разобрать большее количество слов по составу, можно взять помощь команды.

Релаксация

Наблюдение, с/р, по1 человеку – у доски

К

Г

И/Г

Организует отдых,

указывает объект наблюдения, подводит итоги.

Включает игру на компьютере.

Составление алгоритма, самостоятельное выполнение в тетрадях и на доске, проверка

Капитаны работают на нетбуке, дети – в тетради

Регулятивные:

 - умение действовать по плану

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:  готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

3

Подведение итогов,  домашнее задание

-Что нового узнали на уроке?

Синквейн

Суффикс

Образующий, ласкательный

Указывает, ласкает, уменьшает,

Часть слова между корнем и окончанием.

Морфема.

Д/З: тпо с. 35 № 3,4

Обобщение, синтез

Ф

Подводит итоги игры, к обобщению

темы, составление синквейна.

Составление синквейна

Список литературы:

 1.Русский язык. Комментарии к урокам. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова- 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. Начальная школа XXI века

 2.Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Ч.1, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф,  2012. - 176с: ил. - (Начальная школа XXI века).

3.Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. Начальная школа XXI века

4. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожёгов, Н.Ю.Шведова; 4-е издание; Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В.Виноградова, Москва, ООО Темп, 2009

5.Русский язык. Справочник. Грамматический разбор. Начальная школа; Л.С.Васильева, Саратов, «Лицей», 2009

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Методическая разработка "Использование технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе"

Методическая разработка знакомит с поэтапным применением технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо" в практике учителя начальных классов...

Возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальных классах

Цель данной технологии:развитие аналитического, критического мышления.Даются некоторые виды работы....

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...

Методическая разработка технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе

Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...