Урок русского языка в 4 классе (Образовательная система "Школа 2100")
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему

Гулевич Галина Ивановна

Урок русского языка в 4 классе по Образовательной системе "Школа 2100". Тема урока:" Запятая в сложном предложении с союзами а, и, но и в простом предложении с однородными членами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: запятая в сложном предложении с союзами а, и, но и в простом предложении с однородными членами.

Цель урока: развитие  у учащихся пунктуационных умений при написании сложного предложения с союзами и простого предложения с однородными членами.

Задачи урока: 

  1. развивать умение отличать простое предложение от сложного, систематизировать знания о постановке запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами, развивать умение сопоставлять схему с соответствующим предложением;
  2. развивать внимание, мышление, культуру речи;
  3. прививать навыки использования приобретенных знаний и умений  в практических ситуациях.

Оборудование:   записанные на доске слоги, заготовки для составления схемы, текст с пропущенными буквами, схемы предложений.

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.

- Из записанных на доске слогов необходимо собрать слова. Какие?

бо  да сво,   ка тан пи,   маз ал ный.

- Запишите  слова под диктовку: лиловый, рояль, фиолетовый, тревого, песчаный, сочинение (в это время 2 ученика пишут слова за разворотами доски).

-  На какие 2 группы можно разделить эти слова? (имена существительные и имена прилагательные). Подчеркните: 1 вариант – имена существительные  одной чертой, 2 вариант – имена прилагательные волнистой линией. (Проверяется работа учащихся за доской).

    3.  Проверка домашнего задания.

          - Каким было домашнее задание? (Написать пейзажную зарисовку на тему  

         «Осень»)

          - Что такое пейзаж?

          - Прочтите свои минисочинения. Лучшие сочинения будут использованы в

          классной газете.

         - Какие предложения по составу использовали при написании сочинений?

         - Как отличить простое предложение от сложного предложения?

         - Как могут соединяться части сложного предложения?

         - Какие союзы знаете?

     4.  Формулировка темы и цели урока.

         - Отгадав загадки, сформулируйте тему урока.

         «Загораживает путь, предлагает отдохнуть». (Точка).

        «Выйдет на дорожку, всем подставит ножку». (Запятая).

        - Чем будем заниматься сегодня на уроке?

     5. Систематизация знаний.

       - Составим схему, по которой можно рассказать все о постановке запятой в

      сложном предложении и в простом с однородными членами. Для этого соедините  вид предложения с нужным союзом

   

Сложное предложение

Простое предложение с однородными членами

,а,но

и

,и  

     - Используя схему, расскажите правила постановки запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.

    6.   Закрепление изученного.

     -  Ребята, как важен маленький знак препинания – запятая! Вспомните,  сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев». «Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать»?

- Вот и мы должны бережно и правильно расставлять запятые!

- Кому из вас приходилось отправлять телеграмму или получать их?

- Запишем тексты телеграмм самостоятельно, расставив знаки препинания.

Запись под диктовку: 1). Поезд опаздывает на несколько часов, и мы приедем только поздним вечером. 2). Поздравляем с днем рождения и желаем здоровья, отличной учебы, успехов в спорте!

Дети объясняют постановку знаков препинания, выполняют синтаксический разбор предложений.

Физминутка.

  1. для улучшения мозгового кровообращения:

1-2 -  голову наклонить назад, 3-4 - голову вперед. Выполнять в медленном темпе.

     2)  гимнастика для глаз:

          Крепко зажмурить глаза, открыть их и посмотреть вдаль.

    3)  руки за голову, локти свести вперед:

         1-2 поворот в сторону, локти развести, 3-4 исходное положение.

7)  Упражнения в постановке знаков препинания.

    - Ребята, мой сосед Сережа учится в 3 классе и еще не изучал постановку запятых в предложении. Но он получил задание – написать сочинение об осени. Мальчик выполнил работу, но засомневался в правильности расставленных запятых.

(На доске текст с пропущенными буквами в словах)

      Наступила з_лотая ос_нь и с д_ревьев оп_дают разноцветные листья. Они ложатся на землю, и п_стреют под н_гами желтыми красными з_леными красками.

- Вставим пропущенные буквы с объяснением. На какую орфограмму пропущенные буквы?

- Верно ли расставил знаки препинания Сережа? (Дети объясняют постановку запятых, исправляют ошибки).

- Выпишите предложения соответственно схемам. Подчеркните в них грамматическую основу.

1 вариант - [ _= и = O, O, O ].

2 вариант - [ = _], и [= _].

После выполнения работы – проверка (индивидуальный опрос).

8. Творческая работа.

(Работа по группам) – Представьте, что вы – сотрудники туристической фирмы. Вам необходимо составить текст рекламы путевок по уголкам нашей Родины (используя сложные предложения с союзами).

Ребята работают в группах. Обсуждаются все предложенные варианты. Лучший текст рекламы записывается в тетрадях, объясняется постановка знаков препинания.

9. Самостоятельная работа.  

- Придумайте конец предложения по известному началу: По небу плывут облака и …

- Придумайте простое предложение с однородными членами (1 вариант).

2 вариант – сложное предложение с союзом.

После работы заслушиваются варианты ответов.

10. Итог урока.

- Перед какими союзами всегда ставится запятая?

- Расскажите о правиле постановки запятой при союзе и.

Домашнее задание.  

Для слабоуспевающих детей – 1, 2 предложение, для остальных детей – стр.28, упр.2 в «Дидактическом материале». Для одаренных детей – найти в учебнике по чтению 1 предложение сложное, другое – простое с однородными членами, записать эти предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"

Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная...

Урок русского языка 2 класс УМК « Школа 2100"

Тема: Слова, отвечающие на вопрос КТО? Слова, отвечающие на вопрос ЧТО?Цель:познакомить со словами, обозначающими предметы;отработка навыков определения слов – предметов, умение задавать к ним п...

технологическая карта урока русского языка. 3 класс. ОС "Школа 2100"

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...