Урок русского языка 2 класс по теме: "Знакомство с родом имён существительных".
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc38 КБ
Microsoft Office document icon k_uroku..doc54 КБ
Office presentation icon russkiy_yazyk._rod.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка "Род имен существительных" (2-й класс)

Цели урока: Сформировать представление о роде имён существительных.

Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.

Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

I.Организационный момент. 

Встали дружно.

Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения!

II. Минутка чистописания. Слайд 1.

Предложите задание для минутки чистописания. Составить все возможные цепочки.

МЖС  (МСЖ  ЖМС  ЖСМ  СЖМ  СМЖ)

Что можно сказать об этих буквах? Какая лишняя?

III. Актуализация знаний.

1. Словарный диктант.

        Берёза, ветер, облако, лопата, посуда,   молоко, карандаш.

* Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами  на слайде).

 * Оцените свою работу.

2.  *Беседа.

Учитель: - К какой части речи относятся эти слова? (Эти слова являются именам существительными.)

Учитель:- Что такое имя существительное? Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.

Учитель:- Как изменяются имена существительные? Имена существительные изменяются по числам.

Учитель:- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.

Учитель:- А что ещё вы знаете об именах существительных?

Ученик:- Имена существительные могу быть собственными и нарицательными.

Учитель: Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?

Ученик:- Среди этих слов имён существительных собственных нет.

Учитель:- Приведите примеры имён собственных.

Учитель:- А что ещё вы знаете про имя существительное?

Ученик:- Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

Учитель:- Приведите примеры?

Учитель:-  Назовите слово подходящее к вашей схеме (Схемы на доске).

сущ., неодуш., собств., ед.ч.

сущ., одуш., нариц., ед. ч.

сущ., неодуш, нариц., ед. ч.

3. Дидактическая игра "Найди слово". Цель игры: проверить умения определять имена существительные.

Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к имени существительному.

Слон, пел, день, пирог, прекрасный, солнечный, книги, ослик, школьный, Москва, плавал, цветы.

Учитель: - Вы справились с заданием. Хорошо знаете правило и умеете различать имена существительные.

IV. Определение темы и постановка цели урока.

Учитель:  недавно мы немного познакомились с местоимениями.  Каким местоимением можно заменить слово   ветер?  Слово берёза? А слово молоко?

-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?  

-   Попробуем сформулировать цели урока с помощью опорных слов (слайд):

1. Узнать больше … (об имени существительном).

2. Учиться определять…( род имён существительных).

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.)

V. Изучение нового материала.

1. Наблюдение.  Разделим слова на три группы.

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

дом         земля                    озеро

стол         книга           море

хлеб         школа                    гнездо

Учитель: - Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе? Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.

Учитель: - Что можете сказать про слова второй и третьей группы?

- К словам второй группы можно подставить слова "она моя". - К словам третьей группы можно поставить слова "оно моё".

Прежде чем прочитать вывод в учебнике,  давайте попробуем сами разобраться  и сделать вывод. Для этого ответим на вопросы карточки да или нет.

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.

Имена существительные изменяются по родам. – Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?

К существительным мужского рода можно поставить слова он, мой, этот.

К существительным женского рода можно поставить слова  она, моя, эта.

К существительным  среднего рода можно поставить слова  оно, моё, это.

Слово сорока мужского рода.

3. Работа с правилом.

Учитель: - Откройте учебник русского языка на страницах 126-127.

-  Внимательно прочитайте правило.

Физминутка.

.Коллективное разучивание стихотворения о родах имён существительных.

Женский род - запомню я.

 И скажу: она,моя.

 И запомню род мужской -

 И опять скажу - он, мой.

 Средний род - оно, моё.

 Это правило твоё.

V. Первичное закрепление.

1.Ученики выполняют упражнение № 238 на С. 127

Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.

Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.

(Упражнение выполняется с комментированием у доски)

Учитель:  - Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?

- Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.

2.Работа с деформированным предложением.

Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

Учитель: - Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.

Учитель: - Прочитайте предложение, которое вы составили.- Ветер гнал на север большое облако.

Учитель:  - Назовите существительное женского рода.- Его здесь нет.

Учитель: - Назовите существительные и определите род.- Ветер - он, мой, мужского рода.

- Север - он, мой, мужского рода. Облако - оно, моё, среднего рода.

3. Тест. Раскрасим бусы.   Ж.р – красный   М.р – синий   Ср.р - желтый

VI. Итог урока. - Кому на уроке все было понятно?

- Что получилось легко?

- В какие моменты урока вы испытывали трудности?

- Как вы сможете использовать свой новый опыт?

- Что нового  вы сегодня узнали об имени существительном?

- Как определить род имени существительного?

Домашнее задание.С. 128, упр. 239, правило.

Дополнительный материал.

Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.

Вечер - день

Корова - телёнок

Кефир - молоко

Осень - лето

Утро - ночь



Предварительный просмотр:

                                          Утверждения.

ДА / НЕТ

1.

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.

2.

Имена существительные изменяются по родам. – Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?

3.

К существительным мужского рода можно поставить слова он, мой, этот.

4.

К существительным женского рода можно поставить слова  она, моя, эта.

5.

К существительным  среднего рода можно поставить слова  оно, моё, это.

6.

Слово сорока мужского рода.

                                          Утверждения.

ДА / НЕТ

1.

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.

2.

Имена существительные изменяются по родам. – Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?

3.

К существительным мужского рода можно поставить слова он, мой, этот.

4.

К существительным женского рода можно поставить слова  она, моя, эта.

5.

К существительным  среднего рода можно поставить слова  оно, моё, это.

6.

Слово сорока мужского рода.

                                          Утверждения.

ДА / НЕТ

1.

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.

2.

Имена существительные изменяются по родам. – Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?

3.

К существительным мужского рода можно поставить слова он, мой, этот.

4.

К существительным женского рода можно поставить слова  она, моя, эта.

5.

К существительным  среднего рода можно поставить слова  оно, моё, это.

6.

Слово сорока мужского рода.

                                          Утверждения.

ДА / НЕТ

1.

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.

2.

Имена существительные изменяются по родам. – Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?

3.

К существительным мужского рода можно поставить слова он, мой, этот.

4.

К существительным женского рода можно поставить слова  она, моя, эта.

5.

К существительным  среднего рода можно поставить слова  оно, моё, это.

6.

Слово сорока мужского рода.

                                          Утверждения.

ДА / НЕТ

1.

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.

2.

Имена существительные изменяются по родам. – Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?

3.

К существительным мужского рода можно поставить слова он, мой, этот.

4.

К существительным женского рода можно поставить слова  она, моя, эта.

5.

К существительным  среднего рода можно поставить слова  оно, моё, это.

6.

Слово сорока мужского рода.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка.

Слайд 2

Минутка чистописания. мжс мсж смж жсм сжм жмс

Слайд 3

Словарный диктант.

Слайд 4

Б_рёза, вет_р, л_пата, п_суда, обл_ко, д_рога, м_л_ко, к_р_ндаш. е е о о а о о о а а

Слайд 5

Единственное Множественное Имя существительное ЧИСЛО Имена существительные изменяются по числам птица звезда яблоко птицы звёзды яблоки

Слайд 6

Имя существительное Собственные Нарицательные Марина, Пушок, Москва дом, часы, машина

Слайд 7

Имя существительное Одушевлённые Кто? Неодушевлённые Что? девочка, кошка, медведь дом, часы, машина

Слайд 8

сущ., одуш., нариц., ед.ч.

Слайд 9

сущ., неодуш., нариц., мн.ч.

Слайд 10

ветер он

Слайд 11

берёза она

Слайд 12

молоко оно

Слайд 13

1. Узнать больше ... 2.Учиться определять... 3. Работать...

Слайд 14

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

Слайд 15

дом стол хлеб озеро гнездо море земля книга школа он мой оно моё она моя

Слайд 16

Исследуем! да/ нет

Слайд 17

Имя существительное РОД МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ ОН ОНА ОНО тигр брат стол мышь сестра книга солнце дерево поле

Слайд 19

Работа с учебником. стр.127 упр. 238

Слайд 20

Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

Слайд 21

Ветер гнал на север большое облако. м.р. м.р. ср.р.

Слайд 22

Женский род - Мужской род - Средний род -

Слайд 23

Молодцы!

Слайд 24

Вечер- Осень- Корова- Утро- Кефир-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...