Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой
М: репродуктивный П: письмо | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы на ваших партах лежали учебник, пенал. - Можете занять свои места. Устанавливает эмоциональный контакт. - Как вы думаете, какое нужно настроение, чтобы урок прошёл успешно? - Согласна с вами. Сейчас посмотрите на экран и скажите, что вы видите? - Верно. Перед вами сейчас на экране написаны некоторые положительные эмоции. Сейчас повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте ему, чтобы во время урока он испытывал именно такие эмоции, вы можете выбрать некоторые со слайда, либо придумать свои. Организует работу по записи числа и классной работы. - Открываем тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (тридцать первое марта), классная работа. - Скажите, какие орфограммы вы заметили? - Всё верно, будьте внимательны при написании. | Проверяют готовность к уроку. Садятся на места.
- Хорошее. - Положительные эмоции
Желают соседу по парте эмоции
Записывают число в тетради. - Мы заметили орфограммы: непроизносимая согласная в корне слова, удвоенная согласная в корне слова и словарное слово. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: проявлять готовность, подчиняться | Проектор с презентацией
Рабочие тетради Доска |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Ф: фронтальная М: репродуктивный П: минутка чистописания
М: объяснение П: показ учителя с комментированием
Ф: парная М: вариативно-репродуктивный П: распределение слов
Самоконтроль | Организует минутку чистописания. - А начнём мы наш урок с минутки чистописания. - Скажите, для чего нам нужно чистописание? - Да, всё верно. С помощью чистописания мы с вами разминаемся и практикуемся в красивом написании букв. - Посмотрите на экран. Что перед вами?
- Какое слово у вас получилось? - Какую букву мы будем прописывать сегодня? - Всё верно, сегодня пропишем букву Кк. - Сейчас в тетрадях пропишите букву К до конца строки, чередуя заглавную и строчную. - Не забываем, что сидим мы правильно: спина ровная, рука лежит на парте, ноги на полу. - Сейчас сравните ваше написание с тем, что на слайде/на доске. Возьмите карандаш и подчеркните самую красивую и правильную строчную и заглавную букву К. - Отлично, идём дальше. - Посмотрите на этот набор букв. Что можете сказать про него?
- Что можете сказать про эти слова? - А где в этих словах можно допустить ошибку? - Всё верно. Именно поэтому вам нужно запомнить написание этих словарных слов. Запишите в своих тетрадях эти два слова друг под другом каллиграфическим почерком, как на слайде/доске. - Когда закончите, руку на локоть. - Отлично. Теперь этим животным придумайте клички и запишите их рядом с самим словом. - Как вы написали эти слова? Почему с заглавной буквы? - Будьте внимательны, у всех должны быть записаны клички с заглавной буквы. Повторение материала с прошлого урока. - Сейчас у вас на партах будут листы с небольшой таблицей, вы будете работать в парах. Кто напомнит правила работы в паре? - Кто нам прочитает задание? - Скажи, как ты понял задание, своими словами? - Слушаем слова внимательно: горох, медведь, девочка, арбуз, Москва, дуб. - Заканчиваем выполнение задания. - Прочитай нам, что у тебя в первом столбике. - У кого другие ответы? Проверяют ответы - Прочитай, что у тебя во втором столбике. - У кого другие ответы? Проверяют ответы - А вы заметили что-то необычное в написании слов? - Как вы написали слово «Москва»? - Почему с заглавной буквы? - Да, это название города, поэтому каким является это слово? - Всё верно. | Отвечают на вопросы. - Чтобы писать аккуратно, красиво.
- Перед нами ребус
- Слово «кабинет» - Букву К
Прописывают в тетрадях
- Там есть слова «корова, собака»
- Это домашние животные/три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная о - кОрова, сОбака
Прописывают в тетрадях.
Отвечают на вопросы. - С заглавной буквы, потому что это имена собственные.
Озвучивают правила работы в паре
- Нужно будет внимательно слушать слова и понять, одушевленные они или нет. Работают в парах.
- Да, слово Челябинск - С заглавной буквы - Потому что это название города
- Именем собственным. |
Р: проявлять готовность подчиняться П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Проектор с презентацией
Доска
Рабочие тетради
Проектор с презентацией
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы
М: моделирование П: составление плана
М: беседа П: инструктаж
Самоконтроль | Формулирует тему и цель урока вместе с детьми. - Тема нашего урока на доске, но, к сожалению, слова перепутались. Кто выйдет к доске и восстановит правильный порядок? - Кто прочитаем нам тему урока?
- Эта тема уже вам знакома? - Какая у нас цель урока будет тогда? Составляет план урока вместе с детьми. - Для того чтобы наш урок прошел успешно и мы всё успели, давайте составим план нашего урока. - На слайде представлен уже готовый план, но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова. У вас есть 10 секунд на раздумья. 1. Выполним минутку ________. 2. Вспомним особенности _________ и ________ существительных. 3. Поработаем в ________. 4. Выполним ________ работу. 5. Сделаем _________. - Итак, кто может прочитать готовый план? - Молодцы! Также у каждого на столе лежит свой ЛИСТ УСПЕХА. Он поможет вам оценивать себя на протяжении всего урока. - Посмотрите на это лист. Что мы уже с вами сделали? - Верно. Мы с вами уже выполнили первый пункт, поэтому оцените то, как вы справились с заданием и выберите ответ «да/нет/не уверен». Задание | да/нет/не уверен | Я умею писать красиво и аккуратно |
| Я знаю особенности собственных и нарицательных имен существительных |
| Я умею употреблять собственные и нарицательные существительные в речи |
| Я выполнил(а) самостоятельную работу |
| Я ответил(а) на все вопросы в заданиях |
| Я был активным на уроке |
|
- Так мы будем заполнять каждый пункт. | Формулируют тему и цель урока вместе с детьми.
- «Собственные и нарицательные имена существительные». - Да.
- Закрепление знаний о собственных и нарицательных именах сущ. Составляют план урока.
1. Выполним минутку чистописания. 2. Вспомним особенности собственных и нарицательных существительных. 3. Поработаем в парах. 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Сделаем выводы.
Оценивают свою деятельность. | П: с помощью учителя формулировать цель К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Проектор с презентацией
Раздаточный материал (Листы успеха) |
Коррекция знаний и способов деятельности (15 мин) | Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы
Внешний контроль
Ф: фронтальная М: частично-поисковый П: приведение примеров
Ф: групповая М: частично-поисковые П: приведение примеров
Самоконтроль | Закрепляет умение определять написание нарицательных и собственных имён существительных
- Итак, кто мне скажет, от чего зависит написание нарицательных и собственных существительных? - Верно! А кто напомнит нам правило своими словами? - В каким трех случаях мы можем использовать имена собственные?
- Сейчас друг другу в парах расскажите правило написания таких существительных и придумайте 3 примера слов, относящихся к собственным и 3 примера к нарицательным существительным. - У кого какие примеры слов получились? Проверяют ответы
- Открываем учебники на странице 81 выполняем упражнение 106. - Посмотрите, сколько в этом тексте собственных ИС? Перечислите их. - Хорошо, а почему они относятся к собственным ИС? - Запишите их себе в тетрадь через запятую. Проверяют ответы - Отлично, спасибо. Делаем упражнение 107. - Прочитай, пожалуйста, задание. - Отлично, спасибо! Сейчас мы будем работать в группах по 4 человека. Кто напомнит правила работы в группе? - На экране слайд с некоторыми словами, вам нужно определить, к какой группе относятся эти слова: города, реки или страны. Также вы можете вписать в столбики ещё и свои примеры слов, относящихся к этим группам. У вас на выполнение 3 минуты, можете начинать.
- Итак, какая группа хочет нам прочитать свои ответы? - Мы с вами выполняли задание 107 и самые внимательные наверняка заметили, что мы разбирали не все группы, как в задании. Знаете ли, слова какой группы нужно писать в кавычках? - Слова в столбике «журналы» и «автомобили» мы пишем в кавычках, потому что там указаны названия журналов. Дальше мы делаем упражнение 108. Сейчас мы прочитаем предложения, а ваша задача после прочтения выписать из текста только собственные имена существительные с красной строки, через запятую, в той форме, в которой они в тексте. - Начинаем читать текст по цепочке. - Сейчас в тетрадях с красной строки выпишите собственные имена существительные через запятую, в той форме, как в тексте. Авторы, указанные в скобочках, тоже считаются. У вас на это две минуты. - Давайте проверим Проверяют ответы.
| Закрепляет умение определять написание нарицательных и собственных имён существительных - От того, какое слово перед нами: если это имя, название, город и тд, то с заглавной буквы. Всё остальное – нарицательное и со строчной буквы пишется. Вспоминает правило. - В именах, фамилиях, отчествах, кличках - В названиях планет, звезд - В географических названиях Один ученик читает правило из учебника. Рассказывают правило в паре.
Называют примеры слов
Выполняют упражнение из учебника, опираясь на правило.
Читает текст
Один ученик читает задание. Выполняют задание
Озвучивают правила работы в группе
Выполняют задание
Читают свои ответы
- Нет
Читают текст по цепочке.
Выписывают слова: Гвидон, Пушкин, Некрасов, Иришка, Гришке, Маришке, Салтан, Ульяницкая | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
|
Доска
Проектор с презентацией
Учебник
Раздаточный материал (листы успеха) Учебник Доска
Учебник
|
Динамическая пауза |
|
| Организует физминутку. - Давайте поиграем в игру. - Я буду называть вам слова, а вы будете приседать, если это имя собственное, а если это нарицательное, то поднять руки. Ольга, девочка, кукла, Волга, море, Марс, книга, Барсик, котёнок, город, Москва, Никита, второклассник, река, Волга | Выполняют физминутку. |
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: фронталь ный М: беседа П: инструктаж
И: индивидуальная М: упражнение П: самостоятельная работа
Самоконтроль Взаимоконтроль
| Организует самостоятельную работу. - А сейчас мы с вами выполним серьёзную работу. Во время выполнения серьёзной работы принято вот так потирать руки. Ученые считают, что это помогает лучше думать. Давайте попробуем. - Сейчас у вас есть возможность показать, свои знания по теме нашего урока. На распечатках задания, которые вы выполните самостоятельно. На это у вас есть 3 минуты. - Вам нужно прочитать слова в двух столбиках. Скажите, чем они отличаются? - Верно. Ниже у вас 6 предложений и ваша задача вставить слова в предложения так, чтобы в одном предложении было и собственное, и нарицательное ИС. - Но задание мы будем делать по вариантам: 1 вариант делает 1,2,3 предложение, а 2 вариант – 4,5,6. - Начинайте. - Ваше время вышло. Давайте проверим. Для этого обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и сверьтесь с доской. Организует взаимопроверку. - Если правильно +, неправильно –. - Поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями: 5 – нет ошибок 4 – 1-2 ошибки 3 – 3 ошибки 2 – больше 3 ошибок - Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, у кого 5; 4. - Молодцы! Вы хорошо помните правила. Те, кто сегодня получил плохую оценку, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз, вы подтянете свои знания и получите хорошие оценки. - Что мы сейчас с вами выполнили? - А это значит, что пора оценить себя на своём листочке успеха. |
Потирают руки.
- В одном столбике собственные, а в другом нарицательные ИС.
Выполняют самостоятельную работу.
Взаимопроверка. Взаимооценивание.
Поднимают руку.
- Самостоятельную работу. |
Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц
Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников |
Раздаточный материал (самостоятельная работа)
Проектор с презентацией
Раздаточный материал (лист успеха) |
Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: индивидуальная М: языковой синтез П: синтез предложений
Внешний контроль
М: беседа П: инструктаж | Повторяет материал урока. - Напоследок проведём небольшое задание. Выполняем задание 110. - А кто самый внимательный, поднимите руку. - Итак, самые внимательные, что вы заметили в тексте интересного? - Да, всё верно. У вас 2 минуты, чтобы восстановить правильный порядок предложений. Будьте внимательны, предложение должно начинаться с выделенной буквы. Проверяют ответы - А кто нам прочитает полученный текст полностью? - Отлично! - А почему Миша и Катя написаны с заглавной буквы? - Верно - А сейчас подумайте, как бы вы озаглавили этот текст. Если времени много, то могут записать собственные ИС из текста в тетрадь. - Итак, в наших листах успеха мы выполнили предпоследний пункт, оцените, справились ли вы. |
Читает задание 110
- Выделены слова и порядок неправильный.
Читает текст полностью
- потому что это собственные ИС
Озвучивают ответы
Оценивают себя на листах. |
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей | Проектор с презентацией
Раздаточный материал (лист успеха) |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия
Самооценка
| Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок заканчивается. Давайте вспомним тему урока и какую цель мы поставили на урок? - Кто считает, что мы достигли цель урока? Почему? - Перед вами «лист успеха» с этапами нашего урока, оцените последний пункт, вашу активность на протяжении всего урока. - Передайте листочки успеха с последней парты на первую. - Скажите, а если бы ваш друг пропустил сегодняшний урок и спросил у вас, что было, что бы вы ответили? - Посмотрите на экран и продолжите фразы: Раньше я думал(а), что собственные имена существительные это только… Теперь я знаю, что это ещё … - Отлично! Сейчас посмотрите на экран, перед вами острова: остров успеха, неудачи, печали, веселья, непонимания. На каком из этих островов вы сейчас? Например, у меня хорошее настроение и я сейчас на острове успеха и веселья. - Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | Отвечают на вопросы.
Отвечают
Самооценка собственной деятельности на уроке.
Ответы детей |
К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение
Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Проектор с презентацией
Раздаточный материал (листы успеха)
|