Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Гомелевская Валентина Владиславовна

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Тип урока: открытие новых знаний

 

Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;

проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;

выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

Развивающие: развивать память, логическое мышление, внимание;

Воспитывающие: воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;

воспитывать уважение к родному языку.

 

Планируемые результаты

Предметные:

-научатся отличать существительные мужского рода оканчивающиеся на шипящую от существительных женского рода;

- научатся писать мягкий знак на конце существительных, оканчивающихся на мягкий знак.

 

 

Метапредметные:

Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; доказательство собственных высказываний;

- использование приобретённых знаний;

- установление причинно-следственных связей;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- работа в соответствии с планом.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра. 

Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

 

Оборудование:

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для общеобразовательных организаций. 3 класс. 2 часть.- М.: Просвещение,2017  

для учителя:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, демонстрационные карточки со схемами и словами, «сундучок».

для учащихся:

Карточки обратной связи, сигнальные карточки; индивидуальные листы обучения – ИЛО, индивидуальные листы для самостоятельной работы, рисунки для рефлексии;

 

   

 

Тема урока: Мягкий знак после шипящих.

Цели урока: формирование умения распознавать существительные мужского и женского рода; уточнение знаний о трёх функциях мягкого знака; рассмотрение правила написания мягкого знака на конце имён существительных( в начальной форме) после букв шипящих , формирование умения применять полученные знания при написании слов с данной орфограммой.

 

 

Этапы урока

Локальные цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Особые заметки учителя

                 1.

Организационный

 

 

Создать удобную для работы обстановку.

Создать позитивный настрой на работу

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Призывает к активной работе на уроке

Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, карточек, раздаточного материала

 

    

2. Вступительная часть

Заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Просит отгадать загадку:.

      Белка хвостик изогнула,

      У пенёчка отдохнула.

      Распушила хвост, да так-

      Стал похож на…

             (Мягкий знак)

А кто его  друг?

-Послушайте сказку об этих друзьях. (Приложение 1).

(Читает сказку до слов: «…хлопнул ладошкой по столу и крикнул…»).

-Что мог крикнуть твёрдый знак мягкому знаку, и что произошло дальше с ь, вы узнаете, когда откроете ещё один его секрет.

 Называют отгадку, отвечают на

вопрос.

 

 

 

 

Слушают внимательно сказку.

 

 

 

 

 

 

 

Вывешиваю на доску иллюстрацию(1) к сказке.

    3.Сообщение темы

и задач урока

Познакомить учащихся с темой и задачами предстоящего урока.

 Сообщает тему. (Слайд 1.)

Задачи урока:

1.Повторить и систематизировать имеющиеся знания о ь.

2. Узнать о новой работе буквы ь,

3. Учиться узнавать данную орфограмму в словах и правильно её решать.

 

 

Читают задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           4.

Подготовка к изучению нового или повторение ранее изученного

Повторить и систематизировать ранее изученный материал о роли мягкого знака в словах.

Прежде, чем говорить ещё об одном секрете мягкого знака, вспомним об известных его работах.

-Что обозначает ь в словах?

1. пальто

2. шьют

3.беречь

 

- А четвёртый секрет мы откроем, когда проверим ИЛО, которые вы заполняли дома.

 

 

Соотносят слова с соответствующими схемами и объясняют их значение.

( Приложение 2.)

  1. Ь – показатель мягкости согласных
  2. Ь помогает обозначить звук [й,]
  3. Ь указывает на форму слова – глагол в неопр. форме

 

На доске- схема в виде лесенки со ступеньками, на которые постепенно прикрепляются карточки со схемами.

Данная лесенка показывает рост знаний детей.

(Заполненными оказались первые три ступеньки.)

                       5.Гупповое изучение темы

                         по индивидуальным листам обучения

Формировать стойкую познавательную активность, развивать навык самостоятельного и оперативного мышления и логически стройного речевого выражения(в устной и письменной речи.) при изучении нового материала.

1. Организует проверку в ответах ИЛО

 (Приложение 3)

-На какие вопросы вы не смогли ответить?

-Какие задания не смогли выполнить?

 

2.Проверка заполнения ИЛО.

Самопроверка (Слайды 2-7).  

 

 

 

3.Проводит работу в парах по п.7 в ИЛО

4. Организация рефлексии вопросов:

Какой был для вас А) наиболее сложный Б) наиболее интересный и запоминающийся.

5.Подведение итогов проделанной учащимися работы.

Учащиеся, которые справились с названными заданиями и верно ответили на интересующие других вопросы, дают правильные ответы.

Затем все учащиеся проверяют свои ИЛО (Слайды 2-7) , вносят исправления, дополнения.

Дети друг другу рассказывают правило

 

 

 

 

 

 

Сообщают учителю поднятой рукой об уровне самостоятельности и правильности выполненной работы.

 

Индивидуальные листы обучения уже заполнены детьми дома, то есть когда тема уже изучена самостоятельно.

 

 

Заранее учащиеся распределены по парам, ри изучении нового материала.ю ам,уровне самостоятельности  других вопросы, дают правильные ответы. речи.познакомлены с правилами работы в них..

6. Вопросы задаёт преподаватель

Подчеркнуть важность некоторых знаний.

-Какое значение имеет ь на конце имён существительных после шипящих? Какую работу выполняет?

-Мы открыли ещё один секрет  ь.

Доказывают, что Ь на конце имён существительных указывает на форму женского рода, а не на мягкость согласного.

На лесенке прикрепляется табличка на четвёртую ступеньку  (Приложение2).

 

 

Возвращение к содержанию сказки.

-Догадайтесь, что мог крикнуть твёрдый знак мягкому знаку?

Читает сказку до конца. (Приложение 1).

-Почему ь подружился с именами существительными женского рода?

 

 

 

 

 

 

Объясняют, пользуясь сюжетом сказки.

 

 

 

 

 

 

Чтение сказки сопровождается показом иллюстраций из Пр.1

       7. Работа с правилом и составление алгоритма

 

 

 

 

 

Добиваться осознанного усвоения правила.

Развивать логическое мышление.

Учить последовательности

действий при решении орфографической задачи.

1.Ставит задачу.

2.Проводит самостоятельную работу на листах с логическими заданиями на усвоение правилами.

 

3. Организует проверку.

 

1-е задание-с помощью карточек обратной связи.

 

2-е задание. Самопроверка.

 

3-е задание. Фронтальный опрос.

 

4. Просит составить самим порядок действий при написании слов с шипящим на конце (алгоритм).

Направляет мысли детей в нужном направлении, помогает наводящими вопросами.

 

5.Подводит итог.

 Учащиеся выполняют самостоятельную работу на листах. (Приложение 4).   

 

Сигналят карточками «+», «−»

 

 

Учащиеся сверяют свои работы (Слайд 8)

 

Читают получившиеся ответы.

 

 Называют по порядку действия, которые необходимо выполнить, чтобы правильно написать имя существительное с шипящим согласным на конце  и убеждаются в правильности своих предположений.

(Слайд 9).        

Листы у каждого ученика красного цвета.

При выполнении заданий дети могут работать в парах.

8. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ставит задачу этапа урока.

 

2. Проводит упражнения:

а) на узнавание слов с шипящим на конце

 

б) выбор буквы ь на конце существительных после шипящих в упр. 57 стр. 34.

3. Подводит итог.

 

 

Работают с

сигнальными карточками  «+»,«-».

 

 

Показывают свой выбор с помощью карточек обратной связи   ь        или   ь         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

9. Самостоятельная работа. Отработка навыка

 

1. Постановка задачи.

-Продолжим учиться писать слова с шипящими на конце.

2. Организует подготовку к самостоятельной работе:

-Предлагает выполнить одно из двух упражнений на выбор, разных по степени сложности.

Стр. 32 упр.60

Стр. 32 упр.55

-Предлагает познакомиться с содержанием заданий каждого упражнения, выясняет степень понимания детьми того, что требуется выполнить.

 

3. Проводит самостоятельную работу.

Оказывает индивидуальную помощь.

 

4. Проводит проверку самостоятельной работы:

 

 

Упр.60- фронтальная

-Прочитайте слова, в которых вы написали на конце после шипящих мягкий знак. Докажите. 

 

Работа над многозначностью слов «ключ», «печь».

 

 

Упр. 55- самопроверка.

 

5.Подводит итог.

-Оцените свои работы и поставьте отметки.

Высказывает своё мнение о степени усвоения материала.

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно читают задания.

Задают учителю вопросы (если они возникают) о том, что им не понятно.

Сообщают учителю о выбранном упражнении соответствующим сигналом.

 

 

 

Выполняют выбранное упражнение в тетради самостоятельно.

При затруднении дети поднимают сигнальную карточку-

требуется помощь.

 

Читают слова, в которых написали ь, доказывают его выбор.

 

Объясняют два значения слов, пользуясь картинками в учебнике.

Проверяют свои работы (Слайд10).

Оценивают свои работы выставлением отметок и сообщают учителю о результатах.

 

 

 

Номера упражнений записаны на доске и отмечены соответствующими кружками

разного цвета по степени сложности

(красного и зелёного)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С нормами оценки дети ознакомлены.

 

                                       10. Подготовленный диктант

Отрабатывать навык написания слов с шипящим на конце.

Закреплять умение писать слова с изученными орфограммами.

1.Ставит задачу.

-Продолжим учиться правильно писать имена существительные с шипящими на конце и решать другие известные орфографические задачи в словах.

Напишем диктант.

Но сначала подготовимся к нему.

2. Подготовка к диктанту.

   Работа в парах.

   Упр.53 стр. 32

 

 

 

3.Проверка – фронтальная в сочетании с использованием карточек обратной связи.

 

 

4.Диктует учащимся текст упражнения.

 

5.Взаимопроверка.

Сообщение детям о том, что они поработают в роли учителей и проверят диктанты друг друга дома, поставив отметки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся решают орфографические задачи в словах.

 

 

 

Объясняют выбор букв и сигналят карточками наличие или отсутствие буквы ь в именах существительных после шипящих.

Запись текста под диктовку с закрытыми учебниками.

Дети обмениваются листами с диктантами.

 

 

 

 

 

 

 

 

На страницу накладывается калька и на ней пишут необходимые буквы на месте пропусков.

 

 

 

 

Пишут на отдельных листах.

       11.Тест «Малютка»

Проверить полученные на уроке знания.

1. Ставит задачу.

-Проверим, как вы научились писать слова с шипящими на конце.

 2.  Выполните задания теста.

 

3. Проверка. Взаимопроверка.

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно

выполняют задания теста. (Приложение 5)

Дети обмениваются листами и проверяют друг у друга работы.

(Слайд 11)

Оценивают отметкой.

 

Текст теста на листах зелёного цвета.

                   12. Подведение итого итогов урока.

 

1.Проводит беседу.

-Какие новые знания приобрели?

Где они вам могут пригодиться в жизни?

- Какие задания на уроке были для вас наиболее интересными?

-В чём вы затруднялись?

 

2. Проводит рефлексию.

-Выберите из трёх рисунков тот, который соответствует вашему настроению в данный момент.

 

 

3. Задаёт домашнее задание.

Выполнить задание в учебнике на стр. 33 упр. 56.

4. Организованно заканчивает урок.

 

Отвечают на вопросы, высказывают

свои мнения.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают рисунок с соответствующим настроением (Приложение) и кладут его в сундучок.

Дети записывают задание в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

На столе учителя красочно оформленный сундучок.

 

 

 

 

 

 

Список, использованной литературы

  1. Ж. «Директор школы» №5/2009 Э.Левин, О.Прокофьева, И.Люшнина «Метод индивидуально-группового обучения»;
  2. Ж. «Начальная школа» №9/1998 З.И. Богач «Как сказка помогает грамотно писать».

 

Приложения

  1. Сказка с иллюстрациями.
  2. Лесенка роста знаний по данной теме с демонстрационными карточками слов и схемами.
  3. Индивидуальные листы обучения (ИЛО).
  4. Листы красного цвета для проверки усвоения правила.
  5. Листы жёлтого цвета с тестами «Малютка».

                                                                                                       Приложение № 1

        -Давно это было. Однажды собрались вечером все буквы русского алфавита.  Сели за большой стол.  Поставили  самовар, стали  чай  пить с калачами да кренделями. Разговор завели о дружбе, о друзьях- товарищах, своих. Стали буквы друг дружке доказывать, у кого из них друзей больше. Особенно в споре отличились два братца - твёрдый и мягкий знаки. 

-У меня друзей больше! – кричит твёрдый знак.

- Нет,  братец, у меня! Все части речи - мои друзья, - не отстаёт от него мягкий знак.

Надолго затянулся их спор: никаких друзей подсчитать не могут. Далеко за полночь победа явно стала клониться в сторону мягкого знака. Но тут твёрдый знак хлопнул ладошкой по столу и крикнул:

image

-А почему нет у тебя друзей среди существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?

Промолчал мягкий знак, не знал, что и ответить: не водил он дружбы с этими существительными.

И досталась победа твёрдому знаку…

И  тогда мягкий знак решил подружиться с  существительными женского и мужского рода с шипящими на конце.

Разузнал о том, что живут они далеко, за рекою, на краю леса тёмного.

Долго собирался он в дорогу. Встал утром пораньше, из дома вышел и отправился в путь дорогу в гости к именам существительным.

Шёл он, шёл. Солнышко высоко поднялось, припекать стало. Ножки у мягкого знака притомились,  глазки разболелись, пот выступил, горлышко пересохло: пить захотелось. И  идти дальше невмоготу.

Но тут увидел он домишко глиняный с соломенной истрёпанной крышей, со сломанной печной трубой. Забор около домика  набок покосился, а  кое-где досок не  хватает. На  земле  камней видимо –невидимо.

 

-Ай!- вскрикнул мягкий знак, больно стукнувшись ножкой о камень. Прихрамывая, он подошёл к двери: ни замка, ни  ручки. Стал  в дверь стучать, хозяев звать. Никто не откликнулся, не вышел  на встречу гостю дорогому.

А в этом неопрятном домишке  жили существительные мужского рода с шипящими на конце. И были они такие лодыри,  что целыми днями лежали на печи, поедая калачи. Поленились дверь открыть и не впустили мягкий знак к себе в дом. 

…Отправился дальше мягкий знак. Идёт и видит: неподалёку другой домик стоит, бревенчатый, с кирпичной трубой, с дверью резной, в оконцах цветочки видны. 

К домику дорожка ведёт, песочком  посыпанная. Вокруг дома  цветов видимо – невидимо. И всё так чисто, красиво,

 аккуратно кругом.  А на заборе петушок приветливо кукарекает, в  гости зазывает. В этом домике (догадались?) жили существительные женского рода с шипящими на конце.

-Ой!- радостно воскликнул мягкий знак.- Наверное, в этом доме будут рады гостю.

В дверь постучал. Впустили мягкий знак в дом. Накормили, напоили, на постель отдохнуть хозяева дорогого гостя уложили.

Долго гостил у них мягкий знак да так подружился, что и остался в семье существительных женского рода с шипящими на конце навсегда.

 

Вот поэтому, ребята, мягкий знак ( ь ) никогда не пишется у существительных мужского рода с шипящими на конце. И всегда пишется на конце у существительных женского рода  с шипящими на конце.                                                                                                                                                                

Индивидуальный лист обучения.                                    Приложение 3

 

1.Прочитай слова и наблюдай за ними.

 Речь, мяч, плащ, нож, мышь, малыш, молодёжь, вещь, товарищ.

  - Чем похожи эти слова? (Найди 3 признака)    

   1. ----------------------------------------------------------- 

   2.---------------------------------------------------------------  

   3.-----------------------------------------------------------

2.Чем отличаются слова?

   ---------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------

   Раздели слова по этому признаку на две группы. Запиши их.

 

         ----------                                      ----------

--------------------------                 -----------------------

--------------------------                 -----------------------

--------------------------                 -----------------------

--------------------------                 -----------------------

--------------------------                ------------------------     

Чем похожи слова в каждом столбике?

Надпиши сверху над столбиками.

 

3. Какой вывод ты можешь сделать, сравнивая слова в этих столбиках?

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Дострой схему и скажи её словами. Но сначала обведи в словах (задания 2) буквы шипящих звуков на конце.

 

                               Им. сущ. в нач.  ф.

imageimage                                                                                                                                              

imageimageimageimage                                    …  [ч ] , [щ] , [ш]                                                         ?

 

 
 image

 

 

 

5. Какую работу выполняет ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих?

-------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------

6. Убедись в правильности своих выводов. Для этого прочитай    правило в учебнике на стр. 31 два-три раза.

    Выясни, какие слова тебе не понятны.

    Закрой учебник и воспроизведи правило по памяти.

7. Расскажи правило соседу или родителям.

 

Приложение 4

 

1.Выберите верное утверждение.

 

   а) На конце существительных женского рода пишется мягкий знак.

 

   б) На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

 

   в) На конце существительных женского и мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

 

2.Вставь пропущенные слова в предложения.

 

        Вот почему после           …           на конце           …           ь пишется только в словах           …  ,          в словах          …            он не пишется.

       

    Слова для справок:

 

    имён существительных, женского рода, букв шипящих,  мужского рода.

 

3.Логическое упражнение «Что из чего следует».

 

   а) Если на конце имён существительных в именительном падеже после шипящих пишется мягкий знак, то  ………………….  

          

   б) Если на конце имён существительных в именительном падеже  после шипящих мягкий знак не пишется, то  ………………….  

                        

   в) Если имя существительное в именительном падеже с шипящими на конце женского рода, то  …………………..   

                                  

   г) Если имя существительное в именительном падеже с шипящими на конце мужского рода, то   …………………...  

 Тест «Малютка»

 

1.Укажите «лишнее» слово в каждом ряду.

   плащ, плющ, помощь, лещ

   мышь, тишь, ёрш, тушь

   луч, дочь, мяч, грач

 

2.В каком слове  Ь обозначает мягкость согласного?

   а) крылья

   б) пальто

   в) дочь

   г) беречь

 

3.В каких словах  Ь  указывает на форму ж. р. ?

   а) тень

   б) стеречь

   в) помощь

   г) конь

 

4.В каком ряду записаны буквы шипящих звуков?

   а) ж, ш, ч, щ

   б) ч, щ, й

   в) ж, ш, ц

 

5.В каком слове нужно писать Ь?

   а) кирпич

   б) мелоч

   в) сторож

 

6.В каком слове не нужно писать Ь?

   а) дич

   б) суш

   в) малыш

 

7.В каком слове допущена ошибка?    

   а) рожь

   б) обручь

   в) этаж

 

 

 

 

 

                                

                           

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon myagkiy_znak_posle_shipyashchih.ppt609 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА «МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЗАДАЧИ УРОКА: 1. ПОВТОРИТЬ И ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ О Ь. 2 . УЗНАТЬ О НОВОЙ РАБОТЕ БУКВЫ Ь 3. УЧИТЬСЯ УЗНАВАТЬ ДАННУЮ ОРФОГРАММУ В СЛОВАХ И ПРАВИЛЬНО ЕЁ ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПИСЬМЕ. Учитель В.В. Гмелевская ГБОУ СОШ № 606 2017/ 2018 уч. год Учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс, 2 часть

Слайд 2

1.ПРОЧИТАЙ СЛОВА И НАБЛЮДАЙ ЗА НИМИ. Ре ч ь, мя ч , пла щ , но ж , мы ш ь, малы ш , молодё ж ь, ве щ ь, товари щ . - Чем похожи эти слова? (Найди 3 признака) 1. Имена существительные. 2. В именительном падеже. 3. На конце слов буквы шипящих звуков .

Слайд 3

2.ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СЛОВА? В одних словах есть Ь на конце, в других нет Раздели слова по этому признаку на две группы. Запиши их. Ж.Р. М. Р. реч Ь мяч мыш Ь малыш молодёж Ь нож вещ Ь плащ Чем похожи слова в каждом столбике? Надпиши сверху над столбиками.

Слайд 4

3. КАКОЙ ВЫВОД ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ, СРАВНИВАЯ СЛОВА В ЭТИХ СТОЛБИКАХ ? У существительных Ж. Р . после шипящих в ИМ. П на конце пишется Ь. У существительных М. Р. после шипящих на конце не пишется .

Слайд 5

4 . ДОСТРОЙ СХЕМУ И СКАЖИ ЕЁ СЛОВАМИ. НО СНАЧАЛА ОБВЕДИ В СЛОВАХ (ЗАД. 2) БУКВЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ НА КОНЦЕ. Им. сущ. в нач. ф. Ж. Р. - Ь [ ж ] , [ ч ' ] , [ щ ' ] , [ ш ] М. Р - Ь

Слайд 6

5. КАКУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЕТ Ь НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ ПОСЛЕ БУКВ ШИПЯЩИХ? Сообщает о форме слова: имя сущ. Ж.Р.

Слайд 7

6. УБЕДИСЬ В ПРАВИЛЬНОСТИ СВОИХ ВЫВОДОВ. Для этого прочитай правило в учебнике на стр. 31 два-три раза. Выясни, какие слова тебе не понятны. Закрой учебник и воспроизведи правило по памяти. 7. Расскажи правило соседу или родителям.

Слайд 8

ЗАДАНИЕ 2 ПРОВЕРЬ ! Вставь пропущенные слова в предложения. Вот почему после букв шипящих на конце имён существительных Ь пишется только в словах женского рода , в словах мужского рода он не пишется.

Слайд 9

АЛГОРИТМ 1 Услышав шипящий на конце слова узнай часть речи. 2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род. Ж.Р. - Ь 3. Если слово М. Р. - Ь Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю « Какого рода и числа слово?»

Слайд 10

УПР. 55 ПРОВЕРЬ ! День - ноч Ь , правда - лож Ь, старт – финиш , смех - плач , шум - тиш Ь, полдень – полноч Ь .

Слайд 11

ТЕСТ « МАЛЮТКА 1.Укажите «лишнее» слово в каждом ряду. плащ, плющ, помощь , лещ мышь, тишь, ёрш , тушь луч, дочь, мяч, грач 2.В каком слове Ь обозначает мягкость согласного? б) 3.В каких словах Ь указывает на форму ж. р. ? в) 4.В каком ряду записаны буквы шипящих звуков? а) 5.В каком слове нужно писать Ь? б) 6.В каком слове не нужно писать Ь? в) 7.В каком слове допущена ошибка? б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...