Текст и его признаки
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
Сформировать у детей общее понятие о текстена основе осознания его оосновных признаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_r._yaz._1_kl..docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема: « Текст и его признаки»
Система Л. В. Занкова
Учитель начальных классов
МОУ « Гимназия №1»
г.Воскресенска
Тема: «Текст и его признаки».
Цели:
Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
Закрепить изученные орфограммы
Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник «Русский язык» А.В. Полякова, 2008г., мягкая игрушка мышонка Пика, ковёр, цветные карточки для игры «Найди свой домик».
Ход урока
- Организационный этап
Учитель: Чтобы начать занятия, настроиться на работу, давайте пройдём на наш волшебный ковёр, сядем в круг и пообщаемся.
Комментарий. Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски.
- Актуализация знаний учащихся
Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
На доске: слова – слоги – звуки – текст – предложения.
Дети: звуки – слоги – слова – предложения – текст.
Учитель: Какое слово новое в этой цепочке? Как вы думаете, почему оно является завершающим в этой цепочке? Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.
Дети:
-В этой цепочке новое слово текст.
-Текст это мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.
-Текст это, когда много предложений.
-Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть.
Комментарий. Организую поисковую ситуацию, тем самым активизируется деятельность учащихся.
Учитель: Молодцы! Посмотрите сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним какими признаками он обладает.
- Усвоение новых знаний и способов действий
Слайд №1 . Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.
Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин. | У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой. |
Учитель: Прочитайте справа запись. Можно ли это назвать текстом? Почему? Чем она отличается от левой записи? Какой признак?
Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем о ком нам рассказывают.
-Там есть главные герои.
-Из правой записи мы узнаем, что у Виталика есть замечательный котенок.
-В этой записи все предложения связаны между собой.
- Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак)
Комментарий. Вывод делают сами учащиеся. В центре внимания урока – дети. Максимально использую возможности, знания, интересы самих учащихся.
Слайд №2 Признаки текста. Вылетает первый признак .
Учитель:О ком говорится в тексте? Какой был Мурзик? Найдите слова, которые его описывают и характеризуют.
Дети:
-В тексте говорится о Мурзике.
-Мурзик забавный, серый и пушистый.
Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Ребята, сегодня к нам на урок снова прибежал наш помощник мышонок Пик и принес небольшую подсказку. Давайте ее прочитаем.
Слайд №2 Признаки текста. Текст можно озаглавить. (2 признак)
Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту. Наш помощник принес нам заголовки. Давайте выберем заголовок к этому тексту.
- Аквариум с рыбкой.
- Мурзик.
- В гостях у Виталика.
Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят? Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Заголовок показывает, о чём говорится в тексте.
Слайд №2 Признаки текста.
Заголовок должен показывать, о чем говорится в тексте. (3 признак)
Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста? А давайте обратимся к учебнику и посмотрим верно ли все ли мы указали признаки текста. Работа с правилом в учебнике.С.104.
Работа с деформированным текстом. У каждого на парте предложения на отдельных карточках. Дети работают в парах.
Она подавилась косточкой.
Девочка Валя ела рыбу.
Приехал доктор.
У Вали из глаз текли слёзы.
Он достал щипчики и вынул из горла косточку.
Учитель: Это текст? Почему?
Дети:
-Это не текст. Предложения в нем не связаны по смыслу.
-К нему нельзя подобрать заголовок.
Учитель: Составьте текст. Прочитайте, что у вас получилось.
Слайд№3. Текст про девочку Валю.
Учитель: О ком говорится в этом рассказе?
Дети: В этом рассказе говорится о девочке Вале.
Учитель: Что случилось с Валей?
Дети: С ней случилась беда. Она подавилась косточкой, когда ела рыбу.
Учитель: Кто пришел на помощь девочке?
Дети: На помощь девочке пришел врач. Он щипчиками вытащил косточку.
Учитель: Придумайте свой заголовок к этому рассказу.
Дети: Беда у Вали.
Дети: Быстрая помощь.
Дети: Бедная Валя.
Учитель: Запишите себе в тетрадь только те предложения из текста, в которых есть имена собственные. Какие предложения вы записали?
Дети: Девочка Валя ела рыбу. У Вали из глаз текли слёзы.
Учитель: Как вы написали имя девочки?
Дети: Имя девочки записали с заглавной буквы. Потому что это имя собственное.
Учитель: Давайте дадим имя и отчеству врачу, который спас девочку. Как вы записали бы это?
Комментарий. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала.
- Интерактивная игра «Найди свой домик».
Домики: Слоги, слова, предложения, текст. По всему классу развешаны карточки с «домиками». Дети находят свой «домик» и доказывают почему они сделали такой выбор. У каждого из вас есть цветная карточка. По моей команде вы должны ее перевернуть и прочитать запись. Потом подумать и найти свой домик.
Приложение: Игра: «Найди свой домик»
Карточки №1 (количество 6) Жил –был пёс Барбос. У него был друг- кот Васька. Оба они жили у дедушки.
Наступила весна. Загудели майские жуки. Стали распускаться почки на деревьях.
Карточки №2.(количество 7) Ярко светило солнце. На берегу лесной речки на пне сидела белка. По реке плыли брёвна. У Вари был чиж. Вдруг из леса выскочила большая собака.
Карточка №3(количество7)Мама аквариум с рыбкой Виталику. Птенцы у родились зимой клестов. Новые у отрастают лосей рога. Кружились елью над клесты.
Карточка №4 (количество 5)Ча, све, мо, кра, вры,пи , сме, о, ро, де,ву,ча, хо,сму, пер.
Комментарий. На данном этапе я провожу интерактивную игру, так как она помогает проверить на каком уровне дети усвоили новый термин и его признаки, а так же позволяет сохранить здоровье детей. Во время игры дети свободно перемещаются по классу.
Учитель: Молодцы!
Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Признаки текста. Восстановление деформированного текста.
Урок развития речи во 2 классе, целью которого является раскрытие одной из особенностей текста - его тематическое единство. Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложен...
Русский язык 2 класс .Конспект. "Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста".
Урок введения нового материала. Определение связи заглавия и главной мысли....
Урок по русскому языку во 2 «Б» классе по программе Занкова Л.В. Тема: « Текст. Признаки текста»
Цель урока: научить отличать текст от набора предложенийЗадачи:1. Сформировать у детей общее понятие о тексте.2. Развивать умение отличать текст от предложений, научить работать с текстом.3.Формироват...
Открытый урок по русскому языку по теме:«Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».
Урок для учащихся 2 класса по программе: «Начальная школа XXI века»...
Открытый урок (4 класс, тема : "Текст.Признаки и типы текста")
тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений....
Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Текст и его признаки"
Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Текст и его признаки"...