Признаки текста. Восстановление деформированного текста.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Харченко Любовь Михайловна

Урок развития речи во 2 классе, целью которого является раскрытие одной из особенностей текста - его тематическое единство.

Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.

 2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в   тексте.

 3. Формирование умения корректировать составленные предложения и текст.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

Тема: Признаки текста. Восстановление деформированного текста

Цель: раскрыть одну из особенностей текста - его тематическое единство.

Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.

 2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в   тексте.

 3. Формирование умения корректировать составленные предложения и текст.

Ход урока

На доске:        

 - Где текст?

Белка - это маленький пушистый        - Белка - это маленький пушистый

зверек.        зверек.

Мальчик увидел бабочку.        У нее рыжая шерсть.

Художник нарисовал птицу.        Еще у белки большие глаза.

Она высоко летает.        Она хорошо видит.

I. Постановка учебной задачи

•. Мы не раз сочиняли с вами сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст? (Учитель читает детям запись на доске.).

 •. Попробуйте определить, чем отличаются эти две записи?

 •. В каком столбике записаны отдельные предложения, а в каком, по-вашему, текст?

•. Попробуйте доказать!

•. Научимся сегодня отличать текст (слово текст записано на доске) от группы предложений.

I. Сравнение текста и группы предложений

•. Прочитайте предложения, записанные слева.

•. Сколько предложений в первом столбике? О чем в них говорится? (В первом предложении говорится о белке. Во втором - о мальчике. В третьем - о художнике. В четвертом - о птице.)

• Сколько рисунков вы бы сделали к первой записи?

Что будет изображено на каждом из них? .

•. Что же записано слева? (Предложения.) Можно ли к ним подобрать заголовок? Почему?

  1. Почему не получился рассказ? (Все предложения о разном.)
  2. Сколько предложений во втором столбике?
  3. О ком говорится во всех этих предложениях? (О белочке.)
  4. Сколько рисунков можно нарисовать к ним? (Один. На нем будет изображена белка.)
  5. Можно ли придумать заголовок к записи во втором столбике? А к предложениям в первом столбике?
  6. Итак, во втором столбике у нас не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о белке. То есть эти предложения объединяются тем, что все они на одну тему - о белке. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок.
  7. Как бы мы его назвали? (Белка.)
  8. Мы ответили на вопрос, о ком этот текст. А теперь ответьте на вопрос, о чем этот рассказ? рассказе говорится о том, что белка - маленький зверек с рыжеи шерстью и большими глазами, и что она хорошо видит).

Какой можно сделать вывод о связи предложений в тексте?

Вывод:      В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывают не о разном, а об одном и том. же. Предложения в тексте как бы держатся за руки - расположены в определенном порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст    рассыплется     и    получится    бессмыслица.     Все     вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор. Сказка, сообщение, рассказ, стихотворение - это тексты. Каждое предложение в тексте имеет свои границы. Первое предложение в тексте начинают писать с красной строки, т. е. отступив несколько букв от поля страницы.

III. Работа с деформированным текстом

•   Из этих слов составьте предложения.

        1. Живет, большого, белка. В дупле, дерева, рыженькая.

  1. Гнездышко, а, птички, в его ветвях, маленькой.
  2. Целый, они, хлопочут.

4.        Собирает, грибочки, белочка.

  1. Червячков, а, птичка.
  2. В ночной, в, лесу, час, затихают. Шум и воняя.
  3. Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поет.

Прочитайте то, что получилось. Это текст? Докажите.

  1. Можно ли сказать, что во всех предложениях сообщается что-либо об одном и том же предмете или предметах? Докажите.
  2. Что сообщается о белке? А что - о птичке?
  3. Связаны ли по смыслу эти сообщения?
  1. Обозначьте орфограммы в тексте. Какие в из них вы можете проверить?
  2. Автор назвал этот текст «В лесу», как вы думаете, почему?

IV. Запись текста

  1. С чего начнете запись? (С заголовка.)
  2. Как начнете писать текст? (С красной строки.)
  3. В каком предложении встретятся знаки препинания, кроме точки?

В лесу

В дупле большого дерева живет рыженькая белка. А в его ветвях гнездышко маленькой птички. Целый день они хлопочут. Белочка собирает грибочки. А птичка - червячков.

В ночной час в лесу затихают шум и возня. И птичка поет всем лесным жителям колыбельную песню. (43 слова)

V. Беседа по содержанию

  1. Где живет белочка?
  2. Чем заняты белочка и птичка?
  3. Что слышно в лесу в ночной час?

VI. Проверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановление деформированного текста

Очень часто на уроках русского языка требуются задания творческого характера. Много времени затрачивается на их поиск. Некоторые из них предлагаю Вам. Надеюсь, что этот материал поможет Вам в работе....

Конспект по русскому языку 2 класс. Восстановление деформированного текста

Научить детей восстанавливать и записывать деформированный текст; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, обогащать словарный за...

Восстановление деформированного текста "Медвежата"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе , УМК "Школа России", Зеленина....

Конспект урока развития речи. Восстановление деформированного текста. 2 класс( 1-4).

Урок составлен в соответствии с технологией критического мышления с применением разноуровневых заданий. Он позволяет расширить словарный запас учащихся,  закрепить знания о тексте и сформировать ...

Типы текстов. Восстановление деформированного текста.

Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста....

Конспект урока по русскому языку «Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста»Цели деятельности учителя: формирование умения составлять предложения и текста из деформированных пр...

Презентация по русскому языку на тему Развитие речи. Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста. Ч.2 стр.112 (2класс)(1)

Презентация по русскому языку на тему Развитие речи. Редактирование текста, восстановление деформированного повествовательного текста. Ч.2 стр.112 (2класс)(1)...