Конспект открытого урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста». Класс: 2 Учитель начальных классов: Коноваленко Ирина Вячеславовна Тип урока: урок введения новых знаний.
Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста.
Задачи: обучающие: - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; развивающие: - формировать умения анализировать звучащую речь; - развивать воображение, мышление, речь учащихся; воспитательные: - воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; - воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. - способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ. Планируемые результаты: Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения; - проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Метапредметные Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные: - умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Предметные: - выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста. Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие. Используемое оборудование: - рабочая тетрадь, - учебник Е.В.Бунеевой «Русский язык» 2 класс. – М,: Баласс, 2012; - компьютер учителя; - персональные нетбуки для пары учащихся; - мультимедийный проектор; - интерактивная доска; - документ- камера Ken-a-vision. Цели использования ИД: • вызвать интерес учащихся к теме; • наглядность представления материала; • оперативность контроля при выполнении заданий. При подготовке материала были использованы следующие возможности ПО SmartNotebook10: • Инструменты Текст, Фигуры. • Работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок, прозрачность. • Организация навигации. • Создание темы. • Использование утилиты множественного клонирования. • Анимация объекта. • Слои и фоны.
Ход урока I. Организационный момент. Учитель: Прозвенел звонок и смолк, Нам пора начать урок. Разминка для пальцев - Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их: Здравствуй, пальчик – дедушка, Здравствуй, пальчик – бабушка, Здравствуй, пальчик – папа, Здравствуй, пальчик – мама, Здравствуй, пальчик – Я. Здравствуй, вся моя семья! (Дети массируют поочередно каждый пальчик) - Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу? -Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе. Игра «Я желаю тебе сегодня…» 1. Минутка чистописания. (На доску c помощью проектора и документ- камеры проецируется страница… из тетради по чистописанию). -Давайте запишем слово, которое мы желаем друг другу каждое утро. Но прежде потренируемся и вспомним правописание строчной буквы з, зи, зо, зе, за, зу и т.д. здорόвье -Какие опасные места вам встретились в этом слове? - В здоровом теле – здоровый дух. - Объясните смысл этой пословицы. - На какие орфограммы мы должны обратить внимание? (называют «опасные» места в слове) -Запишите её. 2. Словарная работа. -Какое сейчас время года? -Чем богата осень? -У нас выросла яблонька с волшебными яблочками. Давайте соберём с неё урожай. ( дети собирают яблочки со словарными словами, и выстраивается слово витамин) Запись словарных слов в тетрадь, обозначение орфограмм. Учитель: - С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов). - Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. (Можно употреблять в пищу витамины с огорода). III. Актуализация знаний. 1. Мозговой штурм. - У нас получилась целая корзина слов. Назовём их ещё раз. - Что можно составить из слов? (Предложения.) -Что вы знаете о предложении? (Ответы детей) -Что можно составить из предложений? (Текст) -Что вы знаете о тексте? (Ответы детей) 2. Работа в малых группах. - Сейчас вы разделитесь на группы. У каждой группы 2 конверта. - Возьмите конверт №1.Откройте. Что вы там увидели? - Нужно из слов составить предложение. Как только, группа будет готова, ученица, у которой самые длинные волосы, выходит и показывает предложение, которое получилось (на выполнение работы 1 минута.) - Что объединяет все предложения? - Из них можно составить текст? Почему? (Ответы детей) -Давайте составим текст. -Возьмите конверт №2 и составьте текст (на выполнение работы 2 минуты) -Как только, группа будет готова, ученик, у которого самые короткие волосы, выходит и читает текст, который получился. -Выберите самый красивый текст. Наступила долгожданная красавица осень. Деревья сменили зелёный наряд на золотой. На огородах люди собирают огурцы, помидоры, морковь. В садах созрели груши и яблоки. Люди делают запасы на зиму. Осень - прекрасное время года! IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения(открытие нового знания). -Чего не хватает в тексте? -На прошлом уроке мы говорили, зачем нужно заглавие к тексту. -Так зачем же? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? -Сегодня мы узнаем, что ещё может «скрывать» в себе заглавие. - Составим план (проецируется на слайде презентации) План (примерный) 1. Какие признаки есть у текста? 2. Чем текст отличается от группы предложений? 3. Что можно узнать из заглавия? Введение нового материала. -О чём текст, который вы составили? -Что именно говорится об осени, что о ней сообщается? -Что именно сообщается в тексте, самое важное в нём, составляет смысл текста, его основную, главную мысль. Найдите эту основную мысль в тексте. -Обратите внимание: основная мысль выражена кратко и точно. -Можно ли главную мысль вынести в заглавие? Вывод: что, кроме темы, может отражать заглавие текста? Физминутка. Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной. Утром бег и душ бодрящий, Как для взрослых, настоящий! На ночь окна открывать, Свежим воздухом дышать. Ноги мыть водой холодной, И тогда микроб голодный Вас не сможет одолеть». V. Развитие умений – применение знаний. 1. - Выберите подходящее заглавие к тексту. ( Осень. Долгожданная осень. Золотая осень. Осень – кормилица.) - Что отражает выбранное вами заглавие – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно, чувства, которые передаёт автор)? - А что отражало бы заглавие «Золотая осень»? - О чём можно было бы рассказать в тексте с заглавием «Золотая осень»? - Запишите получившийся текст с заглавием, которое мы выбрали. 2. Индивидуальная работа в нетбуках. Яблоки – это фрукты, богатые железом. Они обогащают наш организм витаминами. -Подберите заглавие, которое отражало бы тему текста, а затем заглавие, передающее главную мысль текста. «Яблоки». «Что такое яблоки». «Полезные плоды». «Чем полезны яблоки». 3. Самостоятельно Работа в Рабочей тетради, 2-й класс, тема 3, задание №5. - Что мы сейчас делали? Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VI. Итог урока. -Какие секреты может заключать в себе заглавие? (Отражать тему и главную мысль текста) - Запишите ключевые слова, связанные с главной мыслью текста. (Самое важное, основное, главное, хорошо, плохо). Рефлексия. - Урок наш заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, прикрепите к дереву плоды – красные яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите розовые цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зелёные яблочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – жёлтый лист. VII. Домашнее задание. 1. «Сверните текст в рамке ( с учётом добавлений) до одного ключевого слова по каждому пункту правила. Запишите эти слова в тетрадях. 2. Упр.36. |