Открытый урок (4 класс, тема : "Текст.Признаки и типы текста")
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_tipy_tekstov.docx | 25.15 КБ |
kartochki_k_uroku.docx | 13.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку «Текст. Признаки и типы текста»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цели урока: уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.
Задачи: Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
Методы: исследовательские, игровые .
(На данном уроке использованы ИТК-технологии: презентация по теме)
- Орг. Момент
Цель: : настроить учащихся на учебную деятельность.
Учитель-Здравствуйте. Я рада видеть вас. Рада, что вы пришли на урок за новыми знаниями с хорошим настроением. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра «Узнавай-ка». Мы разделились на з группы, 3 команды, у каждой команды есть командир и своё название. В течении всего урока я буду раздавать вам фишки за правильные ответы. А в конце урока фишки подсчитываются и определяется победитель.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, Все ль в прядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
(Ученики настраиваются на ситуацию успеха с положительной эмоциональной направленностью)
- Актуализация знаний
Цель: Создание проблемной ситуации
(Ученики вспоминают необходимые знания для усвоения нового материала, устанавливают понятийные связи, формируют через столкновение с проблемной ситуацией личную мотивацию для освоения нового материала. Работа в группах)
Учитель- Ребята, нашим первым заданием будет восстановление перепутанной логической цепочки. Я раздаю вам карточки с цепочкой, вы работаете, затем отвечаете и мы проверяем цепочку на интерактив. доске. Слайд№2. (Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.)
-Последнее звено в нашей цепочке-текст . Что же такое текст? Давайте поиграем, а заодно вспомним, что мы знаем о тексте. Я говорю предложение, если вы согласны, то показывайте зелёный смайлик, если нет-красный.
1. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. 2. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. 3. К тексту нельзя придумать заглавие.
4. Текст обычно состоит из 3 частей:
Начало, основная часть, концовка.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
(раздаю фишки за правильные ответы)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: обсуждение затруднений (чего мы еще не знаем).
Учитель -А теперь подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока. (Сегодня на уроке мы будем учиться отличать текст от других записей по его признакам, составлять текст, определять тему текста, закрепим знания о разных типах текстов и научимся их различать).
- Обобщение и систематизация знаний учащихся о тексте.
Учитель- Перед вами на доске следующие записи( слайд № 4) давайте разберёмся, где здесь текст и по каким признакам вы его определили
(текстом является первые записи потому что, в тексте два и более предложений, все предложения связаны по смыслу, объединены общей темой, к тексту можно придумать заголовок, у текста есть 3 части: начало, основная часть, концовка.)
-молодцы, совершенно правильно, теперь давайте сделаем выводы, что такое текст и какие его основные признаки: слайд №5, 6
а) Работа по группам. Закрепление знаний об особенностях текста
Учитель -на интерактивной доске вы видите текст, ваша задача объяснить почему эти записи составляют текст.
Слайд № 7
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
(Фёдор Тютчев)
(ответы детей : это текст, т.к. состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу, имеет общую тему, можно подобрать заголовок)
Учитель: А какая общая тема у данного стихотворного текста? (наступление весны) А Какой мы можем подобрать заголовок? (Прошла зимы пора…)
- Физкультминутка
Учитель-Мои ребятки, думаю вы уже устали, я предлагаю вам размяться, встанем и сделаем небольшую зарядку.
Все тихонечко встаем,
И друг другу подмигнём,
Повернёмся,улыбнёмся,
И на месте мы крутнёмся,
И наверх потянемся,
И опять усядемся!
- Обобщение и систематизация знаний о типах текстов.
Учитель.-Хорошо размялись! Теперь можно продолжать урок!
Учитель. С какими типами текстов вы знакомы? (повествования, описания, рассуждения)
Учитель. О каких действиях говорится в тексте – повествования? Какие вопросы можно поставить к такому тексту? (О последовательных событиях. ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и В КОНЦЕ).
Учитель. О чем говорится в тексе - описания? (О признаках предмета или явлениях. Можно задать вопрос: КАКОЙ?)
Учитель. По каким признакам мы можем определить текст – рассуждения? (В тексте даётся объяснение какому-либо предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось? Почему это так?) Давайте посмотрим на доску Слайд №5 (раздаю фишки за правильные ответы)
-Молодцы, а сейчас Каждой группе я даю по одному тексту. Ваша задача определить тему текста, дать название тексту и определить к какому типу текст относится)
(ученикам даются карточки с различными типами текста, по группам текст-рассуждения, текст-повествования, текст-описания)
Текст 1. Медвежонок.
Родился медвежонок. Он родился очень маленьким. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
Текст 2. Лось.
Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Текст 3.Подкормка птиц.
Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
Учитель. Как вы думаете, какой это тип текста под №1? ( Повествование)
-Докажите, что этот текст повествования. (В тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга).
-Правильно, Как мы можем озаглавить текст( Маленький медвежонок, медвежонок)
-Назовите тему текста( жизнь маленького медвежонка)
Учитель. К какому типу текста относится текст № 2? Кто является объектом описания? (Это текст описание, объект описания – лось).Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)
-Как мы можем озаглавить текст?(Лось, Лось –мирный лесной житель)
-Назовите тему текста( красота и мощь оленя, красивый лесной житель)
Учитель. Можно ли назвать третий текст текстом - рассуждения? Попробуйте доказать, что это рассуждение. (В тексте дается объяснение где можно достать корм для птиц зимой).
- Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать (Тезис)? (Трудно птицам зимой. Холодно.)
-Озаглавьте текст(Подкормка птиц зимой…)
-Основная мысль текста: (Нужно помогать птицам зимой)
(раздаю фишки за правильные ответы)
Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)
Учитель. Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование –п). Например: о, п, р,…Слайд №6
1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Учитель:Хорошо, теперь проверим ответы на доске: слайд№8
(самопроверка) У кого всё правильно, поднимаем зелёные смайлики, у кого есть ошибки поднимаем красные. Практически все справились, хорошо.
(Раздаю фишки командам)
Учитель: А теперь мы с вами выполним последнее очень интересное задание, называется оно «Письмо по кругу». На доске вы видите картины. Ваша задача сначала выбрать одну картину для каждой группы, затем написать соответствующий текст. Писать в группах мы будем по кругу, по одному предложению каждый. Когда закончите, капитан команды поднимает зелёный смайлик, затем мы будем слушать ваши ответы.( даю выбрать картинку капитанам команд, раздаю листочки с номерами картинок)
-Ответы детей-
6. Домашнее задание (Творческое)
Используя разные типы текста, подготовьте сообщение о любимой книге
- Итоги урока:
Что нового взяли для себя из этого урока?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что для вас показалось очень трудным?
8. Рефлексия
Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, жёлтое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.
Предварительный просмотр:
Текст №1
Родился медвежонок. Он родился очень маленьким. Шёл день за днём. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
Текст № 2
Лось- мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжёлые копыта защищают его от врагов.
Текст № 3
Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока 2 класс тема :"Цырк"
Конспект открытого урока во 2 классе по английскому языку...
Конспект открытого урока 2 класс. Тема: Имя прилагательное.
Урок открытие новых знаний, построен в соответствии с современными требованиями. Целью является исследовательская работа: ученики сами определяют план выполнения заданий на уроке, сами приходят к выво...
Открытый урок 3 класс, тема "ГЛАГОЛ"
Предмет: русский языкКласс: 3Тема урока: «Глагол». Цель: установить степень усвоения учащимися темы «Глагол»....
Математика открытый урок 3 класс тема "Симметричные фигуры"
Открытый урок по математики 3 класс " Симметричные фигуры"...
Математика открытый урок 3 класс тема "Симметричные фигуры"
Открытый урок по математики 3 класс " Симметричные фигуры"...
Открытый урок 4 класс. Тема :"Рассказы о животных"
Обобщение и систематизация знаний о животных....
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: контрольная работа( местоимение, типы текста)
Цели деятельности учителя: проверка знаний по темам «Местоимение», «Типы текста».Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое местоимение, его отличительные признаки; от...