Открытый урок (4 класс, тема : "Текст.Признаки и типы текста")
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Зверева Ксения Валерьевна

тип урока: систематизация  и обобщение знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_tipy_tekstov.docx25.15 КБ
Файл kartochki_k_uroku.docx13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку «Текст. Признаки  и типы текста»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цели урока: уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

Задачи:                                                                                                                                         Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в группе.

Личностные:  ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Методы: исследовательские, игровые .

(На данном уроке использованы ИТК-технологии: презентация по теме)

  1. Орг. Момент

Цель: : настроить учащихся на учебную деятельность.

        Учитель-Здравствуйте. Я рада видеть вас. Рада, что вы пришли на урок за новыми знаниями с хорошим настроением. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра «Узнавай-ка». Мы разделились на з группы, 3 команды, у каждой команды есть командир и своё название. В течении всего урока я буду раздавать вам фишки за правильные ответы. А в конце урока фишки подсчитываются и определяется победитель.                                      

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?                                          

Все ль на месте, Все ль в прядке,                                                      

 Ручка, книжка и тетрадка?  

Все ли правильно сидят,                                  

 Все ль внимательно глядят?

(Ученики настраиваются на ситуацию успеха с положительной эмоциональной направленностью)

  1. Актуализация знаний

Цель: Создание проблемной ситуации

(Ученики вспоминают необходимые знания для усвоения нового материала, устанавливают понятийные связи, формируют через столкновение с проблемной ситуацией личную мотивацию для освоения нового материала. Работа в группах)

 Учитель-  Ребята, нашим первым заданием будет восстановление перепутанной логической цепочки. Я раздаю вам карточки с цепочкой, вы работаете, затем отвечаете и мы проверяем цепочку на интерактив. доске. Слайд№2. (Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.)

-Последнее звено в нашей цепочке-текст . Что же такое текст?                                            Давайте поиграем, а заодно вспомним, что мы знаем о тексте. Я говорю предложение, если вы согласны, то показывайте зелёный смайлик, если нет-красный.

1. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.                                                                     2. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.                  3. К тексту нельзя придумать заглавие.

4. Текст обычно состоит из 3 частей:

Начало, основная часть, концовка.

 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

(раздаю фишки за правильные ответы)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: обсуждение затруднений (чего мы еще не знаем).

Учитель  -А теперь подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока. (Сегодня на уроке мы будем учиться  отличать текст от других записей по его признакам, составлять текст, определять тему текста, закрепим знания о разных типах текстов и научимся их различать).

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о тексте.

Учитель- Перед вами на доске следующие записи( слайд № 4) давайте разберёмся, где здесь текст и по каким признакам вы его определили

(текстом является первые записи потому что,  в тексте два и более предложений, все предложения связаны по смыслу, объединены общей темой, к тексту можно придумать заголовок, у текста есть 3 части: начало, основная часть, концовка.)

-молодцы, совершенно правильно, теперь давайте сделаем выводы, что такое текст и какие его основные признаки: слайд №5, 6

а) Работа по группам. Закрепление знаний об особенностях текста

Учитель -на интерактивной доске  вы видите  текст,  ваша задача объяснить почему эти записи составляют текст.

Слайд № 7 

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

(Фёдор Тютчев)

(ответы детей : это текст, т.к. состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу, имеет общую тему, можно подобрать заголовок)

Учитель: А какая общая тема у данного стихотворного текста? (наступление весны) А Какой мы можем подобрать заголовок? (Прошла зимы пора…)

  1. Физкультминутка

Учитель-Мои ребятки, думаю вы уже устали, я предлагаю вам размяться, встанем и сделаем небольшую зарядку.

Все тихонечко встаем,

И друг другу подмигнём,

Повернёмся,улыбнёмся,

И на месте мы крутнёмся,

И наверх потянемся,

И опять усядемся!

  1. Обобщение и систематизация знаний о типах текстов.

 Учитель.-Хорошо размялись! Теперь можно продолжать урок!

Учитель. С какими типами текстов вы знакомы? (повествования, описания, рассуждения)

Учитель. О каких действиях говорится в тексте – повествования? Какие вопросы можно поставить к такому тексту? (О последовательных событиях. ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и В КОНЦЕ).

Учитель. О чем говорится в тексе - описания? (О признаках предмета или явлениях. Можно задать вопрос: КАКОЙ?)

Учитель. По каким признакам мы можем определить текст – рассуждения? (В тексте даётся объяснение какому-либо предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось? Почему это так?) Давайте посмотрим на доску Слайд №5 (раздаю фишки за правильные ответы)

-Молодцы, а сейчас Каждой группе я даю по одному тексту. Ваша задача определить тему текста, дать название тексту и определить к какому типу текст относится) 

(ученикам даются карточки с различными  типами  текста, по группам текст-рассуждения, текст-повествования, текст-описания) 

 

Текст 1. Медвежонок.

Родился медвежонок. Он родился очень маленьким. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

Текст 2. Лось.

Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.

Текст 3.Подкормка птиц.

 Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм? 
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.

Учитель. Как вы думаете, какой это тип текста под №1? ( Повествование)

-Докажите, что этот текст повествования. (В тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга).

-Правильно, Как мы можем озаглавить текст( Маленький медвежонок, медвежонок)

-Назовите тему текста( жизнь маленького медвежонка)

Учитель. К какому типу текста относится  текст № 2? Кто является объектом описания? (Это текст описание, объект описания – лось).Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)

-Как мы можем озаглавить текст?(Лось, Лось –мирный лесной житель)

-Назовите тему текста( красота и мощь оленя, красивый лесной житель)

Учитель. Можно ли назвать третий текст текстом - рассуждения? Попробуйте доказать, что это рассуждение. (В тексте дается объяснение где можно достать корм для птиц зимой).

- Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать (Тезис)? (Трудно птицам зимой. Холодно.)

-Озаглавьте текст(Подкормка птиц зимой…)

-Основная мысль текста: (Нужно помогать птицам зимой)

(раздаю фишки за правильные ответы)

Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)

Учитель. Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь  (описание – о, рассуждение – р, повествование –п). Например: о, п, р,…Слайд №6

1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

 Учитель:Хорошо, теперь проверим ответы на доске: слайд№8

(самопроверка) У кого всё правильно, поднимаем зелёные  смайлики, у кого есть ошибки поднимаем красные. Практически все справились, хорошо.

(Раздаю фишки командам)

Учитель: А теперь мы с вами выполним последнее очень интересное задание, называется оно «Письмо по кругу». На доске вы видите картины. Ваша задача сначала выбрать одну картину для каждой группы, затем написать соответствующий текст. Писать в группах мы будем по кругу, по одному предложению каждый. Когда закончите, капитан команды поднимает зелёный смайлик, затем мы будем слушать ваши ответы.( даю выбрать картинку капитанам команд, раздаю листочки с номерами картинок)

-Ответы детей-

6.  Домашнее задание (Творческое)

Используя разные типы текста, подготовьте сообщение о любимой книге

  1. Итоги урока:

Что нового взяли для себя из этого урока?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

- Что для вас показалось очень трудным?

8. Рефлексия

Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, жёлтое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.



Предварительный просмотр:

Текст №1

 Родился медвежонок. Он родился очень маленьким. Шёл день за днём. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

Текст № 2

Лось- мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжёлые копыта защищают его от врагов.

Текст № 3

Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм? 
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока 2 класс тема :"Цырк"

Конспект открытого урока во 2 классе по английскому языку...

Конспект открытого урока 2 класс. Тема: Имя прилагательное.

Урок открытие новых знаний, построен в соответствии с современными требованиями. Целью является исследовательская работа: ученики сами определяют план выполнения заданий на уроке, сами приходят к выво...

Открытый урок 3 класс, тема "ГЛАГОЛ"

Предмет:  русский языкКласс: 3Тема урока: «Глагол». Цель: установить степень усвоения учащимися темы «Глагол»....

Математика открытый урок 3 класс тема "Симметричные фигуры"

Открытый урок по математики 3 класс " Симметричные фигуры"...

Математика открытый урок 3 класс тема "Симметричные фигуры"

Открытый урок по математики 3 класс " Симметричные фигуры"...

Открытый урок 4 класс. Тема :"Рассказы о животных"

Обобщение и систематизация знаний о животных....

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: контрольная работа( местоимение, типы текста)

Цели деятельности учителя: проверка знаний по темам «Местоимение», «Типы текста».Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое местоимение, его отличительные признаки; от...