конспект урока по русскому языку
видеоурок по русскому языку (4 класс) на тему
конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.sushchestvit..doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
4 КЛАСС (1 - 4)
Тема: Обобщение знаний об имени существительном
Цели урока:
- Обобщение знаний о грамматических и лексических особенностях имен существительных.
- Совершенствование умения обозначать безударные гласные в различных частях слова.
- Знакомство учащихся с языковой культурой русского народа (устаревшие и диалектные слова, народные выражения, поговорки).
- Расширение знаний об истории родного края.
Оборудование: Учебник, ученические тетради, компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
I. Постановка цели урока.
- К какой части речи относятся эти строки?
№1. Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Сегодня на уроке мы обобщим все, что знаем об имени существительном, а имя существительное поможет нам узнать что-то интересное о родном крае.
II. Обобщение знаний об имени существительном.
1) Работа со схемой (по ходу ответов детей схема открывается).
№2 - Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное? - На какие вопросы отвечает?
- Какие постоянные признаки имеет?
- Как изменяется имя существительное?
- Каким членом предложения бывает?
2.Вставь пропущенные буквы.
№3 В..кзал, ул..ца, К.зань, в..зде, Р..ссия, г..рой, н..род, ст..лица, М..сква,, м..тро, тр..мвай, д..рога, с..годня, с..лют, сам..лет, вч..ра.
Проверка . №4 Вокзал, улица,Казань,везде,россия,народ,столица, Москва,метро,трамвай,дорога,сегодня,салют,самолет,вчера.
- Перемены в нашей жизни происходят постоянно. Изменяется наша жизнь - изменяется и наш язык. - Подумайте, какие из слов вошли в наш язык сравнительно недавно? №5 (самолет, метро, трамвай).
- Какие слова существуют давно?
3) Работа в тетради.
Прочти эти строки (на экране).№6
Стоит град белокаменный с садами, со старинными церквями, башнями и воротами.
- Когда были написаны эти строки? Какие слова доказывают, что эти строки были написаны давно?
Эти строки взяты из летописи и описывают они Казаньв прошлом веке (изображение Казани в 19 веке). И сейчас наш город считается красивейшим городом в России.
- Прочтем и запишем предложение, четко проговаривая каждое слово.
- Назовите имена существительные. В каком числе употреблены? Образуйте единственное число. (“ВоротА” - так говорили раньше, сейчас - “ворОта”. Существительное употребляется всегда во множественном числе.)
- Разберите это предложение. (характеристика предложения, главные члены, группа второстепенных членов)
3) Упражнение в определении падежей.
Определите падежи. №7
в городе_ | около реки_ | под стенами_ | князь_ |
через Волгу _ | перед оврагом _ | к зверю _ | из башни _ |
на корабле_ | о битве_ | под небом_ | река_ |
со страхом_ | на медведицу_ | из клетки_ | селением_ |
5) Работа в тетради. Грамматический разбор существительного.
1) с башнями - сущ. (с чем?)
2) н.ф. башня
3) ж.р., 1 скл.
4) в Т.п., во мн.ч.
5) вт. Член
Проверка.№8
6) Морфологический разбор.
Из ельника вышел на берег бурый медведь.
Зверь повел носом и фыркнул.
Любит мишка полакомиться рыбкой, медком.
Медведь может повалить лося, лошадь.
Устраивает берлогу мишка в чаще леса.
Проверка .№9
7) Словарная работа.
Медведь в древности считался священным зверем. Народ уважительно, с почтением относился к этому лесному жителю. Прочтите как еще называли медведя в народе. Попробуй объяснить, почему именно так? (Например: костоправ - лучше с медведем не встречаться, а то заломает.)
медоед
космач
хозяин
костоправ. №10
- Этот зверь стал сам знаменитым, частым героем сказок, рассказов. Приведите примеры таких произведений. Как называют медведя в сказках?
Потапыч, Миша, Мишутка, Михайло Иваныч Топтыгин.№11
- Что произошло с нарицательным существительным медведь? ( Оно перешло в имя собственное.) Попробуйте объяснить отчество и фамилию. (Иван - распространенное, русское имя, Топтыгин - идет шумно по лесу, “топаетIII. Совершенствование умения правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.
8). Работа в тетради.
- Запиши словосочетания.(под диктовку)
Спешили с поездкой, плыли по Волге, причалили к пристани, по аллее рощи, под большим кедром, на родной сторонке.
Проверка.№12
9). Выдели окончания существительных. Докажи их написание.
- Вставь пропущенные буквы.
Русский лес.
Х_рош русский лес ранней в_ сной. Ги_кие ве_ки берез густо покрыты см_листыми почками. М_лоденькие осинки выстр_ились на опушк_ леса. Они ждут тепла. В_терок вес_ло б_жит от березк_ к осинк_. В высоком неб_ купаются в_ршины сосен. К старой ели подл_тели птицы. Ветки зак_чались. Из ш_шек пол_тели ле_кие с_мена. В воздух_ пахнет см_лой. У ручья кр_суется ива. Над ее з_л_тистым пушком жужжат пчелы. Мя_ким мхом порос старый пень. На полянк_ разм_стился дуб. Скоро все заз_ленеет, зацв_тет! №13
3) Дополнительное задание.
- Объясни смысл выражений:
“Медведь на ухо наступил”,
“Оказать медвежью услугу”.
IV. Итог урока.
- О какой части речи говорили? Что повторяли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....