Проект урока по русскому языку по теме: "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Комбинированный урок -деятельностный метод обучения.; класс по программе 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по русскому языку
Тема: «Местоимение».
Составила: Жигала Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ «Русскополянская общеобразовательная
школа №2» Омской области.
-Русская Поляна – 2008 год.
Комбинированный урок – деятельностный метод обучения.
Предмет: русский язык.
Класс: 4 по программе: «Начальная школа XXI века»
Цели:
Учащиеся должны знать:
- понятие -местоимение-это часть речи, которая указывает на предмет или признак предмета, но не называет его.
должны иметь представление:
-о местоимениях- существительных и местоимениях – прилагательных.
должны уметь:
- находить местоимения среди других частей речи;
-формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.
Оборудование: карточки, компьютер, экран.
Технологическая карта урока.
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1.Организационный (2 мин.) | Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Посмотрите на девиз нашего урока: «Век живи – век учись» -Как вы понимаете эти слова? -Хотите сегодня чему-нибудь научиться? Приступаем к работе. | - Объясняют значение пословицы. -Да. | Дети настраиваются на урок и получение новых данных. |
2. Актуализация опорных знаний и мотивация | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | На доске: Олег рисует красивый букет. Он помогает сестре. Бабушка связала кофту. Она такая цветная и пушистая. Задание: прочитайте предложения, записанные на доске. Спишите их. - Разберите по членам предложения. - Укажите, какими частями речи они выражены. Проверка: читают слова, задавая к ним вопросы. -Все согласны? | Дети записывают число, классная работа. Дети списывают предложения и разбирают по частям речи. Учащиеся работают у доски и в тетрадях. ( Кто?) Олег( сущ), ( что делает?) рисует (гл). (что?) букет (сущ), (какой?) красивый (прилаг). (Кто?) Он ( что делает?) помогает(гл) (кому?) сестре (сущ) ( Кто?) Бабушка( сущ), ( что сделала?) связала (гл). (что?) кофту (сущ). (Кто?) Она (какая?) такая , (какая?)цветная и пушистая (прилаг) Некоторые дети указывают, что Он – это имя существительное, такой- имя прилагательное. | Испытание затруднений. |
3.Постановка учебной задачи (5 минут) | Умение увидеть проблему | - На какой вопрос нам предстоит ответить в течение урока? - Как же мы ответим на этот вопрос? | Дети высказывают своё мнение. Слова он, такой нельзя отнести ни к одной части речи. - Какой частью речи являются эти слова. Откроем учебник | Осознание детьми проблемы. |
4. «Открытие» нового знания. ( 8минут) | Организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания. | Как же определить, какой частью речи являются эти слова? Откройте учебник на странице 41 и познакомьтесь с информацией. -Слова каких частей речи заменяются этими местоимениями? Давайте посмотрим на слайд и вспомним что же такое местоимение. Послушайте стихотворение: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я изменяю имена! - Как вы думаете, почему местоимения о себе такого мнения, что его роль огромна? | Можно прочитать в учебнике. Существительного и прилагательного. Слайд1.(компьютер) Дети читают: В языке есть такие слова, которые указывают на предмет или признак, но не называют его. Эти слова – местоимения. Если местоимения отвечают на вопрос кто? что?- это местоимения- существительные: я,ты,он,она, мы,вы,они. Если местоимения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Чей? Чьи? Чьё? – это местоимения – прилагательные: тот,эта, такой,твой,мой,наш,ваш, её,его,их, свой и т.д. Ответы учеников. | Дети делают открытие по учебнику. Выявление способов решения поставленной задачи. |
5.Первичное закрепление (7минут) | Проговаривание нового знания | Задания по группам: 1группа: Выпишите из упр 1 слова, которые указывают на того, о ком говорится в тексте 2 группа: Найдите в упр 2 местоимения и определите падеж 3 группа: Вставь местоимения в стихотворение на карточке: Утром- так заведено- Разомкнёшь ресницы И к________ идёт_______ Розовой жар- птицей. А стемнеет - ___придёт: Тоненький, смущённый- __ на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт___ В плене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна. Кто же он, оно, она?____________________ Как вы думаете, мы уже всё знаем о местоимении? Как вы думаете местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите. Слайд 2 Посмотрите на слайд. На какой вопрос отвечают местоимения: я, ты, он, она, они, вы, мы. Слайд 3 А эти местоимения: тот, каждый, их, этот. Слайд 4 Прочитайте эти вопросы и скажите, на какие две группы можно разделить местоимения? | Они,нашего,он,мне,к тому,из неё,я,эта,наш,ты,меня. Мне – Д.п.,меня- Р.п,я- И.п, у вас- Р.п,вы- И.п, него- Р.п,ты- И.п, тебя- Р.п. (тебе,оно,он,он,она) Месяц,солнце и луна. Нет. Местоимения являются членами предложения, имеют смысловое значение. Приводят примеры Кто? Какой? Чей? На местоимения – существительные и местоимения – прилагательные | Закрепление материала. Дифференцированная работа. Умение работать по группам. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6минут) | Уметь применять знания на практике | - Выполните упр. 3 с. 42 самостоятельно. Вставь пропущенные местоимения в нужной форме. Сравните свою работу с эталоном Слайд 5. Оцените себя на полях тетради. - - - справился. - - - сомневался - - - не справился Сделайте вывод, прочно ли вы усвоили новую тему. Достаточно ли выполнить одно упражнение, чтобы вы усвоили новый материал? -Что нужно делать, чтобы хорошо усвоить материал? | Выполняют самостоятельно упражнение. Бор сосновый в стране одинокий стоит; В нём ручей меж деревьев бежит и журчит. Я люблю тот ручей, я люблю ту страну, Я люблю в том лесу вспоминать старину. Дети на полях оценивают свою работу. Делают вывод. Нет. Нужно ещё потренироваться в нахождении местоимений. | Индивидуальная деятельность детей. |
7.Включение нового знания в систему знаний. ( 8 минут) | Повторение и закрепление ранее изученного материала. | Игра: «Продумай и отгадай» 1) Какие два местоимения вместе мешают на дорогах? 2)сколько личных местоимений в слове семья? 3)Первый слог – местоимение, второй – болезнь, а всё слово-предмет, который удерживает судно. 4) )Первый слог – местоимение, второй слог вы найдёте в словах сварщик, барабанщик. Вместе обозначает тару для яблок. Выполните творческие задания на карточках: - Вставьте вместо выделенных существительных нужные местоимения: Мальчик карандаш с бумагой взял. Нарисовал дорогу. На дороге быка нарисовал, А рядом с быком корову. Мальчик сделал розовым быка, Оранжевым дорогу. Потом над быком и коровой облака подрисовал немного. -Какие слова вставляли? Какой частью речи они являются? | Я-мы. Семь –я. Я-корь. Я- щик. Он карандаш с бумагой взял. Нарисовал дорогу. На ней быка нарисовал, А рядом с ним корову. Он сделал розовым быка, Оранжевым дорогу. Потом над ними облака подрисовал немного. Местоимения- существительные | Включение всех детей в самостоятельное решение задач на повторение. |
8.Рефлексия деятельности ( 4 минуты) | Осознание учащимися своей учебной деятельности. | -Над какой темой мы сегодня работали? -Что вы узнали об этой части речи? -Как вы думаете, для чего нам нужны местоимения? -Всё ли мы узнали о местоимениях? -Какую задачу мы можем поставить перед собой? Д/З – придумать три предложения с местоимениями. | Местоимение. Ответы учеников. Нет. Продолжить изучение местоимений | Подвести итог проделанной работы |
Технологическая карта.
по русскому языку, 4 класс.
Тема: Морфология. Имя прилагательное. (9 ч) Жигала С.И
Учащиеся должны:
Знать: | Уровень усвоения | Уметь: | Уровень усвоения |
Признаки имени прилагательного. Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. Порядок морфологического разбора имени прилагательного. Написание букв о – ё после шипящих и ц. Правописание ь в конце слов после шипящих. Что такое местоимение. Правописание приставок. Правописание ь и ъ знаков. | II III II III I II II III II III II III II III II III | Характеризовать имя прилагательное как часть речи ( значение и морфологические признаки). Применять правила: написания окончаний имени прилагательного, правописание ь в конце слов и после шипящих, правописание приставок. Определять род, число и падеж имён прилагательных. Находить местоимения среди других частей речи; Применять правила правописания о-ё после шипящих и ц. | II III II III II III II III |
Цели развития познавательной деятельности:
Как подготовиться к изложению.
№ | Дата | Тема | Ведущие образовательные цели | ОУУН | Тип урока | Меж предметная связь | Обратная связь | Страница учебника | |
знать | уметь | ||||||||
18 | 24.09 | Повторение признаков имени прилагательного. | Признаки имени прилагательного. II III | Находить имя прилагательное в тексте. II III | комбинированный | Работа по индив. карт. | С.29-30. Д.з С.30 у.3 | ||
19 | 25.09 | Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. | Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. II III | Применять изученные правила правописания окончаний имён прилагательных. II III | комбинированный | Фронтальная работа. | С30-33. Тет с.12-13 Д.з С.31 у. 6 | ||
20 | 26.09 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Порядок выполнения морфологического разбора имени прилагательного. I II | Характеризовать имя прилагательное как часть речи ( значение и морфологические признаки). I II | Формирование ЗУН | С.33-35 Д.з С.35 у.4 | |||
21 | 29.09 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Порядок выполнения морфологического разбора имени прилагательного. II III | Определять род, число и падеж имён прилагательных II III | Закрепление ЗУ. | С.35-37 Д.з С37 у.5 | |||
22 | 30.09 | Типы текста. | Типы текста. II III | Различать текст, типы текста, выделять основную мысль текста.II III | комбинированный | Литер чтен. 3 кл | С.37-38 Д.з Придумать историю. | ||
23 | 01.10 | Правописание букв о –ё после шипящих и ц. | Правило правописание орфограммы «Правописание о - ё после шипящих и ц.». II III | Применять правила правописания о-ё после шипящих и ц II III | комбинированный | Работа по карточкам. | С.38-39. Тет.с.13-15 Д.з Тет. с.14,у2. | ||
24 | 02.10 | Мягкий знак в конце слов после шипящих. | Правописание мягкого знака в конце слов после шипящих. II III | Применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. II III | комбинированный | Работа на доске | С.39-41.Тет с. 16-17. Д.з Уч с.41.у.3 | ||
25 | 03.10 | Местоимение. | Местоимения – существительные и местоимения – прилагательные. II III | Различать местоимение как часть речи II III - находить местоимения среди других частей речи; II III | Комбинированный | Работа по карточкам | С.41-43 Д.з С.42.у.3 | ||
26 | 06.10 | Повторение изученных орфограмм в приставках. | Правописание приставок (з-/с-, без-/бес-, при-/пре-, и т.д.). II III | Применять правила правописания приставок II III | Обобщение ЗУ | Работа в парах В тетради. | С.43-44.Тет. с. 17-19 Д.з С.44 у.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса
Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...
урок по русскому языку на тему "местоимение" 4 класс
Разработан урок на материале о памятниках Москвы с презентацией...
Конспект урока по русскому языку по теме: Местоимение
В данном файле вы увидите: подробный конспект урока + раздаточный материал...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Местоимение" 3 класс "Перспектива".
Местоимение....
Открытый урок по русскому языку на тему "Местоимение"
Документ содержит конспект урока по русскому языку с презентацией...
Открытый урок по русскому языку на тему: «Местоимение»
Цели педагогической деятельности:Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.Задачи:Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.Развивающ...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...