Проект урока по русскому языку по теме: "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Жигала Светлана Ивановна

Комбинированный урок -деятельностный метод обучения.; класс по программе 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc167 КБ

Предварительный просмотр:














                                   Проект урока по русскому языку





                         Тема: «Местоимение».









                                                                        Составила: Жигала Светлана Ивановна,



                                                                                            учитель начальных классов



                                                                                            МОУ «Русскополянская общеобразовательная



                                                                                            школа №2» Омской области.          





                                                                    -Русская Поляна – 2008 год.                                                                                                                                      


  Комбинированный урок – деятельностный метод обучения.

   Предмет: русский язык.

   Класс: 4 по программе: «Начальная школа XXI века»

   Цели:

   Учащиеся должны знать:

  - понятие -местоимение-это часть речи, которая указывает на предмет или признак предмета, но не называет его.

   должны иметь представление:

   -о местоимениях- существительных и местоимениях – прилагательных.

   должны уметь:

   - находить местоимения среди других частей речи;

   -формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Оборудование: карточки, компьютер, экран.

Технологическая карта урока.

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1.Организационный

(2 мин.)

Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Посмотрите на девиз нашего урока: «Век живи – век учись»

-Как вы понимаете эти слова?

-Хотите сегодня чему-нибудь научиться?

Приступаем к работе.

- Объясняют значение пословицы.

-Да.

Дети настраиваются на урок и получение новых данных.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На доске:

Олег рисует красивый букет. Он помогает сестре.

Бабушка связала кофту. Она такая цветная и пушистая.

Задание: прочитайте предложения, записанные на доске. Спишите их.

- Разберите по членам предложения.

- Укажите, какими частями речи они выражены.

Проверка: читают слова, задавая к ним вопросы.

-Все согласны?

Дети записывают число, классная работа.

Дети списывают предложения и разбирают по частям речи.

Учащиеся работают у доски и в тетрадях.

( Кто?) Олег( сущ), ( что делает?) рисует (гл).   (что?) букет (сущ), (какой?) красивый (прилаг).

(Кто?) Он ( что делает?) помогает(гл) (кому?) сестре (сущ)

( Кто?) Бабушка( сущ), ( что сделала?) связала (гл).   (что?) кофту (сущ).

(Кто?) Она (какая?)  такая , (какая?)цветная и пушистая (прилаг)

Некоторые дети указывают, что Он – это имя существительное, такой- имя прилагательное.

Испытание затруднений.

3.Постановка учебной задачи

(5 минут)

Умение увидеть проблему

- На какой вопрос нам предстоит ответить в течение урока?

- Как же мы ответим на этот вопрос?

Дети высказывают своё мнение.

Слова он, такой нельзя отнести ни к одной части речи.

- Какой частью речи являются эти слова.

Откроем учебник

Осознание детьми проблемы.

4. «Открытие» нового знания.  ( 8минут)

Организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.

Как же определить, какой частью речи являются эти слова?

Откройте учебник на странице 41 и познакомьтесь с информацией.

-Слова каких частей речи заменяются этими местоимениями?

Давайте посмотрим на слайд и вспомним что же такое местоимение.

Послушайте стихотворение:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я изменяю имена!

- Как вы думаете, почему местоимения о себе такого мнения, что его роль огромна?

Можно прочитать в учебнике.

Существительного  и прилагательного.

Слайд1.(компьютер)

Дети читают:

В языке есть такие слова, которые указывают на предмет или признак, но не называют его. Эти слова – местоимения.

Если местоимения отвечают на вопрос кто? что?- это местоимения- существительные: я,ты,он,она, мы,вы,они.

Если местоимения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Чей? Чьи? Чьё? – это местоимения – прилагательные: тот,эта, такой,твой,мой,наш,ваш, её,его,их, свой и т.д.

Ответы учеников.

Дети делают открытие по учебнику.

Выявление способов решения поставленной задачи.

5.Первичное закрепление

(7минут)

Проговаривание нового знания

Задания по группам:

1группа: Выпишите из упр 1 слова, которые указывают на того, о ком говорится в тексте

2 группа: Найдите в упр 2  местоимения и определите падеж

3 группа:

Вставь местоимения в стихотворение на карточке:

Утром- так заведено-

Разомкнёшь ресницы

И к________ идёт_______

Розовой жар- птицей.

А стемнеет - ___придёт:

Тоненький, смущённый-

__ на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт___

В плене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

 Кто же он, оно, она?____________________

Как вы думаете, мы уже всё знаем о местоимении?

Как вы думаете местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите.

Слайд 2

Посмотрите на слайд.

На какой вопрос отвечают местоимения: я, ты, он, она, они, вы, мы.

Слайд 3

А эти местоимения: тот, каждый, их, этот.

Слайд 4

Прочитайте эти вопросы и скажите, на какие две группы можно разделить местоимения?

Они,нашего,он,мне,к тому,из неё,я,эта,наш,ты,меня.

Мне – Д.п.,меня- Р.п,я- И.п,

у вас- Р.п,вы- И.п, него- Р.п,ты- И.п, тебя- Р.п.

(тебе,оно,он,он,она)

Месяц,солнце и луна.

Нет.

Местоимения являются членами предложения, имеют смысловое значение.

Приводят примеры

Кто?

Какой? Чей?

На местоимения – существительные и местоимения – прилагательные

Закрепление материала.

Дифференцированная работа.

Умение работать по группам.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(6минут)

Уметь применять знания на практике

- Выполните упр. 3 с. 42 самостоятельно.

Вставь пропущенные местоимения в нужной форме.

Сравните свою работу с эталоном

Слайд 5.

Оцените себя на полях тетради.

-       - - справился.

-        - - сомневался

-        - - не справился

Сделайте вывод, прочно ли вы усвоили новую тему.

Достаточно ли выполнить одно упражнение, чтобы вы усвоили новый материал?

-Что нужно делать, чтобы хорошо усвоить материал?

Выполняют самостоятельно упражнение.

Бор сосновый в стране одинокий стоит;

В нём ручей меж деревьев бежит и журчит.

Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,

Я люблю в том лесу вспоминать старину.

Дети на полях оценивают свою работу.

Делают вывод.

Нет.

Нужно ещё потренироваться в нахождении местоимений.

Индивидуальная деятельность детей.

7.Включение нового знания в систему знаний. ( 8 минут)

Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Игра: «Продумай и отгадай»

1) Какие два местоимения вместе мешают на дорогах?

2)сколько личных местоимений в слове семья?

3)Первый слог – местоимение, второй – болезнь, а всё слово-предмет, который удерживает судно.

4) )Первый слог – местоимение, второй слог вы найдёте в словах сварщик, барабанщик. Вместе обозначает тару для яблок.

Выполните творческие задания на карточках:

- Вставьте вместо выделенных существительных нужные местоимения:

Мальчик карандаш с бумагой взял.

Нарисовал дорогу. На дороге быка нарисовал,

А рядом с быком корову. Мальчик сделал розовым быка, Оранжевым дорогу.

Потом над быком и коровой облака подрисовал немного.

-Какие слова вставляли?

Какой частью речи они являются?

Я-мы.

Семь –я.

Я-корь.

Я- щик.

Он карандаш с бумагой взял.

Нарисовал дорогу. На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову. Он сделал розовым быка, Оранжевым дорогу.

Потом над ними облака подрисовал немного.

Местоимения- существительные

Включение всех детей в самостоятельное решение задач на повторение.

8.Рефлексия деятельности

( 4 минуты)

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Что вы узнали об этой части речи?

-Как вы думаете, для чего нам нужны местоимения?

-Всё ли мы узнали о местоимениях?

-Какую задачу мы можем поставить перед собой?

Д/З – придумать три предложения с местоимениями.

Местоимение.

Ответы учеников.

Нет.

Продолжить изучение местоимений

Подвести итог проделанной работы

     

Технологическая  карта.

 по  русскому  языку, 4  класс.

Тема: Морфология. Имя  прилагательное. (9 ч)                                                                                                            Жигала С.И

                                                                                         

 Учащиеся должны:

                                         

Знать:  

Уровень усвоения

Уметь:

Уровень усвоения

Признаки  имени  прилагательного. Орфограммы  в  окончаниях  имён  прилагательных.

Порядок  морфологического  разбора  имени  прилагательного.

Написание  букв  о – ё после  шипящих  и  ц.

 Правописание  ь  в  конце  слов  после  шипящих.

Что такое  местоимение.

Правописание  приставок.

Правописание  ь  и  ъ  знаков.

II  III

II  III

I   II

II  III

II  III

II  III

II  III

II  III

Характеризовать имя прилагательное как часть речи ( значение и морфологические признаки).

 Применять  правила:  написания  окончаний  имени прилагательного, правописание  ь  в  конце  слов  и  после  шипящих, правописание  приставок.

Определять род, число и падеж имён прилагательных.

Находить местоимения среди других частей речи;

Применять  правила правописания о-ё после шипящих и ц.

 II  III

II  III

II  III

II  III

Цели развития познавательной деятельности:

Как подготовиться  к изложению.

Дата

Тема

 Ведущие образовательные           цели

ОУУН

Тип урока

Меж

предметная связь

Обратная связь

Страница учебника

знать

уметь

18

24.09

Повторение  признаков  имени  прилагательного.

Признаки  имени  прилагательного. II  III

Находить  имя  прилагательное  в  тексте. II  III

комбинированный

Работа по индив. карт.

С.29-30. Д.з

С.30  у.3

19

25.09

Орфограммы  в  окончаниях  имён  прилагательных.

Орфограммы  в  окончаниях  имён  прилагательных. II  III

Применять изученные правила правописания окончаний  имён  прилагательных. II  III

комбинированный

Фронтальная работа.

С30-33. Тет с.12-13

Д.з

С.31 у. 6

20

26.09

Морфологический  разбор  имени  прилагательного.

Порядок  выполнения  морфологического  разбора  имени  прилагательного. I   II

Характеризовать имя прилагательное как часть речи ( значение и морфологические признаки). I   II

Формирование ЗУН

С.33-35

Д.з

С.35 у.4

21

29.09

Морфологический  разбор  имени  прилагательного.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Порядок  выполнения  морфологического  разбора  имени  прилагательного. II  III

 Определять род, число и падеж имён прилагательных

II  III

Закрепление ЗУ.

С.35-37                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Д.з

С37 у.5

22

30.09

Типы  текста.

Типы  текста. II  III

 Различать текст, типы текста, выделять основную мысль текста.II  III

комбинированный

Литер чтен. 3 кл

С.37-38

Д.з

Придумать  историю.

23

01.10

Правописание  букв  о –ё   после  шипящих  и  ц.

Правило  правописание  орфограммы  «Правописание  о - ё  после  шипящих  и  ц.». II  III

Применять  правила правописания о-ё после шипящих и ц II  III

комбинированный

Работа  по  карточкам.

С.38-39. Тет.с.13-15

Д.з

Тет.  с.14,у2.

24

02.10

Мягкий  знак  в  конце  слов  после  шипящих.

Правописание  мягкого  знака  в  конце  слов  после  шипящих. II  III

Применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. II  III

комбинированный

Работа на доске

С.39-41.Тет с. 16-17.

Д.з

Уч с.41.у.3

25

03.10

Местоимение.

Местоимения – существительные  и  местоимения – прилагательные. II  III

  Различать   местоимение как часть речи II  III

- находить местоимения среди других частей речи; II  III

Комбинированный

Работа по карточкам

С.41-43

Д.з

С.42.у.3

26

06.10

Повторение  изученных  орфограмм  в  приставках.

Правописание  приставок (з-/с-, без-/бес-, при-/пре-, и  т.д.). II  III

Применять  правила правописания приставок II  III

Обобщение ЗУ

Работа  в  парах

В тетради.

С.43-44.Тет. с. 17-19

Д.з

С.44 у.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса

Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...

урок по русскому языку на тему "местоимение" 4 класс

Разработан урок на материале о памятниках Москвы с презентацией...

Конспект урока по русскому языку по теме: Местоимение

В данном файле вы увидите: подробный конспект урока + раздаточный материал...

Открытый урок по русскому языку на тему "Местоимение"

Документ содержит конспект урока по русскому языку с презентацией...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Местоимение»

Цели педагогической деятельности:Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.Задачи:Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.Развивающ...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...