Написание мягкого знака на конце существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Выявление грамматической функциональности мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
совершенствование умения распознавать существительные по родам;
провериять сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 51.5 КБ |
_v_konce_sushch-h.pptx | 804.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вострикова Марина Олеговна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №3» с.Садовое
Красноармейского района
Саратовской области
Русский язык
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце
имён существительных женского рода».
3 класс
Учебно-методический комплект «Начальная школа XXIвека»
С.В.Иванов, А.О.Увдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко. Русский язык 3 класс - учебник в 2-х ч. М.: «Вентана-Граф», 2000.
Цель: познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
Задачи:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
- проверить сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
- развивать память, мышление, внимание;
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;
- воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, сигнальные карточки-светофоры, компьютер
Ход урока:
1.Организационный момент. ( 1мин.)
- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". Слайд 2.
- Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое)
-Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы добавим в наш сундучок знаний: продолжим изучение темы «Имя существительное».
2.Минутка чистописания. ( 3мин.)
-Какая буква в ряду лишняя Ш, Ж, Ч, К, Щ? ( К)
-Почему? ( Ш, Ж, Ч,Щ-обозначают шипящие звуки)
Запишите эти буквы парами: Шш, Жж, Чч, Щщ.
-Какие из этих звуков парные? ( ж- ш)
-Что нужно делать, если они встретятся на конце слова?( подобрать проверочное слово чтобы правильно написать)
Вспомните, какие орфограммы ещё связаны с этими буквами? ( жи, ши, ча, ща, чу, щу)
3.Обобщение знаний о мягком знаке. (5мин.)
-Прочитайте пословицы. Слайд 3.
-Хорошую речь хорошо и слушать.
-Ученье - луч света, а неученье - тьма.
- Запишите пословицы.
-Как вы их понимаете?
-Что общего в этих пословицах? ( Встречаются слова с ь, встречаются шипящие.)
-О чём они? ( Об учёбе)
-А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).
-Зачем же она тогда нужна в русском языке?( Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.) Слайд 4.
-Найдите в пословицах слова, где он указывает на мягкость согласного.(Слушать, тьма)
-Запишите подчеркните мягкий знак.
-Найдите в пословицах слова, где он отделяет гласную от согласной.( Ученье, неученье)
-Запишите подчеркните мягкий знак в них. Слайд 5.
4.Постановка проблемы. ( 7мин.)
-В какую группу вы запишите слово речь? Почему? ( Сомневаются)
- Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.
-На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).
- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.(Да)
-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет).
-Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
-Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий. Слайд 6.
Спокойствие – тишь
Ребята – молодежь
Поддержка – помощь
С данными словами проводится аналогичная работа.
Какой можно сделать вывод? ( ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо).
-Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий пишется ь знак). Слайд 7.
- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч).
-Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?
-Кто может сформулировать цель нашего урока? Слайд 8.
Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется.
5.Открытие детьми нового знания. ( 10мин.)
Работа в группах (по карточкам).
Прочитайте задания и следуя алгоритму попробуйте его выполнить.
Слайд 9.
Алгоритм:
- К какой части речи принадлежит слово?
- Определите род им. сущ. и запишите слова в два столбика.
- Понаблюдайте где пишется ь ,где не пишется.
- Сделайте вывод и попробуйте составить схему.
Слова на карточках:
- Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж.
- Ключ, помощь, дочь, глушь, лещ, силач.
- Брошь, ткач, дрожь, мелочь, ёрш, морж.
Задания выполняются на листочках, затем один ученик даёт ответ.
Вывод: Мягкий знак пишется на конце имён существительных ж.р. после шипящих.
Слайд 10.
-На конце сущ. какого рода после шипящих мягкий знак не пишется? (м.р.)
-Вернёмся к слову речь. Почему же в слове речь пишется ь? (Оно ж.р.)
-Какую же функцию выполняет ь в этих случаях? ( Он показывает, что это сущ. ж.р.)
6.Физкультминутка. ( 2мин.)
Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное ж.р. - делаете хлопок руками над головой, если м.р. - приседаете.
Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, хвощ, роскошь, фарш, смерч, дочь.
7.Упражнения в написании сущ. с шипящим на конце. (15мин.)
Работа с правилом стр. 138.(С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. Русский язык 3 класс. М.: Вентана-Граф, 2000)
-Прочитайте правила про себя.
-Зачитайте у сущ. какого рода на конце пишется ь?
-На что он показывает?
-А что вы можете сказать про сущ. м.р. с шипящим звуком на конце? ( ь не пишется)
Первичное закрепление. Работа над упражнением 1 (с.139) (У доски выписывают в два столбика, остальные по вариантам- самопроверка с помощью светофоров).
Работа с деформированным предложением. Слайд 11
Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда.
-Составьте предложение.( Верный товарищ всегда приходит на помощь.)
-Обозначьте орфограммы. (Самопроверка с помощью светофоров.)
-Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
-Значит ли это, что товарищ должен приходить на помощь только тогда, когда его об этом попросят?
Знаете ли вы пословицы о дружбе? ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Нет друга ищи, а нашёл береги. Старый друг, лучше новых двух.)
Самостоятельная работа. Слайд 12.
Запишите слова в два столбика: в 1-с мягким знаком, во2-без ь.
-Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач).
-Предмет, на котором ездил Емеля-…(печь).
-После вечера наступает-…(ночь).
-Дикие птицы и животные как предмет охоты-…(дичь).
-Суп со свёклой и другими овощами-…(борщ).
-В поле колосится золотая-…(рожь).
-Непроходимая, лесная-…( глушь).
-Футбольное соревнование-…(матч).
-Плохое настроение вместе с капризами-…(плач).
- Место, где купаются и загорают-…( пляж).
Взаимопроверка.
8.Домашнее задание.
1 группа-стр.139 упр.2 (написать слова в два столбика )
2 группа-стр.140 упр.3,4.
9.Итог урока. ( 2мин.)
-Какую проблему мы с вами решали на уроке? ( Почему в одних сущ.после шипящих пишется ь , а в других нет.)
-Когда же пишется мягкий знак? Слайд13
Оценка работы учеников.
Рефлексия.
На полях нарисуйте кружок:
-Жёлтый: если на уроке было интересно, всё поняли, понравилась работа.
-Голубой: если иногда были трудности, сомнения.
-Зелёный: не усвоил тему, было не интересно.
Список использованной литературы:
1.О.Е.Жиренко «Пословицы и поговорки», М., 2005г.
2.О.Е.Жиренко «Учим русский с увлечением», М. 2005.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.
Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье-луч света, а неученье- тьма.
Ь Обозначает мягкость согласного звука Разделяет гласный и согласный звуки
Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье-луч света, а неученье- тьма. слушать тьма Ученье неученье
Спокойствие – Ребята – Поддержка – тишь молодежь помощь
Проблема Почему в существительных, оканчивающихся на шипящий звук, пишется мягкий знак
Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется.
Алгоритм: 1.К какой части речи принадлежит слово? 2.Определите род имени существительного и запишите слова в два столбика. 3.Понаблюдайте где пишется ь , где не пишется. 4.Сделайте вывод и попробуйте составить схему.
Вывод Мягкий знак пишется на конце имен существительных женского рода после шипящих
Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда. Верный товарищ всегда приходит на помощь .
Чёрная птица, вестник наступающей весны-… После вечера наступает- … Суп со свёклой и другими овощами- … Непроходимая, лесная- … Футбольное соревнование- … Плохое настроение вместе с капризами- … грач ночь борщ глушь матч плач
Ь Обозначает мягкость согласного звука Разделяет гласный и согласный звуки -на конце существительных ж.р. после шипящих
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Упражнение в написании мягкого знака на конце слов после шипящих"
Урок разработан по программе "Школа России"...
Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...
Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения...
Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс
Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной работы учеников. ...
Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих
Конспект по русскому языку на тему: "Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих". Конспект составлен к программе "Начальная школа 21 века". по ФГОС....
План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"
Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...
Обобщение правил написания мягкого знака на конце существительных после шипящих (УМК "Перспектива", 4 класс 2 часть)
Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений по написанию мягкого знака на конце слов после шипящих....