Обобщение правил написания мягкого знака на конце существительных после шипящих (УМК "Перспектива", 4 класс 2 часть)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений по написанию мягкого знака на конце слов после шипящих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20.02_izlozhenie_-_kopiya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
«Обобщение правил написания мягкого знака на конце существительных после шипящих»
Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений по написанию мягкого знака на конце слов после шипящих.
Планируемы результаты:
-предметные:
- обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся в написании мягкого знака на конце слов после шипящих;
- повторить алгоритм определения необходимости писать мягкий знак на конце слов после шипящих;
- упражняться в написании слов с мягким знаком на конце слов после шипящих.
-личностные:
- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;
- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
-формирование умения слушать и слышать собеседника;
-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Тип урока: урок-закрепление
Оборудование: учебник «Перспектива» 2 часть, презентация.
№ п/п | Этап урока Методы и приёмы | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Организационный момент. Метод - словесный | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий. Молодцы! | Проверяют готовность к уроку. Садятся. | Личностные: принятие образа хорошего ученика. |
2. | Мотивационный этап: - актуализация знаний учащихся Метод – словесный; Приём – диалог; Метод – наглядный; | 5 | На слайде эпиграф: «Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости». В.О. Ключевский. Как вы понимаете смысл этой фразы? (давайте сегодня все постараемся на уроке красиво писать, т.е уважительно друг к другу относится, а в первую очередь к себе) Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске: Двадцатое февраля. Классная работа. Какая орфограмма в слове двадцатое? (непроизносимая согласная). Словарный диктант. (1 у доски) Вкусный обед, январский мороз, районная газета, пошёл налево, прекрасная экскурсия, сахарный песок, свежие овощи, лагерный костёр. Проверка написания слова. | Рассуждают. Настраиваются на урок. Записывают число и классная работа. Записывают словарные слова в тетради. Проверка по эталону. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи. Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. |
3. | Постановка учебной задачи Метод – словесный; Приём – проблемный диалог. Метод – практический. Приём – демонстрация. | 3 мин | Ребята, посмотрите на экран. (на экране ребусы) Ответ: медведь, семья. Какую функцию выполняет мягкий знак в этих словах? (обозначение мягкости, разделительный). А посмотрите теперь на др слова: меч душ хвощ нож речь роскошь мощь рожь Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?(Возможные затруднения – роскошь-богатство. Великолепие, хвощ-травянистое растение, мощь – могущество, сила) Перед вами целый ряд слов, которые заканчиваются на шипящие согласные. Во второй строчке почему-то после шипящих стоит буква «ь». Подумайте, почему в этих словах есть «ь»? На конце существительных женского рода после букв шипящих пишется мягкий знак. Это третий случай использования «ь» знака в русском языке. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных- это орфограмма. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (повторение правил написания мягкого знака после щипящих у существительных). Какие цели поставим перед собой? | Отгадывают ребус. Объясняют правило постановки мягкого знака. Отвечают на вопрос учителя. Называют тему урока и задачи. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
4. | Решение учебной задачи Метод – словесный; Прием – диалог. | 15 | Итак, ребята, как мы будем решать задачу урока? Давайте попробуем выстроить алгоритм, для того чтобы определить нужно ли нам писать мягкий знак или не нужно. Что нам нужно сделать сначала?
Сейчас мы с вами поработаем по вариантам. Вам нужно будет из предложенных слов составить и записать предложение и объяснить орфограммы. По, малыш.., берегу, бегал, р..ки. В, х..лодный, овраге, ключ.., шумит. На, веселилась, площа..ке, молодеж… По берегу реки бегал малыш. В холодном овраге шумит ключ. На площадке веселилась молодежь. Работа в группах. Исправить ошибки. Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь упал на ландышь. Потом лучь заглянул в прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша реч. Проверка по слайду. | Составление алгоритма. Составление предложений , объяснение правил написания слов. Работа в группе. Коррекция ошибок. | Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
5. | Физминутка | 2 мин | Показывает движения. | Повторяют движения. | |
6. | Решение частных учебных задач. Метод – словесный; Метод – практический; Приём – демонстрация Метод – наглядный; Приём - иллюстрация | 15 мин | Диктант с самопроверкой. Шалаш наш стоит на берегу ручья. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Проверка по слайду. Синтаксический разбор первого предложения. Самостоятельная работа. (на оценку) Подберите подходящие по смыслу имена сущ. С шипящими на конце, определите род, подчеркни орфограмму. Работаем в карточках. Оказать скорую … (помощь) Вставить в замок…(ключ) Затопить в избе…(печь) Летучая…(мышь) Сварила вкусный …(борщ) У воина острый…(меч) Тёмная…(ночь) Взаимопроверка
| Пишут под диктовку. Проверяют по слайду. Самостоятельно работают в карточках | Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные: контролировать действия партнёра. Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. |
7. | Рефлексия и итог урока Метод – словесный; Приём – объяснение. | 3 мин | -Над какой темой мы сегодня работали? В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы. Сегодня на уроке:
| Отвечают на вопросы. Подводят итог урока. | Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Упражнение в написании мягкого знака на конце слов после шипящих"
Урок разработан по программе "Школа России"...
Дидактические карточки "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс
Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися...
Урок – презентация по русскому языку на тему: « Мягкий знак на конце существительных после шипящих » 3 класс
Цели урока: познакомить учащихся с грамматической ролью...
Конспект по русскому языку «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (3 класс)
Конспект урока разработан по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ....
Урок русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс...
Презентация "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс
Презентация "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс...