Обобщение правил написания мягкого знака на конце существительных после шипящих (УМК "Перспектива", 4 класс 2 часть)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Герасимова Ирина Сергеевна

Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений по написанию мягкого знака на конце слов после шипящих. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20.02_izlozhenie_-_kopiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Обобщение правил написания мягкого знака на конце существительных после шипящих»

Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений по написанию мягкого знака на конце слов после шипящих.

Планируемы результаты:

-предметные:

-  обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся в написании мягкого знака на конце слов после шипящих;

- повторить алгоритм определения необходимости писать мягкий знак на конце слов после шипящих;

-  упражняться в написании слов с мягким знаком на конце слов после шипящих.

-личностные:           

- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-формирование умения слушать и слышать собеседника;

-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: урок-закрепление

Оборудование: учебник «Перспектива» 2 часть, презентация.


№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий. Молодцы!

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап:

- актуализация знаний учащихся

Метод – словесный;

Приём – диалог;

Метод – наглядный;

5

На слайде эпиграф: «Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости». В.О. Ключевский.

Как вы понимаете смысл этой фразы? (давайте сегодня все постараемся на уроке красиво писать, т.е уважительно друг к другу относится, а в первую очередь к себе)

Открываем  тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа.

На доске: Двадцатое февраля. Классная работа.

Какая орфограмма в слове двадцатое? (непроизносимая согласная).

Словарный диктант. (1 у доски)

Вкусный обед, январский мороз, районная газета, пошёл налево, прекрасная экскурсия, сахарный песок, свежие овощи, лагерный костёр.

Проверка написания слова.

Рассуждают.

Настраиваются на урок.

Записывают число и классная работа.

Записывают словарные слова в тетради.

Проверка по эталону.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Постановка учебной задачи

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

3 мин

Ребята, посмотрите на экран. (на экране ребусы)

Ответ: медведь, семья.

Какую функцию выполняет мягкий знак в этих словах? (обозначение мягкости, разделительный).

А посмотрите теперь на др слова:

меч   душ   хвощ   нож

речь  роскошь   мощь   рожь

Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?(Возможные затруднения – роскошь-богатство. Великолепие, хвощ-травянистое растение, мощь – могущество, сила)

Перед вами целый ряд слов, которые заканчиваются на шипящие согласные. Во второй строчке почему-то после шипящих стоит буква «ь». Подумайте, почему в этих словах есть «ь»?

На конце существительных женского рода после букв шипящих пишется мягкий знак.

Это третий случай использования «ь» знака в русском языке.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных- это орфограмма.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (повторение правил написания мягкого знака после щипящих у существительных).

Какие цели поставим перед собой?

Отгадывают ребус.

Объясняют правило постановки мягкого знака.

Отвечают на вопрос учителя.

Называют тему урока и задачи.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.

Решение учебной задачи

Метод – словесный;

Прием – диалог.

15

Итак, ребята, как мы будем решать задачу урока? Давайте попробуем выстроить алгоритм, для того чтобы определить нужно ли нам писать мягкий знак или не нужно.

Что нам нужно сделать сначала?

  1. Если слово оканчивается на шипящий, определи часть речи.
  2. Если это имя сущ., то определи род.
  3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.

Сейчас мы с вами поработаем по вариантам. Вам нужно будет из предложенных слов составить и записать предложение и объяснить орфограммы.

По, малыш.., берегу, бегал, р..ки.

В, х..лодный, овраге, ключ.., шумит.

На, веселилась, площа..ке, молодеж…

По берегу реки бегал малыш. В холодном овраге шумит ключ. На площадке веселилась молодежь.

Работа в группах. Исправить ошибки.

Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь упал на ландышь. Потом лучь заглянул в прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша реч.

Проверка по слайду.

Составление алгоритма.

Составление предложений , объяснение правил написания слов.

Работа в группе.

Коррекция ошибок.

Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.

Физминутка

2 мин

Показывает движения.

Повторяют движения.

6.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный;

Метод – практический;

Приём – демонстрация

Метод – наглядный;

Приём - иллюстрация

15 мин

Диктант с самопроверкой.

Шалаш наш стоит на берегу ручья. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.

Проверка по слайду.

Синтаксический разбор первого предложения.

Самостоятельная работа. (на оценку)

Подберите подходящие по смыслу имена сущ. С шипящими на конце, определите род, подчеркни орфограмму.

Работаем в карточках.

Оказать скорую … (помощь)

Вставить в замок…(ключ)

Затопить в избе…(печь)

Летучая…(мышь)

Сварила вкусный …(борщ)

У воина острый…(меч)

Тёмная…(ночь)

Взаимопроверка

     

                                                                               

Пишут под диктовку.

Проверяют по слайду.

Самостоятельно работают в карточках

Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

7.

Рефлексия и итог урока

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

3 мин

 -Над какой темой мы сегодня работали?

В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы.

Сегодня на уроке:

  • Учился …
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Мои ощущения …
  • Где я могу  применить полученные знания?

Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические карточки "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс

Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися...

Конспект по русскому языку «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока разработан по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ....

Урок русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце существительных  после шипящих"  3 класс...

Презентация "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс

Презентация  "Мягкий знак на конце существительных  после шипящих"  3 класс...