Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект по русскому языку на тему: "Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих". Конспект составлен к программе "Начальная школа 21 века". по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_-posle_shipyashchih.docx | 27.95 КБ |
algoritm_issledovaniya.docx | 17.69 КБ |
zvyozdy.docx | 11 КБ |
krossvord.docx | 13.15 КБ |
samostoyatelnaya_rabota.docx | 10.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
3в класс
Учитель Карикова Марина Анатольевна
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
- Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Оборудование:
* карточки с заданиями для исследовательской работы;
* карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;
* опорные карточки с определением работы Ь в различных словах;
* опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности.
- В перемену отдыхали,
И опять звенит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок!
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
(А.С.Пушкин)
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, ваши знания.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Мы с вами сегодня будем исследователями и открывателями. Послушайте меня внимательно.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно возьму.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.
- Прочитайте две пословицы.
* Хорошую речь хорошо и слушать.
* Ученье – луч света, а неученье – тьма.
- Что общего в этих пословицах?
(В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).
- А что это за буква «Ь»?
- Зачем же она тогда нужна в русском языке?
- Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке?
(Сегодня мы повторим для чего нужен «Ь», что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.)
Словарная работа
Вспомните словарные слова с Ь ЗНАКОМ: в...р...б...и, п…л…то, к…н…ки, с…лов…и, к…ртоф…л….
- Прочитайте данные слова, вставляя пропущенные буквы.
- Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак.)
- На какие две группы можно разделить данные слова?
- Запишите слова в две группы.
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)
-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род).
3. Постановка учебной задачи.
- Вернемся к нашим пословицам.
- В какую группу вы запишете слово речь? Почему?
- Для чего в нём пишется Ь? (Наблюдение над словом)
- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный.)
- Если я закрою Ь, слово произнесётся так же, как и с Ь.
- Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.)
- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Давайте ещё понаблюдаем за словами – существительными с шипящим на конце.
- Я хочу предложить вам ещё одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)
- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему у существительных после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других не пишется).
Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака вопроса.
-Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется Ь).
- Какова же тема нашего урока? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сейчас я хочу предложить вам работу в парах. Вы поработаете исследователями. Исследовать вы будите группу слов по алгоритму исследования. Каждая пара выполняет задание на листах. По окончании исследования сделайте свои выводы.
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
- Определите грамматические значения слов.
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется.
- Сделайте вывод.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, роскошь,
обруч, тишь, циркач, мышь, чертёж, ландыш, полночь.
Каждая группа выполняет задание, затем рассказывают о своих исследованиях.
Вывод: Ь после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед.ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь не пишется. Это орфограмма.
-Какова же работа ь знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род). Есть Ь после шипящего – ж. р., нет Ь – м.р. .
-Давайте обратимся к учебнику и проверим свои выводы стр 170 . Работа с учебником (правило).
- Правы ли были мы с вами?
5. Физкультминутка.
Составление алгоритма
- Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных.
- Составим алгоритм написания Ь у имен существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)
1. Определяю часть речи.
2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).
6. Первичное закрепление.
- Выборочное списывание. Учебник упр.2 стр. 171.
2.. Словарно – логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова, используя составленный нами алгоритм.
- Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
- Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
- Без него не откроешь замок (Ключ)
- Его надевают в дождь (Плащ)
- Маленький ребёнок (Малыш)
- Добыча охотника. (Дичь)
- Середина ночи. (Полночь)
- Мелкие деньги. (Мелочь)
- Горчица оставляет во рту …. (Горечь)
- Морской, речной бывает он (Пляж)
- Закрепление полученных знаний.
Составление предложений.
- Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске). Второе предложение разберите по членам предложения.
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по карточкам.
Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луч…, дич…, лож…, глуш…, уж…, мяч.., помощ…
взаимопроверка + самооценка.
Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).
2 | |||
3 | |||
4 |
Загадки.
- Если хорошо заточен, Все легко он режет очень. ( Нож).
- Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
- Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
- Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо - зерна. (Ночь. Звезды.)
Домашнее задание.
Итог урока. Рефлексия.
-Мы с вами хорошо потрудились. Понравился ли вам урок?
- Что на уроке было знакомым?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
- Я научился …(писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих).
- Кого из учеников могли бы отметить за помощь, за хорошую работу на уроке?
д/з р.т. стр. 43 у 1,2,3 по выбору
Оценки.
Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
Чтобы наука не была для нас ночью, свет звёзд осветит нам дорогу к знаниям, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.
- Молодцы! Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
- Прочитайте слова.
- Определите часть речи.
- Какие звуки слышатся на конце слов?
- Определите род и число имен существительных.
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
- Сделайте вывод. Сформулируй правило.
вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, рожь, обруч, мышь, тишь, циркач, чертёж, ландыш, полночь.
Алгоритм исследования
- Прочитайте слова.
- Определите часть речи.
- Какие звуки слышатся на конце слов?
- Определите род и число имен существительных.
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
- Сделайте вывод. Сформулируй правило.
вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, рожь, обруч, мышь, тишь, циркач, чертёж, ландыш, полночь.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Борщ…, лещ…, мелоч…., луч…, чиж…, пейзаж…, полноч…, ключ…, лож…, вещ…, доч…
Борщ…, лещ…, мелоч…., луч…, чиж…, пейзаж…, полноч…, ключ…, лож…, вещ…, доч…
Борщ…, лещ…, мелоч…., луч…, чиж…, пейзаж…, полноч…, ключ…, лож…, вещ…, доч…
Борщ…, лещ…, мелоч…., луч…, чиж…, пейзаж…, полноч…, ключ…, лож…, вещ…, доч…
Борщ…, лещ…, мелоч…., луч…, чиж…, пейзаж…, полноч…, ключ…, лож…, вещ…, доч…
Борщ…, лещ…, мелоч…., луч…, чиж…, пейзаж…, полноч…, ключ…, лож…, вещ…, доч…
Борщ…, лещ…, мелоч…., луч…, чиж…, пейзаж…, полноч…, ключ…, лож…, вещ…, доч…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)
Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...
Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих...
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».
Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс-презентация
1.Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих; 2.Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих. 3. Тест ...
Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс
Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной работы учеников. ...
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».
Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...