Урок русского языка в 3 классе (" Гармония")
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Конспект урока. 2011г. Тема:" Что мы знаем о слове".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Itogovaya_k.r._Russkiy_yazyk_3_kl._Kursy_2011g.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа.
Конспект урока русского языка в 3-ем классе ( М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка)
Учитель: Тарасова Н.С.
Тема: «Что ты знаешь о словах?».
Цель: формировать умения различать слова по строению, по значению, решать орфографические задачи.
Задачи урока:
1. Образовательные задачи:
-закрепление знаний о слове, обратив особое внимание на значение слов и их строение;
-продолжить обучение умению работать с орфографическим словарём с целью решения орфографических задач;
-продолжить обучение наблюдению за значением слов с целью познаваемости окружающего мира;
2. Воспитательные задачи:
-способствовать трудовому и патриотическому воспитанию;
-продолжить работу по формированию коллектива;
-формирование коммуникативных качеств личности;
3. Развивающие задачи:
- развитие логического мышления и обогащения речи учащихся;
-развитие мотивации;
-развитие самостоятельности мышления и умения отстаивать свою позицию.
Оборудование:
- Русский язык. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко К тайнам нашего языка Часть 2, « Ассоциация 21 век» 2009
- М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Тетрадь-задачник Часть 3 « Ассоциация 21 век» 2009
- М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко К тайнам нашего языка Методические рекомендации « Ассоциация 21 век» 2004
- Компьютер, проектор, экран.
Ход урока
- Организационный момент ( Учитель объявляет, что на каждом этапе работы на уроке учащиеся получают бонусы за правильные ответы).
- Проверка домашнего задания.
Игра « Ответь правильно».
Вопросы (их два) написаны на карточках.
На один ученик должен ответить сам, а другой задать товарищу (на какой вопрос отвечать, а какой задавать, ребёнок решает сам). Карточки до урока дети берут на столе учителя, вопросы из тетради-задачника ч.3 (см.с. 44, упр. 560).
- Актуализация опорных знаний.
1.Логическое задание ( см. приложение на листах А-4,2 листа) . Учащиеся работают на смартдоске.
а)
- Какое слово лишнее? Почему? ( Ракета - лишнее слово. Слова : космос, космонавт, космический являются однокоренными с корнем косм, а слово ракета к ним не относится.)
-Кто и когда стал первым космонавтом? Сколько времени длился полёт?
-Придумай однокоренные слова к слову ракета. Какую гласную в корне слова следует запомнить?
-Найдите в орфографическом словаре ещё слова по теме «Космос» ( дети работают в парах) и выпишите их на доску.
б)
-Соедини слова в пары маркером на экране. (Слова на экране расположены в беспорядке). Названия каких животных мы вспоминаем, чтобы назвать:
храбреца (орёл)
задиру (петух)
хитреца (лиса)
увальня (медведь, тюлень)
безбилетника (заяц)
2. Какими синонимами из 4 букв можно заменить такие слова? (На экране столбик со словами и карточки с буквами, которые нужно двигать для составления нужных слов)
приятель (друг)
противник (враг)
солдат (воин,боец)
шагать (идти)
красный (алый)
печаль (горе)
работа (труд, дело)
Физминутка (упражнения для глаз)
3. Работа с заданием упр. 561. ( См. М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Часть 2, « Ассоциация 21 век» 2009). Работа выполняется в тетрадях.
Предполагается повторение того, что среди слов бывают синонимы и антонимы.
-Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
-Что можно сказать о выделенных парах слов в каждом предложении? (маленькая и большая - синонимы, бегут и несутся – антонимы).
-Какие слова мы называем синонимами, а какие – антонимами?
-Какие орфографические задачи вы решали при списывании предложений?
4. Коллективная работа над пониманием значения слов. Работа выполняется на доске.
-Напишите для слов с пропусками глаголы, которые отражают смысловое значение данных слов, поставив гласную в сильную позицию:
Зап.вать ( ) лекарство.
Зап.вать ( ) песню.
Птичка св.ла ( ) гнездо.
Мама св.ла ( ) дочку по ступенькам.
Мальчик сл.зал ( ) с крыши.
Кот сл.зал ( ) сметану.
-Как вы считаете, помогает ли понимание значения слов разобраться в их написании?
Физминутка
-Вы, наверное, устали?
-Да!
- И поэтому все встали,
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели: ш-ш-ш-ш.
Пошипели, помолчали,
И, как зайцы, поскакали,
И за кустики пропали.
5. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парах: упр.562 (см. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Тетрадь-задачник Часть 3 « Ассоциация 21 век» 2009, с 44-45).
- Реши орфографические задачи и рядом ещё раз запиши слова; если нужно, записывай несколько слов с разными значениями.
6. Решение проблемной ситуации с последующим обсуждением и опорой на орфографический словарь: работа над строением слов и исправлением допущенных ошибок: упр. 564 (см М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Тетрадь-задачник Часть 3 « Ассоциация 21 век» 2009, с. 46).
-О чём мы должны всегда помнить при проверке любой части слова? ( Читаем напоминание в учебнике, с.86).
-Написание каких слов мы запомнили с опорой на орфографический словарь? ( Земляника, полевой).
-Какое напоминание помогло правильно решить орфографические задачи? (Любую часть слова можно проверить только той же частью слова).
7.Работа по алгоритму с опорой на схему. Упражнение 563 . (см М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Тетрадь-задачник Часть 3 « Ассоциация 21 век» 2009, с.45-46). Работа выполняется в тетрадях-задачниках с комментированием.
-Какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова? Составьте алгоритм такой работы.
Под руководством учителя составляется схема:
Безударная гласная
изменение формы подбор родственного подбор родственного
слова слова той же части слова другой части
речи речи
чтобы эта гласная была под ударением
4) Итог урока.
- Какие виды деятельности помогли нам на уроке решить все орфографические задачи? ( Работа с орфографическим словарём, определение значения слов и их строения, работа над безударной гласной в корне слова по алгоритму) знание.
- Чем нам помогает понимание значения слова и знание его строения при решении орфографических задач? ( Понимая значение и зная строение слова, мы можем правильно подобрать однокоренные проверочные слова).
-Какое напоминание нужно помнить, чтобы писать грамотно? ( Любую часть слова можно проверить только той же частью слова.)
-Подсчитайте полученные бонусы ( анализ работы учащихся на уроке).
5) Домашнее задание: упр. 566 ( См. М.С Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам нашего языка Часть 2, « Ассоциация 21 век» 2009).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 1 класс УМК "Гармония"
Тема урока "Собственные имена"Цель урока: На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.Задачи: Создать ситуации для выяснения с...
методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"
Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Предложение: его назначение и признаки" УМК Гармония
В презентации представлен первый из четырёх уроков руского языка 2 класса по теме "Как мы строим предложения" в разделе "Предложение. "Выражаем мысли и чувства"Источники разработки урока: 1. Соло...
"Пробуем сочинять загадки" урок русского языка 2 класс УМК "Гармония"
Подробный конспект урока...
Урок русского языка по программе "Гармония". 4 класс.
Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". 4 класс. Тема урока: "Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных"....
Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"
Конспект урока по русскому языку, 2 класс, "Гармония" по теме "Значение и правописание приставок"...
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: "От значения слова к правильному написанию"
На уроке работа направлена на развитие у учащихся навыков грамотного письма, основанные на значении слова. В урок включены новые педагогические технологии: технология сотрудничества(работа в малых гру...