Урок русского языка по программе "Гармония". 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". 4 класс. Тема урока: "Правописание безударных гласных  в окончаниях имён существительных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК: русского языка 4 класса (по программе «Гармония»)

   

ТЕМА: Алгоритм определения правописания безударного гласного в окончаниях существительных и его применение 

(3 урок работы над темой).


Урок: русского языка (программа Гармония. Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка») 4 класс

Тема:  Алгоритм определения правописания безударного гласного в окончаниях существительных и его применение (3 урок работы над темой).

Цель урока: отрабатывать навык орфографической зоркости, умение объяснять выбор буквы на месте слабой позиции звука; развивать навыки грамотного письма; повторить основы здорового образа жизни; побуждать к ведению здорового образа жизни, поддержанию и сохранению здоровья.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Какую тему по русскому языку мы изучали на последних двух уроках? (Как проверять безударные окончания существительных)

Как вы думаете, можно ли говорить, что мы её знаем «на отлично»? (Нет, для того, чтобы сказать это нужно себя проверить). Я предлагаю вам сегодня, изучая родной язык, поговорить и о здоровье…

Хотите себя испытать с пользой для здоровья? (Да).

  1. Актуализация знаний.

Тогда давайте выполним первое важное задание… Что нужно определить у существительного в первую очередь, чтобы правильно потом определить безударное окончание? (склонение).

Проверьте себя: умеете ли вы определять склонение существительных… У вас на партах лежит текст известного философа и лекаря Х – ХI веков Авиценна. Прочитайте его, скажите коротко, что Авиценна считал основой здоровья? (гимнастику, хорошее настроение, единение с природой)

С гимнастикой   дружи,

Всегда весёлым будь,

И проживёшь сто лет,

А может быть, и боле.

Микстуры, порошки –

К здоровью ложный путь,

Природою   лечись –

В саду и в чистом поле    .

Над всеми существительными укажите склонение (работая в паре дети объясняют как они определяют склонение каждого из существительных)Существительные, какого склонения пропущены в наставлении? (В тексте пропущены существительные  третьего склонения).

Что делали, чтобы это определить? Ставили существительные в начальную форму. Подчеркнём зелёной ручкой все существительные, надпишем склонение. Есть ли в существительных орфограмма безударный гласный в окончании? Достаточно ли знать склонение? Нет, нужно знать и падеж. Над существительными с орфограммой в окончании указываем падеж.

Как доказать, что написана правильная буква? (для слов 1 склонения «с гимнастикой; природою» - подбираем проверочное слово «Москва», ставя его в то же склонение, что и данные слова с безударным окончанием; для слова « в поле» - слово «в окне»).

На доске появляется алгоритм определения правильного написания: 1. поставь существительное в начальную форму, 2. определи склонение и падеж, 3. подбери существительное того же падежа, того же склонения, но с ударным окончанием. 4. такое же окончание пиши и слабой позиции звука.

Дети записывают слова из наставлений Авиценны (с изучаемой орфограммой и дают письменные объяснения подобного написания, выполняя как бы работу над ошибками). Пример:

Авиценна говорил, что хорошее настроение – основа здоровья. Выполнив правильно задание (определив склонение каждого существительного наставления; определив отсутствующее склонение – повысили ли вы себе настроение?(да)

Те, кто правильно выполнил задание или ошибся, но смог осознать причину своей ошибки, поставьте на табличке достижений (то, что лежит у вас на столе) улыбку напротив действия – определение склонения слова.

По совету мудреца для поддержания здоровья предлагаю вам немного размяться перед продолжением нашего  испытания …

  1. Физ.минутка под музыку (выполнение  гимнастических упражнений наклонов, приседаний, поворотов влево, вправо, вращений кистей, в локтевом суставе)
  2. Отработка умения определять склонение, падеж существительного с ударным окончанием, подбирать проверочное слово и на основе этого правильно записывать слово с орфограммой.

На доске слова:

Радость, улыбка, восторг

Простор, область, природа

Порядок, скатерть, простыня

Сила,   болезнь, взор

Связаны ли эти слова со здоровьем? Как? (объяснение детей)

А чем различаются слова каждой строчки? (они разных склонений)

Используя восстановленный нами сегодня алгоритм определения правильного написания безударного окончания имён существительных запишите эти слова с предлогами: В, К, ОТ, О (ОБ)  (каждую тройку слов на отдельной строке; выделив окончания, обозначив точкой безударную гласную).

К доске по цепочке выходят ученики. Они записывают слово, объясняя написание безударного окончания (Пример: в радости… Написал в окончании букву И, т.к. слово радость 3 склонения, проверочное слово «В печи» и т.п.)

Кто справился с очередным сложным заданием? Поставьте в табличке достижений очередную улыбку. Кто понял причину собственных допущенных ошибок – тоже поставит себе улыбку.

Последним словом, которое мы должны были написать, было слово ВЗОР. С каким органом связано это слово? Как позаботиться о его укреплении? (сделать физ.минутку для глаз).

  1. Физ.минутка для глаз (быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую, затем в левую стороны. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 сек.  Открыть глаза, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 сек.  Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.
  2. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Мы потренировались все вместе в применении алгоритма правильного определения безударного окончания существительных. Что мы должны сделать дальше? (Выполнить самостоятельную работу и  проверку). Для чего? (чтобы быть уверенными, что не осталось трудностей в изучении этой темы у каждого из нас).

Ученикам предлагается отыскать в тексте ошибки (на изучаемую тему) и в тетради сделать работу над ошибками – дав письменные объяснения правильному написанию.

После того, как самостоятельная работа написана, проходит ФИЗМИНУТКА НА РАССЛАБЛЕНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Затем для самопроверки на доске открывается запись слов:

ПЕЧЕНЬЕ

ОБОЛОЧКИ

ОБЛЕПИХИ

Кто выполнил работу без ошибок? (поставьте себе улыбку на место таблички достижений). Кто из несправившихся может объяснить, что ещё будет написано над словом, какие проверочные слова будут стоять справа? Что будет выделено?  (Кто осознал свою ошибку, смог доделать без нашей помощи работу, тоже пусть поставит улыбку в табличке достижений).

  1. Рефлексия

Чем занимались на уроке русского языка? Как установить, какая буква пишется в безударном окончании существительного? (проговаривание алгоритма)

Что нового узнали о здоровье?

Укрепляли ли его во время урока (основываясь на цитате Авиценна)? Как и когда?

Оцените собственную работу на уроке, взглянув на табличку собственных достижений (что получалось, что ещё требует доработки)

  1. Домашнее задание. Придумать и записать 3-4 предложения об укреплении здоровья, так, чтобы в предложениях были существительные с безударными окончаниями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....