Конспект урока русского языка 1 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Тема урока "Собственные имена"

Цель урока:  На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.

Задачи:  Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных; учить отличать собственные имена от других слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobstvennye_imena_1_klass_umk_garmoniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            РУССКИЙ  ЯЗЫК       (1 класс  по УМК «Гармония»)

Тема:       Собственные имена.

Цель:    На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.

Задачи:  Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных; учить отличать собственные имена от других слов.

                            Ход урока.

Организационный момент.

               А теперь проверь, дружок,

               Ты готов начать урок?

               Все ль на месте, все ль в порядке:

              Книги, ручки и тетрадки?

Массаж пальчиков.

Минутка чистописания.  

 (на доске и в тетрадях учеников записаны одинаковые элементы букв)

J J J J J J J

-Какой одинаковый элемент будет во всех буквах?

(Плавная линия с закруглением внизу)

- Откуда начнем писать данный элемент?

-Дополните элемент до буквы.

-Какие буквы узнали? На какие группы можно разделить эти буквы?

-К этим буквам мы вернемся чуть позже. А сейчас…

Постановка проблемы.

Ко мне подойдет девочка.

-Почему ко мне никто не вышел? Я попросила подойти девочку?

 (-А как ты догадалась, что я вызвала тебя? Ведь у нас в классе есть и другие девочки?)

-Давайте посмотрим, может у мальчиков получится лучше?

-Встанет мальчик.

-Почему никто не встал?

-А что я должна назвать?

-Зачем нужны имена? (Обратиться к человеку).

-А какие имена можете вы назвать?

Использование нового материала.

-Закончите предложения.

Стихи сочиняет…                   поэт…              С.Михалков.

-На какой вопрос отвечает слово поэт?

-Что называет это слово?

-Посмотрите на книгу. Как она называется? (Дядя Степа)

-Кто автор этого произведения? ( С.Михалков)

-Так какое предложение у нас получилось?

-А каких поэтов знаете вы?

Картины пишет…                  художник…               В.Васнецов.

-Рассмотрите  картину.

-Что на ней изображено?

-Как называется эта картина, кто знает? (Три богатыря)

-Кто написал эту картину?

-Какое получилось у вас предложение?

-Найдите в предложениях слова, которые отвечают на вопрос  КТО?

(поэт, художник, Михалков, Васнецов)

-Что они называют?

- Но смотрите: одни называют людей и пишутся с маленькой буквы, а другие – с большой.

-Откройте секрет нашего языка: скажите, какие слова, называющие людей, пишутся с большой буквы, а какие с маленькой?

Да, если слова называют имена, отчества и фамилии  людей, то эти слова, чтобы отличить их от других названий людей, пишутся с большой буквы.

-Такие слова имеют даже свое особое название. Хотите узнать? Тогда отройте учебники на с19 и прочитайте в рамке важное сведение.

Работа с учебником и сообщением.

-Узнали ли вы из сообщения что-то новое?

-Какое новое научное название вы узнали? (Собственные имена).

-Что этими словами называют?

-А почему ученые придумали словам такое название? – ответьте Антону.

-Хотите правильно ответить, тогда прочитайте объяснение на с 19.

-Теперь мы можем говорить правило не как маленькие, а как взрослые, как ученые.

-Давайте хором перечитаем правило письма, которое выделено в рамке.

ФИЗМИНУТКА.

Работа в парах.

-Откройте тетради-задачники на с.9.

-Прочитайте слова первого столбика. Рядом впишите вопрос: КТО?  или ЧТО?

          писатель –

          учитель –

          котенок –

          девочка –

          собака  -

-Как узнаете, какой вопрос будете писать?

-Найдите на странице слова, которые отделены друг от друга  звездочкой.

     Жучка *  Настя *  Чуковский *  Антонов *  Мурзик  

-Прочитайте эти слова шепотом и определите, чем похожи их написания?

(Все они написаны с большой буквы.)

-А почему во всех этих словах нужна большая буква? (Они называют имена, фамилии людей, клички животных. Это собственные имена.)

-Прочитайте фамилии.

-Выберите имена.

-А теперь – клички.

-А сейчас работая в парах, попробуйте некоторые из этих слов  по смыслу соединить со словами первого столбика.

-Какой памяткой будем пользоваться?

-Как будем проверять правильность написания?

ВЗАИМОПРОВЕРКА

-Поменяйтесь в паре тетрадями и проверьте, всю ли работу выполнили правильно?

ФИЗМИНУТКА.

Тест по теме «Собственные имена»                                                                                    

                      1 класс                                                                                  

1.    Имена собственные называют:        

а) Имена, отчества, фамилии людей, клички животных;

б) Вещи, растения.

      2.   Имена собственные пишутся:

а) С большой буквы;

     б) С маленькой буквы.

      3.   В какой строчке все слова написаны, верно:

а) дом, мама, миша;

б) комар, собака, Михалков.

      4.   В какой строчке допущена ошибка:

а) кузнец, кузов, кузьма;

б) Кузнецов, Петров, Медведев.

Итог урока.

-Посмотрите карточки на доске.

Мур    Лё    Яш    А   ша   ня    зик    ка

- Какие собственные имена можно составить из них?

-Напишите слова, начиная с заглавной буквы.

-Какие слова у вас получились?

-На какой вопрос они отвечают?

- Что называют эти слова?

-Так какой секрет русского языка мы сегодня открыли?

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...