"Пробуем сочинять загадки" урок русского языка 2 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ложкина Ирина Васильевна

Подробный конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klprobuem_sochinit_zagadku.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дедовичская средняя

общеобразовательная

школа №2»

« Пробуем сочинять загадки»

2 класс

УМК «Гармония»

Учитель: Ложкина Ирина Васильевна

2012 г.

Автор учебника: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Тема: Пробуем сочинять загадки        

Вид урока: урок развития речи

Цель урока: учить приёмам конструирования загадок.

Задачи: 

Образовательные:

  1. познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;
  2. формировать умение конструировать загадки;

Развивающие:

  1. развивать образное мышление, речь;
  2. совершенствовать навыки грамотного письма;

Воспитательные:

  1. развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);
  2. воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. карточки для работы в группах, для  индивидуальной работы и работы в парах;
  2. презентационное сопровождение урока;
  3. компьютер, интерактивная доска;
  4. лист для творческих работ;
  5. памятка по конструированию загадок;
  6. мешочек с яблоком.

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой.  (стр.1)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей  поделиться

И ответную искру зажечь.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, улыбнитесь и мне и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости.

- Догадайтесь, что сегодня может помешать хорошо работать на уроке.

- Это слово спряталось в слове «маленький». (стр.2)

- Давайте не будем лениться на этом уроке.

2. Актуализация знаний.

1) Словарная работа

Вот  художник,  так  художник –

Все  леса  позолотил.

Даже  самый  сильный  дождик

Эту  краску  не  отмыл.

Красит  рыжим,  алым,  синим,

Разбавляет  краски  ливнем,

Чтобы  вышло  разноцветным,

Но  совсем  не  так  как  летом.

Отгадать  загадку  просим:

Кто  художник  этот?

        (Осень)         (стр.3)

Что такое осень? (Осень– время года, следующее за летом.)
Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова).
Осень - время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
Переносное значение слова осень: "золотая осень".

Как вы понимаете смысл крылатого выражения «Цыплят по осени считают»? (стр.4)

Есть множество загадок про осень.

Послушайте. (стр.5)

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь)

Какие приметы осени вы услышали в загадках?

2) Запись словарных слов в тетрадь.

Запишите названия осенних месяцев в тетрадь с «окошками».

Чтобы узнать как пишутся слова, куда мы можем обратится?

Откройте тетрадь на стр.4 и вставьте буквы ручкой другого цвета.

3. Физкультминутка для глаз.

4.Наблюдение и постановка проблемы.

Работа в парах. (стр.6)

Познакомьтесь с текстами. 

1. Дождик капает по крыше,
   То погромче, то потише,
   Барабанит, что есть мочи,
   Утром, днём и даже ночью.

2. Шумит он в поле и в саду,
   А в дом не попадет.
   И никуда я не иду,
   Покуда он идет.

Чем эти тексты похожи?

О чём говорится в первом тексте?

Как вы догадались?

А во втором тексте о чём говорится?

Как догадались?

Если перед вами загадка, у цифры поставьте «+», если не загадка, то «-».

Обсудите в парах.

В чём отличие первого текста от второго?

Как можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?

Измените стихотворение так, чтобы получилась загадка.

5. Формулирование темы и цели урока. (стр.7)

- Как называются тексты, с которыми мы работали?

- Какова будет тема нашего урока? Чему будем учиться на уроке?

- Сегодня на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.

Как вы думаете, что такое загадка?

- В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и  Шведовой Н.Ю.  даётся определение загадке:

Загадка:

 1.) Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

 2.) Нечто необъяснимое, непонятное.

6. Первичное восприятие.

1)Работа в группах. (стр.8)

- Можно научиться сочинять загадки, но для этого надо быть внимательным к описанию, сравнению, сопоставлению. Часто в загадках встречается иносказание – мысль высказывается не прямо, а иными словами, как намек.

Творческие задания для  групп :

Задание 1: назвать предметы, (визуализация) похожие на:

  1. паутину;
  2. гриб;
  3. лист;
  4. туча и дождь.

        Задание 2: каждой группе задумать предмет, находящийся в классе и, не называя его, перечислить признаки так, чтобы другие могли догадаться, о чем идет речь.

2) Игра «Что у тебя?»

Ученик    получает     мешочек,    в    котором    находится небольшой     предмет.     Остальные     учащиеся     задают   вопросы, описывая предмет.                                                                                              

- Это съедобное?  (да)                                                     -

- Круглое? (да)                                                                        

- Красного цвета?(да)                                                                                                                        - Это яблоко?(да)

7. Закрепление.

1) Самостоятельная работа. (стр.9)

- Вернёмся к загадкам в задании 152, с. 69  и посмотрим, как они устроены.

а) Что за лента для колёс                                                                                                                                Протянулась средь берёз?

б)Посадили зёрнышко,                                                                                                вырастили солнышко.

-     Называется ли в загадке предмет, о котором она придумана?                 Называется ли другой предмет, на него похожий?                                         Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь?                                                                                                        

 Как звучат строки, что особенного в их концовках?

Запишите первую загадку и отметьте орфограммы.

  2) Индивидуальная работа. (стр.10)

Ученикам предлагается карточка для индивидуальной работы, на которой предусмотрены задания трёх уровней: текст зелёного цвета – лёгкий (предполагается один вариант ответа); синего цвета – посложнее (несколько вариантов ответов), красного цвета – самый сложный, дописать самим две строчки в рифму.

 - Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому.

Я под шапкой цветной
На ноге стою _______________(одной)
У меня свои повадки:
Я всегда играю_____________(в прятки)

Ответ: гриб.

С ветки на ветку,        

Быстрый, как мяч,

Скачет по _______ (лесу)

Рыжий _________  (циркач)

Ответ: белка.

Уродилась я на славу,

_______________________(Голова бела, кудрява).

Кто любит щи -

_________________________(Меня в них ищи).

Ответ: капуста.

Проверка (выслушиваются различные варианты детей).

   

   3)Вывод.

 - Какие  секреты  загадки  вы узнали?

(Предмет, о котором загадывается в загадке, не называется.

 Говорится о похожем на него предмете.

 Называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.)

 Предлагаю вам памятку по конструированию загадок.

 Расположите пункты памятки в определённом порядке, чтобы она  помогла нам при составлении загадок. (стр.11)

ПАМЯТКА

Восстановите памятку

На что (на кого) он похож?

Запишите свою загадку. Если сможете, зарифмуйте последние слова строк.

Выберите предмет и рассмотрите его.

     Запишите самые главные внешние признаки предмета, по которым                 его можно отличить от всех других предметов.

8. Физкультминутка.

9. Коллективное составление загадок. (стр.12)

- Для работы по составлению загадки  нам поможет таблица:

Название предмета:   яблоко

На что похож?

На мяч, на колобок, на солнце

Главные отличительные признаки предмета

Мяч скачет.

Колобок из теста.

Солнце  светит, греет.

Запишите свою загадку, используя               слова-связки       «как…», «…но не…»

Что это? Как мяч, но не скачет, как колобок, но не из теста, как солнце, но не светит и не греет.

 - Прочитайте готовую загадку.

10. Самостоятельная работа учащихся. (стр.13)

Выберите предмет (гриб, лист, туча, картошка, дерево, зонт) и попробуйте самостоятельно составить загадку, используя памятку и таблицу.

Учащиеся на листах для творчества записывают, получившиеся загадки.

- Кто готов загадать свою загадку нам?

11. Работа по учебнику с.79, упражнение № 177 (стр.14)

 - Что это за предмет? (лопата)

 - Зачем он нужен? (для работы в саду, расчищать снег на улице)

 - Из какого материала сделан? (из металла и дерева)

 - На что похож? ( на ладошку)

 - Если вам понравилось сравнение, назовите признаки этой «ладошки». Подберите рифму и попробуйте сочинить загадку.

В конце работы учитель подчеркивает, что:

 - Пользуясь таблицей можно придумать множество различных загадок, но чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

12. Обобщение.

Чем отличается стихотворение от загадки?

Можно ли стихотворение превратить в загадку?

Какова особенность загадок?

В загадке всегда есть секрет – сам предмет, который загадывается, не называется, говорится о похожем на него предмете, но обязательно называются признаки загадываемого предмета.

13. Рефлексия деятельности. (стр.15)

Самооценка

 - У вас на партах лежат листочки: жёлтые, красные и зелёные. Поднимите вверх один из них:

Жёлтый – мне было интересно на уроке;

Красный – мне было трудно;

Зелёный – мне было грустно.

Поместите листочки на дерево.

14. Домашнее задание. (стр.16)

-Сочините загадку при помощи таблицы и памятки, нарисуйте отгадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....


 

Комментарии

Ирина Васильевна! Очень интересный урок. Спасибо за творчество!