"Пробуем сочинять загадки" урок русского языка 2 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Подробный конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klprobuem_sochinit_zagadku.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дедовичская средняя
общеобразовательная
школа №2»
« Пробуем сочинять загадки»
2 класс
УМК «Гармония»
Учитель: Ложкина Ирина Васильевна
2012 г.
Автор учебника: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Тема: Пробуем сочинять загадки
Вид урока: урок развития речи
Цель урока: учить приёмам конструирования загадок.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;
- формировать умение конструировать загадки;
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь;
- совершенствовать навыки грамотного письма;
Воспитательные:
- развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- карточки для работы в группах, для индивидуальной работы и работы в парах;
- презентационное сопровождение урока;
- компьютер, интерактивная доска;
- лист для творческих работ;
- памятка по конструированию загадок;
- мешочек с яблоком.
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой. (стр.1)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, улыбнитесь и мне и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости.
- Догадайтесь, что сегодня может помешать хорошо работать на уроке.
- Это слово спряталось в слове «маленький». (стр.2)
- Давайте не будем лениться на этом уроке.
2. Актуализация знаний.
1) Словарная работа
Вот художник, так художник –
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
(Осень) (стр.3)
Что такое осень? (Осень– время года, следующее за летом.)
Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова).
Осень - время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
Переносное значение слова осень: "золотая осень".
Как вы понимаете смысл крылатого выражения «Цыплят по осени считают»? (стр.4)
Есть множество загадок про осень.
Послушайте. (стр.5)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)
Какие приметы осени вы услышали в загадках?
2) Запись словарных слов в тетрадь.
Запишите названия осенних месяцев в тетрадь с «окошками».
Чтобы узнать как пишутся слова, куда мы можем обратится?
Откройте тетрадь на стр.4 и вставьте буквы ручкой другого цвета.
3. Физкультминутка для глаз.
4.Наблюдение и постановка проблемы.
Работа в парах. (стр.6)
Познакомьтесь с текстами.
1. Дождик капает по крыше,
То погромче, то потише,
Барабанит, что есть мочи,
Утром, днём и даже ночью.
2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Чем эти тексты похожи?
О чём говорится в первом тексте?
Как вы догадались?
А во втором тексте о чём говорится?
Как догадались?
Если перед вами загадка, у цифры поставьте «+», если не загадка, то «-».
Обсудите в парах.
В чём отличие первого текста от второго?
Как можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?
Измените стихотворение так, чтобы получилась загадка.
5. Формулирование темы и цели урока. (стр.7)
- Как называются тексты, с которыми мы работали?
- Какова будет тема нашего урока? Чему будем учиться на уроке?
- Сегодня на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.
Как вы думаете, что такое загадка?
- В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. даётся определение загадке:
Загадка:
1.) Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
2.) Нечто необъяснимое, непонятное.
6. Первичное восприятие.
1)Работа в группах. (стр.8)
- Можно научиться сочинять загадки, но для этого надо быть внимательным к описанию, сравнению, сопоставлению. Часто в загадках встречается иносказание – мысль высказывается не прямо, а иными словами, как намек.
Творческие задания для групп :
Задание 1: назвать предметы, (визуализация) похожие на:
- паутину;
- гриб;
- лист;
- туча и дождь.
Задание 2: каждой группе задумать предмет, находящийся в классе и, не называя его, перечислить признаки так, чтобы другие могли догадаться, о чем идет речь.
2) Игра «Что у тебя?»
Ученик получает мешочек, в котором находится небольшой предмет. Остальные учащиеся задают вопросы, описывая предмет.
- Это съедобное? (да) -
- Круглое? (да)
- Красного цвета?(да) - Это яблоко?(да)
7. Закрепление.
1) Самостоятельная работа. (стр.9)
- Вернёмся к загадкам в задании 152, с. 69 и посмотрим, как они устроены.
а) Что за лента для колёс Протянулась средь берёз?
б)Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.
- Называется ли в загадке предмет, о котором она придумана? Называется ли другой предмет, на него похожий? Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь?
Как звучат строки, что особенного в их концовках?
Запишите первую загадку и отметьте орфограммы.
2) Индивидуальная работа. (стр.10)
Ученикам предлагается карточка для индивидуальной работы, на которой предусмотрены задания трёх уровней: текст зелёного цвета – лёгкий (предполагается один вариант ответа); синего цвета – посложнее (несколько вариантов ответов), красного цвета – самый сложный, дописать самим две строчки в рифму.
- Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому.
Я под шапкой цветной
На ноге стою _______________(одной)
У меня свои повадки:
Я всегда играю_____________(в прятки)
Ответ: гриб.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по _______ (лесу)
Рыжий _________ (циркач)
Ответ: белка.
Уродилась я на славу,
_______________________(Голова бела, кудрява).
Кто любит щи -
_________________________(Меня в них ищи).
Ответ: капуста.
Проверка (выслушиваются различные варианты детей).
3)Вывод.
- Какие секреты загадки вы узнали?
(Предмет, о котором загадывается в загадке, не называется.
Говорится о похожем на него предмете.
Называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.)
Предлагаю вам памятку по конструированию загадок.
Расположите пункты памятки в определённом порядке, чтобы она помогла нам при составлении загадок. (стр.11)
ПАМЯТКА
Восстановите памятку
На что (на кого) он похож?
Запишите свою загадку. Если сможете, зарифмуйте последние слова строк.
Выберите предмет и рассмотрите его.
Запишите самые главные внешние признаки предмета, по которым его можно отличить от всех других предметов.
8. Физкультминутка.
9. Коллективное составление загадок. (стр.12)
- Для работы по составлению загадки нам поможет таблица:
Название предмета: яблоко |
На что похож? | На мяч, на колобок, на солнце |
Главные отличительные признаки предмета | Мяч скачет. Колобок из теста. Солнце светит, греет. |
Запишите свою загадку, используя слова-связки «как…», «…но не…» | Что это? Как мяч, но не скачет, как колобок, но не из теста, как солнце, но не светит и не греет. |
- Прочитайте готовую загадку.
10. Самостоятельная работа учащихся. (стр.13)
Выберите предмет (гриб, лист, туча, картошка, дерево, зонт) и попробуйте самостоятельно составить загадку, используя памятку и таблицу.
Учащиеся на листах для творчества записывают, получившиеся загадки.
- Кто готов загадать свою загадку нам?
11. Работа по учебнику с.79, упражнение № 177 (стр.14)
- Что это за предмет? (лопата)
- Зачем он нужен? (для работы в саду, расчищать снег на улице)
- Из какого материала сделан? (из металла и дерева)
- На что похож? ( на ладошку)
- Если вам понравилось сравнение, назовите признаки этой «ладошки». Подберите рифму и попробуйте сочинить загадку.
В конце работы учитель подчеркивает, что:
- Пользуясь таблицей можно придумать множество различных загадок, но чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.
12. Обобщение.
Чем отличается стихотворение от загадки?
Можно ли стихотворение превратить в загадку?
Какова особенность загадок?
В загадке всегда есть секрет – сам предмет, который загадывается, не называется, говорится о похожем на него предмете, но обязательно называются признаки загадываемого предмета.
13. Рефлексия деятельности. (стр.15)
Самооценка
- У вас на партах лежат листочки: жёлтые, красные и зелёные. Поднимите вверх один из них:
Жёлтый – мне было интересно на уроке;
Красный – мне было трудно;
Зелёный – мне было грустно.
Поместите листочки на дерево.
14. Домашнее задание. (стр.16)
-Сочините загадку при помощи таблицы и памятки, нарисуйте отгадку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....
Комментарии
Ирина Васильевна! Очень
Ирина Васильевна! Очень интересный урок. Спасибо за творчество!