урок русского языка во 2 классе по теме :"Понятие о временных формах глагола"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка 2 класс по системе Занкова. Тема:"Временные формы глагола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема: Понятие о временных формах глагола.
Цели:
Предметные: сформировать понятие «время глагола»;развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.
метапредметные
– формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познавательный материал о животном мире, умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи, умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера, развивать мышление через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник А.В.Поляковой; мультимедийная презентация урока, карточки для групповой работы.
1. Организационный момент. Цель: проверить готовность учащихся к началу урока.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Хотите учиться?
Значит можно всем садиться.
2. Актуализация знаний. Цель: активизировать опорные знания, целеполагание.
(звучит песня Незнайки)
Какой сказочный герой исполняет эту песню? Ну, раз всё знать невозможно, может и не стоит учиться?
Откройте тетради и запишите.
(слайд 1)
Запись: Пятое апреля. Классная работа.
На доске вы видите незаконченное предложение. Я вам предлагаю его закончить.
(Слайд 2)
Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы………….
А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться?
Я тоже продолжу.
Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам становиться ещё грамотней. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть ещё один.
(слайд 3)
На доске запись: вглрваере Что видите?
Эта запись - бессмысленный набор букв. На первый взгляд. Я предлагаю вам переписать эти цепочки букв без ошибок.
(ученик называет, другие проверяют) Какое задание вы бы предложили?
Возьмите карандаш и вычеркните те буквы, которые повторяются два раза (один человек работает у интерактивной доски) (проверка)
врглеваер – г,л,а - в,р,е
мягомля –г,о,л -м,я
Перепишите оставшиеся буквы. Можно составить слово?
Что получилось?
Знакомый незнакомец. Почему я так его назвала?
Однажды у глагола брали интервью, и вот что он о себе рассказал:
(у детей листочки с текстом). Когда я буду вам читать, выберите ту информацию, которая вам знакома и поставьте +; о чём бы вам непременно захотелось узнать, поставьте-!
Фамилия, имя___________________________________
1) - Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. Впереди меня только имена существительные.
Знаю | Хочу узнать |
2) - В предложении я являюсь сказуемым.
Знаю | Хочу узнать |
3) -Я называю слово, которое обозначает действие предмета.
Знаю | Хочу узнать |
4) - В предложении меня подчёркивают двумя чертами.
Знаю | Хочу узнать |
5) - Не люблю предлоги.
Знаю | Хочу узнать |
6)-У меня есть число, род, спряжение, наклонение.
Знаю | Хочу узнать |
7) -Имею время: у меня их целых три.
Знаю | Хочу узнать |
8) -Могу времени совсем не иметь.
Знаю | Хочу узнать |
9) -С частицей не меня пишут раздельно.
Знаю | Хочу узнать |
3. Постановка учебной задачи.
Вернёмся к буквам, которые мы записали в тетради. Рядом со словом глагол запишите вычеркнутые буквы по одному разу (время).
А теперь назовите тему урока.
(слайд 4)
Какую цель поставит каждый для себя? Где можем использовать новое знание?
Моя цель: помочь вам её достигнуть и получить от этого удовольствие.
Где пригодится новое знание?
Я держу в руках толковый словарь. В предисловии к нему сказано, что он предназначен для широкого круга читателей, которые интересуются историей русского языка. Давайте посмотрим, как объяснено значение этого слова, (одна пара учеников находит объяснение),(другие в это время высказывают свои мысли).
(слайд 5,6,7)
Мы постараемся составить сегодня таблицу-памятку. Она состоит из 3 столбиков.
У вас есть догадки? Гипотезы? Предположения?(предполагают, что времени у глагола 3)
4. Открытие нового знания.
Послушайте загадку:
Её мудрость не забудешь:
«Тише едешь, дальше будешь»
«Костяна» её рубаха,
Ползёт без страха …….(черепаха)
(слайд 8) Знаете ли вы?
(дети по одному зачитывают сведения)
1.Самая большая – морская кожистая черепаха.
2.Её вес может достигать семисот килограммов.
3. Может нырнуть на глубину более одного километра.
4. Может прожить до 150 лет.
(электронная физминутка «Львёнок и черепаха)
Сегодня мудрая черепаха поможет нам разобраться в том, какие же времена есть у глагола.
Как же мы будем открывать новое знание? А может посмотрим сразу в учебник, прочитаем правило и всё сразу станет понятно? Попробуем самостоятельно?
Для этого я предлагаю вам поработать в группе.
Групповая работа.
Во время работы в группе помните, что вы несёте ответственность не только за себя, но и за всю группу; умейте слушать друг друга, уважать мнение товарищей.
Подчеркните глаголы, задайте вопросы и попробуйте определить , по какому признаку они собраны в столбике. Попробуйте определить когда это происходило, происходит или будет происходить (повесить тексты на доску)
Была я малышкой,
Играла с пустышкой, Прош.время
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Сейчас я живу в небольшом зоопарке. Наст.время
Я в школу бужу по утрам малышей.
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду, Буд.время
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Вывод. Давайте откроем учебник и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод (страница 73)
Мы часто с вами пользуемся памятками. Давайте заполним памятку-таблицу по нашей теме.
Сколько времен у глагола? Какие вопросы-помощники будем использовать для определения времени глагола?
Прош.вр. | Наст.вр. | Буд.вр. |
Что делал? | Что делает? | Что сделает? |
5. Первичное закрепление. Работа в группах. Цель: проверить умение учащихся определять время глагола; отработать практические умения по теме через выполнение заданий творческого характера.
(прослушиваем аудиозагадки; выписываем глаголы; определяем время)
Трек 9-глаголы: прийдёшь, поищешь, найдёшь- Буд.вр.
Трек 15 –подъехал, уступили – прош.вр.
Трек 2 – хожу, живу, грызу - наст.вр.
Трек 17 –колочу – наст.вр.
Трек 6 –люблю, бегаю, прыгаю – наст.вр.
Трек 4 – живу, ношу – наст.вр.
Кубик Блума (одна группа отвечает, из другой группы при помощи кубика задают вопрос для доказательства)
6. Закрепление полученного знания.
Кто очень хорошо понял тему? Кому ещё трудно – пользуйтесь таблицей –помощницей.
(Разноуровневые карточки. Если не останется время на уроке – это будет домашним заданием)
У вас на парте лежат карточки №1 и №2 : №1 –задание не очень сложное, а №2 – потруднее. Определитесь и выберите нужную для себя. Внимательно прочитайте задание и выполните. Кому необходима помощь?
Проверка (ключ на интер.доске). Поставьте себе оценку.
7. Рефлексия. Постановка учебной задачи на следующий урок.
Пришло время подвести итог.
(слайд 9)
Вам сегодня пришлось:
-навострить уши;
- зарубить на носу;
Как называются в русском языке эти фразы? Что они означают? Найдите глаголы и попробуйте определить время. Не получается? Обратиться к интервью глагола в начале урока (времени могу вообще не иметь). Это будет тема нашего урока завтра.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Если у кого-то не всё получилось –НЕ ВЕШАТЬ НОС!
Пустой кубик дети передают друг другу. На ком остановился –отвечает на мой вопрос:
Что нового узнал?
За что бы ты себя похвалил?
Была ли польза от урока?
Что особенно понравилось?
Что-то изменить, чтобы на следующем уроке работали лучше?
(слайд 10)
Дети заполняют таблицу:
Фамилия, имя___________________________________
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен |
7.Теперь я могу……….. | |
8.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
Приложение.
Карточки для домашней работы.
Карточка №1.
Спиши, подчерки глаголы и укажи время.
Тысячи звуков рождаются весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала и тоненько пискнула мышь. На макушке берёзы скоро закукует кукушка. На самой вершине дуба заворкует дикий голубь. На закате солнца страшно ухнет в лесу филин.
Карточка №2.
Напиши небольшой рассказ о том, какой школа была раньше, какая она сейчас и какой она будет через 100лет.
Карточка для заполнения при актуализации знаний в начале урока.
Фамилия, имя___________________________________
1) - Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. Впереди меня только имена существительные.
Знаю | Хочу узнать |
2) - В предложении я являюсь сказуемым.
Знаю | Хочу узнать |
3) -Я называю слово, которое обозначает действие предмета.
Знаю | Хочу узнать |
4) - В предложении меня подчёркивают двумя чертами.
Знаю | Хочу узнать |
5) - Не люблю предлоги.
Знаю | Хочу узнать |
6)-У меня есть число, род, спряжение, наклонение.
Знаю | Хочу узнать |
7) -Имею время: у меня их целых три.
Знаю | Хочу узнать |
8) -Могу времени совсем не иметь.
Знаю | Хочу узнать |
9) -С частицей не меня пишут раздельно.
Знаю | Хочу узнать |
Таблица для составления таблицы-помощницы.
Таблица для заполнения на последнем этапе урока. Рефлексия.
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен |
7.Теперь я могу……….. | |
8.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.
В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....
Открытый урок русского языка по теме "Понятие о временных формах глагола"
Сформировать понятие «время глагола»; развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учеб...
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"
Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...
Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"
Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему: "Правописание частицы НЕ с глаголами"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИЦели деятельности учителя: знакомство с ролью частицы не,’ формирование умения писать частицу не с глаголами раздел...
Конспект к уроку русского языка 2 класс по теме «Единственное и множественное число глаголов»
Этот конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме «Единственное и множественное число глаголов». Он расскрывает такие понятия, как: числа глаголов, единственное число глагола...