Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Понятие о родственных словах

Цели:

  • познакомить с понятием родственные слова;
  • развивать умение   находить родственные слова в тексте;
  • формировать  лингвистические  навыки;
  • развивать речь, пополнять словарный запас.

Оборудование:

  • учебник Русский язык ч. 1 Канакина В.П., Горецкий В.Г.;
  • рабочая тетрадь по русскому языку №1;
  • цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный).

                                                       Ход урока

  1. Организационный момент(проверка готовности обучающихся, их настроя на работу)

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

  1. Минутка чистописания

На доске: енот, сетка, ежиха, пена.

-Прочитайте слова, найдите букву, которая есть во всех этих словах ( буква Е)

-На какие две группы она может разделить данные слова?

                   Сетка, пена ( Е – даёт звук Э)

                   Енот, ежиха ( Е даёт два звука Й Э)

-Определите  последовательность букв в этом ряду

          ера, ерб,  ерв, ер…

(Строчные е и р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)

-Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности  до конца строки.

  1. Словарно-орфографическая работа.

- Внимательно посмотрите на это изображение, мысленно уберите  согласные по твёрдости-мягкости, прочитайте слово, которое получилось.  

                ЖШГЦЧОРЩОЙД

- Какое это слово? (Город)

- Бывают крупные населённые пункты и небольшие. К каким из них относится город?

-В городах есть заводы, фабрики, институты, училища, а также театры, музеи, выставки.

- Теперь, подумайте и скажите, что обозначает слово ГОРОД? (выслушать мнения детей)

- А теперь, давайте обратимся к Толковому словарю

Город – это крупный населённый пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные заведения и культурные учреждения.

- Запишите слово  город  к себе в тетрадь, поставьте ударение.

- Что можете сказать о его написании? (в слове ГОРОД имеются безударная гласная О и парная звонкая согласная Д, проверочное слово ГОРОДА).

- Составьте предложение со словом ГОРОД (комментированное письмо)

-  Я тоже составила два предложения:

          В городе строится большой завод.

          Художник нарисовал городской пейзаж.

- Найдите в этих предложениях сходные по значению слова, которые имеют общую часть (город, городской).

  1. Самоопределение к деятельности.

- Образуйте группу слов, близких по значению со словом  РЫБА

- Назовите, одним словом сочетание:

  • Небольшая мелкая рыбёшка (рыбка)
  • Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)
  • Ловить рыбу (рыбачить)

 

      - Прочитайте вслух записанные слова:

         Рыба, рыбка, рыбак, рыбачить.

      - Сравните и скажите, что в  них общего? (общая часть рыб), подчеркните общую часть.

      - Что вы можете сказать о значении данных слов? (слова близкие по значению, произошли от слова рыба)

      - Ребята, а кого называют родственниками? (тех, кто живёт вместе, одна семья, имеет одну фамилию)

      - Верно, если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в русском языке, слова, которые мы с вами сейчас образовали, называются родственными.

И тема нашего урока: Понятие о родственных словах (открыть тему урока).

На этом уроке мы должны сформировать  понятие о родственных словах, научиться находить их в тексте, а также отличать родственные слова от неродственных.

     - Итак, родственные слова. Подумайте, почему они так называются? Попытайтесь дать определение (слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными)

  1. Физкультминутка.

Мы колени поднимаем

Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть  нужно.

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Зарядка для глаз: Глазки крепко закрываем

                              Дружно до пяти считаем,

                              Раз, два, три, четыре, пять.

                              Открываем, поморгаем и работать продолжаем!

  1. Работа по теме урока.

- Послушайте рассказ:

Идут по лугу гусь,  гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница.

 - О! Здравствуйте! Вы кто?

 - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

            - А я ваша родственница – гусеница.

 - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого здесь можно назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)

- Запишите родственные слова, подчеркните общую часть.

  1. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с. 58, найдите упр. 77, прочитайте текст.

- Чем похожи выделенные слова?

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказывали предположения?

- Назовите два признака родственных слов (общая часть и близкое значение)

- А теперь, давайте составим памятку «Как определить родственные слова?»

  • Находим и подчёркиваем общую часть слов
  • Определяем значение слов
  • Если значение одинаковое, значит это родственные слова.

   

     - Найдите упр. 78, на стр. 59. Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да, есть общая часть и близкое значение). Аналогично разбираются остальные слова.

Задание по выбору:

  • выполните письменное задание;
  • составить и записать 2 предложения, используя родственные слова любого из 3 столбиков.

  1. Рефлексия

 - А теперь поиграем. Игра «Лишнее слово» (работа в парах)

  • Нос, носильщик, носик, носатый.
  • Чайка, чайник, чайный.
  • Лес, лестница, лесничий.
  • Лень, лента, лениться, ленивый.

В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только родственные. Самопроверка.

Самооценка с помощью светофора.

 

  1. Подведение итогов урока.

-Вы сегодня молодцы, хорошо потрудились!

-А что понравилось на уроке?

-Что не понравилось? Почему?

-Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать    родственными?

 Что общего у синонимов и родственных слов? (Общее значение)

Домашнее задание: выполнить упр. 79, стр. 59 или составить и записать текст с родственными словами данного упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"

Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:·        Предме...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...

Русский язык, класс 2. Тема: "Как установить связь слов в предложении?"

На данном уроке учащиеся познакомятся с определением связи слов в предложении и сформируют умение ставить вопрос для выявления связи слов в предложениях....