Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Понятие о родственных словах
Цели:
- познакомить с понятием родственные слова;
- развивать умение находить родственные слова в тексте;
- формировать лингвистические навыки;
- развивать речь, пополнять словарный запас.
Оборудование:
- учебник Русский язык ч. 1 Канакина В.П., Горецкий В.Г.;
- рабочая тетрадь по русскому языку №1;
- цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный).
Ход урока
- Организационный момент(проверка готовности обучающихся, их настроя на работу)
Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
- Минутка чистописания
На доске: енот, сетка, ежиха, пена.
-Прочитайте слова, найдите букву, которая есть во всех этих словах ( буква Е)
-На какие две группы она может разделить данные слова?
Сетка, пена ( Е – даёт звук Э)
Енот, ежиха ( Е даёт два звука Й Э)
-Определите последовательность букв в этом ряду
ера, ерб, ерв, ер…
(Строчные е и р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)
-Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
- Словарно-орфографическая работа.
- Внимательно посмотрите на это изображение, мысленно уберите согласные по твёрдости-мягкости, прочитайте слово, которое получилось.
ЖШГЦЧОРЩОЙД
- Какое это слово? (Город)
- Бывают крупные населённые пункты и небольшие. К каким из них относится город?
-В городах есть заводы, фабрики, институты, училища, а также театры, музеи, выставки.
- Теперь, подумайте и скажите, что обозначает слово ГОРОД? (выслушать мнения детей)
- А теперь, давайте обратимся к Толковому словарю
Город – это крупный населённый пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные заведения и культурные учреждения.
- Запишите слово город к себе в тетрадь, поставьте ударение.
- Что можете сказать о его написании? (в слове ГОРОД имеются безударная гласная О и парная звонкая согласная Д, проверочное слово ГОРОДА).
- Составьте предложение со словом ГОРОД (комментированное письмо)
- Я тоже составила два предложения:
В городе строится большой завод.
Художник нарисовал городской пейзаж.
- Найдите в этих предложениях сходные по значению слова, которые имеют общую часть (город, городской).
- Самоопределение к деятельности.
- Образуйте группу слов, близких по значению со словом РЫБА
- Назовите, одним словом сочетание:
- Небольшая мелкая рыбёшка (рыбка)
- Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)
- Ловить рыбу (рыбачить)
- Прочитайте вслух записанные слова:
Рыба, рыбка, рыбак, рыбачить.
- Сравните и скажите, что в них общего? (общая часть рыб), подчеркните общую часть.
- Что вы можете сказать о значении данных слов? (слова близкие по значению, произошли от слова рыба)
- Ребята, а кого называют родственниками? (тех, кто живёт вместе, одна семья, имеет одну фамилию)
- Верно, если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в русском языке, слова, которые мы с вами сейчас образовали, называются родственными.
И тема нашего урока: Понятие о родственных словах (открыть тему урока).
На этом уроке мы должны сформировать понятие о родственных словах, научиться находить их в тексте, а также отличать родственные слова от неродственных.
- Итак, родственные слова. Подумайте, почему они так называются? Попытайтесь дать определение (слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными)
- Физкультминутка.
Мы колени поднимаем
Шаг на месте выполняем.
Выше ноги! Стой раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно.
Скачем выше, скачем дружно!
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
Зарядка для глаз: Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем,
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем и работать продолжаем!
- Работа по теме урока.
- Послушайте рассказ:
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша родственница – гусеница.
- Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
- Кого здесь можно назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)
- Запишите родственные слова, подчеркните общую часть.
- Работа по учебнику.
- Откройте учебники на с. 58, найдите упр. 77, прочитайте текст.
- Чем похожи выделенные слова?
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказывали предположения?
- Назовите два признака родственных слов (общая часть и близкое значение)
- А теперь, давайте составим памятку «Как определить родственные слова?»
- Находим и подчёркиваем общую часть слов
- Определяем значение слов
- Если значение одинаковое, значит это родственные слова.
- Найдите упр. 78, на стр. 59. Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да, есть общая часть и близкое значение). Аналогично разбираются остальные слова.
Задание по выбору:
- выполните письменное задание;
- составить и записать 2 предложения, используя родственные слова любого из 3 столбиков.
- Рефлексия
- А теперь поиграем. Игра «Лишнее слово» (работа в парах)
- Нос, носильщик, носик, носатый.
- Чайка, чайник, чайный.
- Лес, лестница, лесничий.
- Лень, лента, лениться, ленивый.
В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только родственные. Самопроверка.
Самооценка с помощью светофора.
- Подведение итогов урока.
-Вы сегодня молодцы, хорошо потрудились!
-А что понравилось на уроке?
-Что не понравилось? Почему?
-Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?
Что общего у синонимов и родственных слов? (Общее значение)
Домашнее задание: выполнить упр. 79, стр. 59 или составить и записать текст с родственными словами данного упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"
Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:· Предме...
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.
Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...
Русский язык, класс 2. Тема: "Как установить связь слов в предложении?"
На данном уроке учащиеся познакомятся с определением связи слов в предложении и сформируют умение ставить вопрос для выявления связи слов в предложениях....