Урок и презентация "Приключения на острове Чунга-Чанга" (Правописание слов с слияниями ЧА и ЧУ)
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Ефимова Анна Валерьевна

В презентации представлен материал в игровой форме для знакомства с трудными сочетаниями ЧА и ЧУ; формирования четких представлений о том, что звук [ч,] всегда мягкий и не требует обозначения мягкости, формирования умения распознавать эти сочетания в словах, расширения представлений о несоответствии написания и произношения, формирования навыка письма.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Priklyucheniya_na_ostrove_Chunga-Changa_2.zip2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по обучению грамоте «Приключения на острове Чунга-Чанга»

(Правописание слов с слияниями «ЧА» и «ЧУ»).

Цели  урока: знакомство с трудными сочетаниями; формирование четких представлений о том, что звук [ч,] всегда мягкий и не требует обозначения мягкости, формирование умения распознавать эти сочетания в словах, развивать память, расширять представления о несоответствии написания и произношения, формирование навыка письма, развитие культуры речи, развитие навыка организации работы.

Оборудование: учебник «Русская азбука» (В.Г.Горецкий и др.), таблица, иллюстрация к уроку, презентация «Приключения на острове Чунга-Чанга».

Литература:  Г.В.Александрова Занимательный Русский язык (серия «Нескучный учебник»)» – «Тригон», СПб – 1998 г.;

О.И.Дмитриева, О.В.Казакова «Поурочные разработки по русскому языку –

1 класс» – «ВАКО», М. – 2008 г.

  1. Организационный момент – 2 мин.

  1. Подготовительный этап – 3 мин.

Сегодня необычный урок. Мы отправляемся в увлекательное путешествие на остров с необычным названием Чунга-Чанга (слайд № 1). Садимся на катерок и отправляемся в путь (слайд № 2). Давайте поможем нашему катеру добраться благополучно до берега, обойти все мели.

Чистописание: Ч  ч  Ч  ч  Ч  ч  Ч  ч  Ч  ч

А вот и замечательный остров Чунга-Чанга.

  1. Объяснение нового материала – 7 мин.

Жители острова Чунга-Чанга любят и уважают букву «Ч» (слайд № 3).

Но однажды буква Ч решила поиграть в прятки с буквами А, Я, У и Ю. Ей и выпало водить, а остальные буквы побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Буква Ч во все щели заглянула, нашла буквы А и У, буквы Я и Ю не смогла найти (слайд № 4). Искала-искала до самого вечера, устала и проголодалась. Решила вернуться домой и видит в соседнем домике сидят гласные буквы Я и Ю, смеются, телевизор смотрят, чай пьют со сладостями. Обиделась буква Ч и с тех пор не дружит с буквами Я и Ю.

Так бывает в сказке, а мы должны запомнить, что звук [ч,] – мягкий и мечтает стать «потверже» и дружит с буквами А и У (слайд № 5).

Дети читают  наизусть:

Мы все пишем «ча-ча-ча»:

Чаща, туча, саранча,

Дача, куча и свеча,

Чайник, чай и каланча.

Мы запомним навсегда:

Пишем только с буквой «а».

Я грамотно писать хочу.

Слова на «чу» учу, учу;

Чулок, и чудо, и чугун,

Чумазый, чучело, ворчун.

Я не кричу и не ворчу.

Всех их пишу я с буквой «у».

Письмо  предложений (слайд № 6):

Чунга-Чанга! Чудо-остров!

Жить на нём легко и просто!

  1. Физкультминутка – 3 мин.

  1. Закрепление  пройденного материала – 15 мин.

Слияния «ча» и «чу» - коварные, они будут ставить вам ловушки, но мы их успешно преодолеем (слайд № 8).

  1. Вставьте пропущенные буквы и запишите слова (слайд № 9):

    ЧУБ                        ЧАС

    ЧУДО                ЧАЩА

        ЧУЛОК                ЧАШКА

        ЧУДАКИ                ЧАЙНИК

  1. Впишите слова в кроссворд (слайд № 10):

1           2                  3                                                                                               

                  4                       5     

 

1

Ч

2

Ч

У

3

А

Ч

Ч

4

С

В

Е

Ч

А

Ы

Л

Й

О

Н

И

5

Ч

А

Ш

К

А

        

  1. Задача – шутка: объяснить написание слов со слиянием «ча» (слайд № 11)

    Подогрела ч…йка ч…йник,

    Пригласила восемь ч…ек:

     – Приходите все на ч…й!

    Сколько ч…ек, отвеч…й?

  1. Подведение итогов урока.
  1. Что понравилось?
  2. Что запомнили?
  3. Что получилось, а что – нет? (слайд № 12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова.

Открытый урок учителя начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувиловой Татьяны Анатольевны (16.03.2017). 1.     Тема урока: Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова....

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении.  Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....