Конспект урока по теме: «Знакомство с буквой Ъ. Запись слов с разделительным Ъ. Его значение и роль в словах»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
разработка урока по русскому языку в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
«Знакомство с буквой Ъ. Запись слов с разделительным Ъ. Его значение и роль в словах»
Цели:
Познакомить с новой буквой Ъ; её особенностями; научить читать слова с Ъ; учить писать слова с Ъ; раскрыть звуковое значение букв, стоящих после Ъ; совершенствовать умение составлять и решать задачи.
Развивать устную речь, мышление, навыки чтения и решения задач.
Формировать нравственные понятия «добро-зло», воспитывать любовь и доброе отношение к животным.
Творческое задание:
Проиллюстрировать рассказ «Томка» по Е. Чарушину. Тип урока:
Изучение нового материала. Формы работы:
Фронтальная, индивидуальная. Методы обучения:
Словесный (объяснение, беседа), наглядный (иллюстрация, алгоритм), наблюдение, практический.
Методы усвоения:
Частично-поисковый, упражнения. Ход урока:
I. Организационный момент
Цель: настроить учащихся на работу.
II. Объяснение нового материала.
Урок начинается с частично-поисковой игры «Проделки Буквоешки». Учитель: - Ребята, тема сегодняшнего урока... (поворачивается к доске, чтобы объявить тему, но буква Ъ везде закрыта, а на доске конверт с алгоритмом действия). - Ребята, что это?
Ученики: - Письмо!
Учитель читает текст письма: «Дорогие ребята, из 1-«А» класса. Спасите меня, пожалуйста! Меня заколдовал Буквоешка. Если вы выполните правильно все задания, то узнаете, что я за буква. Отправляйтесь в путь по стрелочке. Ваша незнакомка»
Учитель высаживает на парту Буквоешку (игрушка) и мотивирует детей отправиться в путь. Дети вместе с учителем работает по следующему алгоритму:
№ 1 Работа по ленте букв («Страна Читалия»)
Цель: повторить знания об особенностях гласных и согласных букв, буквы Ь.
Учитель добивается правильных, полных ответов умения правильно называть буквы и звуки, а также проводит повторение материала по теме: «буква Ь».
Учитель: - Молодцы, ребята, теперь отправляемся дальше по стрелке (к № 2)
№2 Чтение шуточных стихотворений про букву Ъ.
Цель: развитие навыков чтения и наглядно-образного знакомства с буквой Ъ.
На доске напечатаны стихи, а ученики выходят к доске и читают их. После прочтения вывешивается картинка:
• Из ведра не просто так нам воды напиться
Нужен ковшик - твёрдый знак,
Чтобы не облиться. (Вывешивается рисунок ковшика)
• Дверь закрылась! Ай-яй-яй!
Вот он ключик. Открывай! (Вывешивается рисунок с ключиком, которым ученик «открывает» сундук, где спрятал Буквоешка букву Ъ)
Дифференцированная работа: хорошо читающий ученик получает карточку и читает о букве Ъ. «Достаём» из сундука букву Ъ.
Учитель: - Ах, вот что это за незнакомка, которую мы сегодня, ребята, спасли от Буквоешки. Дети самостоятельно выводят и называют тему урока, а учитель формулирует цели и задачи урока.
Физкулътминутка.
III. Работа по учебнику.
Цель: познакомить с особенностями Ъ, развитие навыков чтения, а также продолжить работу по формированию навыков выкладывать звуковые модели предложенных слов.
• Чтение стихотворения; беседа, выяснение особенностей буквы Ъ. На доске вывешивается 2 карточки со словами сел и съел, а также схема слова - зел. зел. кр. синий. Учащимся предлагается определить к какому слову относится эта схема. (К слову съел). Чтобы облегчить работу учащихся, учитель предлагает выложить схему слова сел у себя на парте, с помощью заранее подготовленных фишек. В результате этой работы ученики видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Учитель сообщает детям, что ещё один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчётливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.
• Чтение слов парами с Ъ. Учащиеся сравнивают звуковой состав слов, которые пишутся с Ъ и без него. На наборном полотне выставляется звуковая схема - зел. кр. син. кр. син. и предлагается задание найти слово (из учебника) к этой схеме. Цель: повторение знаний о написании йотированных гласных. Физкультминутка (массаж пальчиков).
IV. Работа в тетради «Грамота» №3.
Учитель: ребята, рассмотрите печатную и письменную букву Ъ и скажите, допущена ли здесь ошибка - не написана заглавная буква Ъ (нет, ошибки здесь нет, в русском языке нет заглавной буквы Ъ, так как нет слов, которые начинаются с этой буквы, и поэтому она не может оказаться в начале предложения).
Рассмотреть печатную и письменную букву Ъ, назвать букву, на которую похожа печатная буква Ъ, рассказать, чем эти буквы различаются; назвать буквы, на которые похожи письменная буква Ъ, рассказать, чем эти буквы различаются;
Прописать печатную букву Ъ.
Учитель постоянно напоминает детям о правильной посадке при письме, о положении тетради на парте, следит, правильно ли дети держат ручку.
Прописать на следующей строке письменную букву Ъ;
Продолжить ряд слов, дописав слова, подъехал, объехал, въехал. Составить с этими словами предложения.
Продолжить ряд слов, дописав слова, отъезд, объезд, составить к этим словам звуковую схему.
На свободной строке выписать из учебника слова с Ъ, поставить в этих словах ударение.
Дифференцированная работа: сильные ученики, после выполнения упражнений в тетради, получают задания прочитать рассказ «Томка» по Е. Чарушину в учебнике, а слабо читающие дети слушают дома рассказ, прочитанный родителями.
Творческое задание: проиллюстрировать прочитанный рассказ.
V. Составление и решение задач по рисунку на все действия (в учебнике).
Учащиеся рассматривают рисунок к заданию; рассказывают, как можно узнать, сколько мечей на рисунке.
Составляют задачу по рисунку, которая бы решалась сложением; записывают решение на доске; проверяют, верно, ли составлено решение. На наборном полотне выставляется как решение, так и условие задачи, ученики, которые придумали интересные и правильные задачи, отмечаются учителем (или игровым элементом) фишками «Успех».
• Учитель предлагает ребятам составить по одной задаче к каждому
действию), каждая задача проверяется на доске.
Дифференцированная работа: учитель предлагает попробовать придумать другие задачи и составить их решения с помощью кассы цифр.
Итог урока: учитель задаёт вопрос «Что понравилось вам на уроке? Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?» (Познакомились с буквой Ъ, научились писать букву Ъ, научились писать слова с Ъ, формировали читательский навык, закрепили умение составлять и решать задачи по рисунку.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".
План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...
конспект урока обучения грамоте " Знакомство с буквой Р,р".
организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»...
Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)
Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой. Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....
Конспект урока литературного чтения "Знакомство с буквой Ф,ф"
Разработка урока...
Конспект урока обучения грамоте: Знакомство с буквой «Щ, щ»
Урок обучения грамоте.УМК «Начальная школа 21 века»Тема урока: Знакомство с буквой «Щ, щ»Цель урока: познакомить детей с буквой Щ, щ; отрабатывать умения выполнять звукобуквенн...
Конспект урока на тему "Знакомство со звуком-буквой Ш"
Конспект открытого урока литературного чтения в период обучения грамоте на тему "Знакомство со звуком-буквой Ш"....