Конспект урока по теме: «Знакомство с буквой Ъ. Запись слов с разделительным Ъ. Его значение и роль в словах»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Маляренко Наталья Ивановна

разработка урока по русскому языку в 1  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

«Знакомство с буквой Ъ. Запись слов с разделительным Ъ. Его значение и роль в словах»

Цели:

Познакомить с новой буквой Ъ; её особенностями; научить читать слова с Ъ; учить писать слова с Ъ; раскрыть звуковое значение букв, стоящих после Ъ; совершенствовать умение составлять и решать задачи.

Развивать устную речь, мышление, навыки чтения и решения задач.

Формировать нравственные понятия «добро-зло», воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

Творческое задание:

Проиллюстрировать рассказ «Томка» по Е. Чарушину. Тип урока:

Изучение нового материала. Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная. Методы обучения:

Словесный (объяснение, беседа), наглядный (иллюстрация, алгоритм), наблюдение, практический.

Методы усвоения:

Частично-поисковый, упражнения. Ход урока:

I. Организационный момент

Цель: настроить учащихся на работу.

II. Объяснение нового материала.

Урок начинается с частично-поисковой игры «Проделки Буквоешки». Учитель: - Ребята, тема сегодняшнего урока... (поворачивается к доске, чтобы объявить тему, но буква Ъ везде закрыта, а на доске конверт с алгоритмом действия). - Ребята, что это?      

Ученики: - Письмо!

Учитель читает текст письма: «Дорогие ребята, из 1-«А» класса. Спасите меня, пожалуйста! Меня заколдовал Буквоешка. Если вы выполните правильно все задания, то узнаете, что я за буква. Отправляйтесь в путь по стрелочке. Ваша незнакомка»

Учитель высаживает на парту Буквоешку (игрушка) и мотивирует детей отправиться в путь. Дети вместе с учителем работает по следующему алгоритму:

№ 1 Работа по ленте букв («Страна Читалия»)

Цель: повторить знания об особенностях гласных и согласных букв, буквы Ь.

Учитель добивается правильных, полных ответов умения правильно называть буквы и звуки, а также проводит повторение материала по теме: «буква Ь».

Учитель: - Молодцы, ребята, теперь отправляемся дальше по стрелке (к № 2)

№2 Чтение шуточных стихотворений про букву Ъ.

Цель: развитие навыков чтения и наглядно-образного знакомства с буквой Ъ.

На доске напечатаны стихи, а ученики выходят к доске и читают их. После прочтения вывешивается картинка:

•        Из ведра не просто так нам воды напиться
Нужен ковшик - твёрдый знак,

Чтобы не облиться. (Вывешивается рисунок ковшика)

•        Дверь закрылась! Ай-яй-яй!

Вот он ключик. Открывай! (Вывешивается рисунок с ключиком, которым ученик «открывает» сундук, где спрятал Буквоешка букву Ъ)

Дифференцированная работа: хорошо читающий ученик получает карточку и читает о букве Ъ. «Достаём» из сундука букву Ъ.

Учитель: - Ах, вот что это за незнакомка, которую мы сегодня, ребята, спасли от Буквоешки. Дети самостоятельно выводят и называют тему урока, а учитель формулирует цели и задачи урока.

Физкулътминутка.

III. Работа по учебнику.

Цель: познакомить с особенностями Ъ, развитие навыков чтения, а также продолжить работу по формированию навыков выкладывать звуковые модели предложенных слов.

• Чтение стихотворения; беседа, выяснение особенностей буквы Ъ. На доске вывешивается 2 карточки со словами сел и съел, а также схема слова - зел. зел. кр. синий. Учащимся предлагается определить к какому слову относится эта схема. (К слову съел). Чтобы облегчить работу учащихся, учитель предлагает выложить схему слова сел у себя на парте, с помощью заранее подготовленных фишек. В результате этой работы ученики видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Учитель сообщает детям, что ещё один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчётливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

•        Чтение слов парами с Ъ. Учащиеся сравнивают звуковой состав слов, которые пишутся с Ъ и без него. На наборном полотне выставляется звуковая схема - зел. кр. син. кр. син. и предлагается задание найти слово (из учебника) к этой схеме. Цель: повторение знаний о написании йотированных гласных. Физкультминутка (массаж пальчиков).

IV. Работа в тетради «Грамота» №3.

Учитель: ребята, рассмотрите печатную и письменную букву Ъ и скажите, допущена ли здесь ошибка - не написана заглавная буква Ъ (нет, ошибки здесь нет, в русском языке нет заглавной буквы Ъ, так как нет слов, которые начинаются с этой буквы, и поэтому она не может оказаться в начале предложения).

Рассмотреть печатную и письменную букву Ъ, назвать букву, на которую похожа печатная буква Ъ, рассказать, чем эти буквы различаются; назвать буквы, на которые похожи письменная буква Ъ, рассказать, чем эти буквы различаются;

Прописать печатную букву Ъ.

Учитель постоянно напоминает детям о правильной посадке при письме, о положении тетради на парте, следит, правильно ли дети держат ручку.

Прописать на следующей строке письменную букву Ъ;

Продолжить ряд слов, дописав слова, подъехал, объехал, въехал. Составить с этими словами предложения.

Продолжить ряд слов, дописав слова, отъезд, объезд, составить к этим словам звуковую схему.

На свободной строке выписать из учебника слова с Ъ, поставить в этих словах ударение.

Дифференцированная работа: сильные ученики, после выполнения упражнений в тетради, получают задания прочитать рассказ «Томка» по Е. Чарушину в учебнике, а слабо читающие дети слушают дома рассказ, прочитанный родителями.

Творческое задание: проиллюстрировать прочитанный рассказ.

V. Составление и решение задач по рисунку на все действия (в учебнике).

Учащиеся рассматривают рисунок к заданию; рассказывают, как можно узнать, сколько мечей на рисунке.

Составляют задачу по рисунку, которая бы решалась сложением; записывают решение на доске; проверяют, верно, ли составлено решение. На наборном полотне выставляется как решение, так и условие задачи, ученики, которые придумали интересные и правильные задачи, отмечаются учителем (или игровым элементом) фишками «Успех».

•   Учитель предлагает ребятам составить по одной задаче к каждому

действию), каждая задача проверяется на доске.

Дифференцированная работа: учитель предлагает попробовать придумать другие задачи и составить их решения с помощью кассы цифр.

Итог урока: учитель задаёт вопрос «Что понравилось вам на уроке? Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?» (Познакомились с буквой Ъ, научились писать букву Ъ, научились писать слова с Ъ, формировали читательский навык, закрепили умение составлять и решать задачи по рисунку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".

План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...

конспект урока обучения грамоте " Знакомство с буквой Р,р".

организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»...

Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)

Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....

Конспект урока обучения грамоте: Знакомство с буквой «Щ, щ»

Урок обучения грамоте.УМК «Начальная школа 21 века»Тема урока: Знакомство с буквой «Щ, щ»Цель урока: познакомить детей с буквой Щ, щ; отрабатывать умения выполнять звукобуквенн...

Конспект урока на тему "Знакомство со звуком-буквой Ш"

Конспект открытого урока литературного чтения в период обучения грамоте на тему "Знакомство со звуком-буквой Ш"....