Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении.  Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3. Роль слова в устном речевом общении.

Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Задачи: расширить представление о слове с точки зрения нравственного смысла; обогащать словарный запас; развивать творческие способности; формулировать потребность в добром отношении к окружающим.

Формируемые УУД: использовать в речи «вежливые» слова; строить высказывания по заданной теме; понимать и регулировать свое настроение; размышлять над заданными вопросами; управлять внутренним вниманием; работать в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Эмоционально – волевая регуляция

Упражнение «Бывает – не бывает» (Учитель читает высказывания. Если такое бывает, надо хлопнуть в ладоши, если нет – руки лежат на столе. Последняя фраза учителя ключевая. Она дает эмоциональный настрой на успешную работу на уроке).

  • Папа ушел на работу
  • Поезд летит по небу
  • Кошка хочет молока
  • Дом пошел гулять
  • Девочка рисует дом
  • На березе выросли шишки
  • Ветер качает деревья
  • Ночью светит солнце
  • Кошка бежит за мышкой
  • Я люблю учиться.

Мне очень приятно, что вы любите учиться. Тогда приступим к работе, ведь учеба – это труд.

  1. Развитие речевого аппарата
  1. Артикуляционная разминка – языком провести по верхним зубам вправо, влево, затем по нижним – вправо, влево.
  2. Дыхательная гимнастика – спокойное дыхание, на вдохе поднять плечи, на выдохе – опустить.
  3. Работа над дикцией – от топота копыт пыль по полю летит.
  1. Мотивационно – целевой этап

- Как вы считаете, какой вопрос могут задать друг другу близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты встречи?

- Как бы вы ответили на вопрос: какое у тебя настроение?

- попытайтесь раскрыть секрет, тайну слова настроение. Что это такое?

Настроение – это внутренне душевное состояние, состояние духа. Оно бывает разным.

На уроках мы с вами будем общаться друг с другом. При этом вы будете выступать то в роли слушающих, то в роли говорящих. Поэтому давайте договоримся не перебивать друг друга, уважать и научимся внимательно слушать собеседников.

- кто такой со – беседник?

Настроение, говорящий, слушающий, собеседник, общение – все это слова. Наш родной русский язык – это язык разных слов: больших и маленьких, веселых и грустных, добрых и злых. Слово может быть добрым другом и злым, жестоким врагом. Словом можно излечить и ранить. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Узнать смысл слов можно, заглянув в толковый словарь.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О словах и их роли в общении между людьми).

5. Физкультминутка

6. Работа по теме урока

 - Рассмотрите рисунки на с. 10 «Азбуки». Что случилось с мальчиками? (Они поссорились).

- Как это начиналось? (Учащиеся под руководством учителем последовательно составляют предложения по рисункам, дают мальчикам имена).

- А можно было этим мальчикам не ссориться?

- Как бы поступил в похожем случае каждый из вас?

- Что же послужило причиной ссоры мальчиков? (Грубое слово, сердитый взгляд, нетерпимость).

- Что изменилось теперь? (У мальчиков стало плохое настроение).

- Придумайте пожелание, совет мальчикам, чтобы в будущем они по-другому решали возникшие проблемы. (Работа в парах. Далее учитель читает стихотворение на с. 11).

- Почему мяч не ловится? (одному в мяч играть неинтересно)

- Почему книжка не читается? (Настроение стало плохое).

- Какое настроение создает дождик? (грустное)

Повторное чтение стихотворения.

7. Физкультминутка

8. Продолжение работы по теме урока

- Что вы видите на картинках внизу на с. 10 (Грибы)

- Какой из грибов лишний и почему?

- Кто из  вас знает, что такое пословица?

Пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом. (Учитель читает пословицы на с. 11)

- Какая пословица подойдет к первой и ко второй картинке?

- Какой вывод мы можем сделать для себя? (Доброе слово утешает, греет. Сказочное вовремя доброе слово успокаивает человека).

9. Рефлексивно – оценочный этап

- Оцените свою работу на уроке.

- Кому нужна помощь учителя?

10.Подведение итогов урока

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какие выводы вы для себя сделали?

- Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...

Конспект урока в 1 классе по Русскому языку - «Речевой этикет: слова приветствия, прощения, извинения»

Создание условий для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.Планируемые достижения:...

Урок "Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложение: восклицательный знак в конце предложения"

Разработка  урока русского языка.Тема урока: «Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений ».1   класс....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»

Данная  технологическая карта  урока русского языка  1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана  к учебнику УМК «Началь...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения"....