Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый урок учителя начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувиловой Татьяны Анатольевны (16.03.2017). 1. Тема урока: Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.rar | 2.97 МБ |
prilozhenie_no3_k_uroku.rar | 80.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок учителя начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувиловой Татьяны Анатольевны (16.03.2017)
Дидактическое обоснование
- Учебник «Русский язык», 2 класс, автор Н.А. Чуракова.
- Тема урока: Образование слов путём слияния двух основ. Сложные слова.
- Дидактическая цель: познакомить детей с образованием сложных слов с помощью сложения (слияния) двух основ и соединительной гласной.
- Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
- Задачи урока:
Образовательные: познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных); расширять знания о составе слова; формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе; продолжить формирование учебно-информационных умений учащихся, умения выражать «открытое знание» в виде творческого продукта (схемы).
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитательные: формировать умения учащихся работать индивидуально, в парах; формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос); воспитывать интерес к языку, слову.
- Планируемые результаты:
личностный результат
- способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
- формирование желания выполнять учебные действия,
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;
предметный результат
- познакомиться с понятием «сложные слова»,
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся,
- научиться составлять и правильно писать слова с двумя корнями с помощью соединительных гласных О и Е, используя алгоритм;
- умение находить сложные слова;
метапредметный результат
-формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- высказывать своё предположение;
-формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
- слушать и понимать речь других,
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
- формирование познавательных универсальных учебных действий:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на уроке.
- Методы обучения: проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный.
- Формы организации деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
- Средства обучения: учебники по русскому языку часть № 2 и № 3, проектор, компьютер, презентация, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал для конструирования «сложных» слов в паре, карточки для самостоятельной работы и взаимопроверке по образцу, светофорики для самооценки.
Технологическая карта урока «открытия» новых знаний (усвоения и первичного закрепления новых знаний)
№ п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия*** |
1 | Организация начала урока. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Рассказать секреты слова | мотивация (самоопределения) к учебной деятельности Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(Коммуникативные УУД). Целеполагание (Регулятивные УУД). Самоопределение (Личностные УУД). | |
2 | Актуализация знаний | Слайд № 2 - Откройте тетради (правила при письме). Запишите в рабочие тетради, число, классная работа. Слайд № 3 Минутка чистописания. - Напишите, чередуя строчные буквы о и е на следующей строке. | Дети записывают, число, классная работа. Обучающиеся прописывают строчные гласные буквы О и Е. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
3 | Этап выявления места и причины затруднения. Подготовка учащихся к усвоению. | - И так, ребята. Опираясь на знания, которые у нас есть, выполним задание «Найди лишнее». Слайд № 4 На доске: Вода, водица, снегопад, водяной, подводный. (Слова на полосках- листочках). - Какие слова называются однокоренные? - В 1-ый столбик однокоренные слова (Знаю). А во 2-ой столбик не однокоренные (Не знаю). - Это слова однокоренные, а эти не однокоренные. -Что в них особенного? -А в слове снегопад ?нет общего корня. (Есть трудность, есть проблема, надо решить эту проблему) - Если слово разложить. Что мы получим? Слайд № 5 - Как же можно назвать эти слова? Выскажите свои гипотезы ( предположения). Слайд № 6 - Слова, образованные путём слияния (сложения как в математике) двух основ разных слов, называются сложными. | - Один корень, одно значение. - Однокоренные слова. - Нет общего корня. - Два корня, две основы разных слов. - В слове два корня. - Сложными словами. | Регулятивные УУД: 1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2.формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. формируем умение прогнозировать. |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Изучение нового материала. | - Назовите тему нашего урока? Слайд № 7 -Сформулируйте цель урока. Слайд № 8 Слайд № 9 - Откройте учебник часть № 3 на с. 91. Слайд № 10 - Как из двух слов ЛЕС и ПАРК можно образовать новое слово? – спросила Волшебница. - Как называется участок ЛЕСА, который используется как ПАРК? – уточнила Анишит Йокоповна. - Лесопарк! Он называется лесопарком! – обрадовалась Маша и Миша. - Догадываетесь, из каких частей они образовались? А как соединились эти части? - Давайте понаблюдаем как образовано это слово. Слайд № 11 - Слова ЛЕС и ПАРК сначала лишаются своих окончаний: Слайд № 12 - Получились две ОСНОВЫ РАЗНЫХ СЛОВ. Слайд № 13 - Потом этим основам понадобилась буква СОЕДИНИТЕЛЬНОГО гласного – буква О. Слайд № 14 - Запишите словообразование в тетрадь. Слайд № 15 | - Сложные слова. - Научиться писать, отличать сложные слова, выделять корни в сложных словах. Ученики выполняют инструкцию учителя. Обучающиеся записывают схему образования сложного слова ЛЕСОПАРК в рабочую тетрадь. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5 | Этап реализации построенного проекта. Первичная проверка усвоения знаний. | Электронная физминутка для глаз. Слайд № 16 Гимнастика для глаз «Филин» - Закройте глаза на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль, не моргать. Слайд № 18 - Ребята, у вас на парте конверты с заданиями для 1-го и 2-го вариантов. - Сложные слова рассыпались на разные основы слов, а буквы соединительных гласных потеряли свою силу. - Образуйте сложные слова из разрезных карточек основ разных слов с буквами соединительных гласных О и Е. - Выполните работу в парах. Слайд № 18 - При помощи чего соединяются основы в сложных словах? Слайд № 19 - Какова роль сложных слов в речи? Динамичная пауза. -Все встаём. Нашу разминку проводим так: если я называю сложное слово – вы хлопаете два раза, если слово с одним корнем – один раз. Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход, утюг, пылесос, машина, самовар, пароварка. | Выполняют гимнастику для глаз «Филин». Обучающиеся образуют сложные слова из разных карточек. - Основы в сложных словах соединяются буквами соединительных гласных О и Е . - Сложные слова используют для краткости слов в речи. Обучающиеся во время динамической паузы хлопают один раз в ладоши, если слышат слово с одним корнем. Два раза – если сложное слово. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Первичное закрепление знаний. | - Откройте тетрадь на печатной основе на с. 45. - Прочитайте инструкцию к № 59. -Расскажите, что нужно сделать. - Назовите сложные слова из текста стихотворения. | Обучающиеся выполняют инструкцию учителя. -Выписать сложные слова. Подчеркнуть буквы соединительных гласных. - Гололёд, косолапый, лежебока, водомерка, толстопятые, сыроежки. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Контроль и самопроверка знаний. | - Достаньте из индивидуальных конвертов карточку для самостоятельной работы. Подпишите и выполните её. - После выполнения поменяйтесь карточками с соседом по парте и выполните проверку по образцу на слайде. Напишите фамилию и имя проверяющего. Оцените работу. Слайд № 20 | Обучающиеся выполняют самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой по эталону. | Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. Информация о домашнем задании. | - Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Слайд № 21 - Образовать три сложных слова и составить с ними предложения. Задание по выбору. - Сочините сказку о сложных словах. | Записывают домашнее задание в дневники. | |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока. | - Как вы считаете, мы достигли наших целей? Слайд № 22 - Закройте глаза на минутку и вспомните, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали. Слайд № 23 Слайд № 24 Слайд № 25 - Проанализируйте и оцените свою работу с помощью светофорика у вас в индивидуальных конвертах. - Зелёный кружок – Я справился! - Жёлтый кружок – Я сомневаюсь. - Красный кружок – Я не понял. - Сегодня на уроке вы потрясающе поработали! Самыми активными были … -Я благодарю вас за работу на уроке. - Кстати, чем интересно слово «благодарю»? (дарю благо, дарю добро.) Когда ты благодаришь человека, ты даришь добро. Слайд № 26 - Чаще дарите добро людям, благодарите их, и это добро к тебе вернётся. Урок окончен! Слайд № 27 - Спасибо за урок! | - Выполняют инструкцию учителя. Дети оценивают свою работу на уроке с помощью светофорика. - Спасибо за урок! | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Предварительный просмотр:
Карточка по теме «Сложные слова»
Ф.И. _______________________________
Составь и запиши из двух слов сложные слова
с соединительной гласной.
Ходит пешком - ___________________________.
Сам летит - _______________________________.
На носу рог - ______________________________.
Лес рубит - ________________________________.
Проверил (а) _____________________. Оценка: ____
Карточка по теме «Сложные слова»
Ф.И. _______________________________
Составь и запиши из двух слов сложные слова
с соединительной гласной.
Ходит пешком - ___________________________.
Сам летит - _______________________________.
На носу рог - ______________________________.
Лес рубит - ________________________________.
Проверил (а) _____________________. Оценка: ____
Карточка по теме «Сложные слова»
Ф.И. _______________________________
Составь и запиши из двух слов сложные слова
с соединительной гласной.
Ходит пешком - ___________________________.
Сам летит - _______________________________.
На носу рог - ______________________________.
Лес рубит - ________________________________.
Проверил (а) _____________________. Оценка: ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку для 2 класса ПНШ Тема“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»...
Сложение двух основ. Сложные слова. Русский язык. 3 класс. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Урок русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Сложение двух основ. Сложные слова. 3 класс....
Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»
Урок – игра "Счастливый случай". Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание сложных слов ....
Урок русского языка 3 класс (Зеленина) Слова, состоящие из двух основ. Игра «Счастливый случай»
Урок – игра "Счастливый случай". Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание сложных слов ....
Презентация Слова, состоящие из двух основ 3 класс
Развивать творческую активность, орфографическую зоркость; память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, фонематический слух. Обогатить словарный запас учащихся....
Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....
Учебно-методическая разработка урока по русскому языку "Образование сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной."
Презентация знакомит детей с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной. Представлены практические задания....
- Мне нравится (1)