урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, закрепляются навыки правописания окончаний прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_znaniy_ob_imeni_prilagatelnom.doc | 625.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
4 класс
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи, развивать умение устанавливать связь имён прилагательных с именем существительным, определять род, число, падеж прилагательного, закрепить навыки правописания окончаний прилагательных; развивать речь, внимание, память, орфографическую зоркость, фонематический слух; воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.
Ход урока.
Орг. момент (психологический настрой).
Повторение изученного материала.
А) Отгадайте загадку: (слайд 1)
Серебристой бахромой на ветвях висит зимой.
А весною на весу превращается в росу.
(иней)
-Что такое иней? (Иней – тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности).
- А с точки зрения русского языка, что можете сказать о слове иней?
(Назвать грамматические категории)
-Назвать согласные звуки в слове иней ( [н'], [й']) . Что общего они имеют? Чем отличаются? Дать характеристику [й']. Какой буквой обозначается на письме?
Б) Минутка чистописания.
На доске: (слайд 2)
й // й// ин.й
ая яя и й ый ое ее ые ие
В) Работа со скороговоркой:
На доске: (слайд 3)
Иней лёг на ветви ели.
Иглы за ночь побелели.
- Найти в скороговорке слова, в которых несоответствие количества
звуков и букв. Запись в транскрипции.
- Почему выписали эти слова? Привести свои примеры слов,
аналогичных данным.
- На какие орфограммы встретились слова в скороговорке?
Г) Письмо скороговорки по памяти. Взаимоконтроль.
- В одном из предложений подчеркнуть главные члены предложения,
указать части речи (по выбору учащихся).
Проверка:
- Назвать главные члены предложения в первом предложении, во втором предложении.
- Назвать существительные, глаголы, прилагательные.
- Можно ли распространить предложения скороговорки?
- Распространите предложения (устно).
- Посмотрите на вторую строку в минутке чистописания. Где «спрятался» [й']? Что напоминает эта строка? (окончания прилагательных). Прописать соединения.
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы. Объясните свои действия.
3. Сообщение темы урока.
- Повторим всё о прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имён прилагательных, обобщим все наши знания.
4. Закрепление изученного материала.
А) На доске: (слайд 4)
О б л а к а
И н и й
П р и р о д а
С и р и б р и с т ы й
- Что объединяет эти слова? (слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова).
- Какое из них является лишним и почему? Исправьте ошибки в написании данных слов.
- В чём заключается различие прилагательных и существительных? (значение, вопрос).
- По форме изменения (прилагательные – изменяются по числам, падежам, а существительные имеют постоянный род, у прилагательных нет склонения).
- В чём сходство по форме изменения? (изменяются по числам, падежам).
- Составьте одно словосочетание, используя эти словарные слова, чтобы прилагательное серебристый сочеталось с одним из существительных.
- Какое словосочетание не употребили в речи?
- Определите и графически покажите связь главного и зависимого слова, определите род, число и падеж. Проверка.
- Когда зимой мы видим серебристые облака? А как вы себе представляете серебристый иней?
Б) Физминутка.
- Я буду называть словосочетания с прилагательными, если:
прилагательные женского рода – приседает 1 ряд;
прилагательные мужского рода – приседает 2 ряд;
прилагательные среднего рода – приседают все.
Зимний денёк, чудесная погода, раннее утро, робкий снежок, красивая птица, весёлые ёлочки, лунная ночь, забавный снеговик, снежный покров, широкое море.
В) – Сейчас вам предстоит работа, которую я назвала «цифровой диктант».
На доске: (слайд 5)
1 2 3 4 5
ая ое ый ые яя
- Я буду диктовать словосочетания прилагательного с существительным. Вам, ребята, надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание (один ученик на индивидуальной доске). Проверка.
Запорошенная земля, первый снежок, зимняя сказка, белоснежное поле, пушистые ели, холодный ветер, ранняя зима.
3 5 2 4 3 5)
- А теперь отправимся в зимний лес.
( На доске картина с изображением зимнего леса) (слайд 6)
Беседа по картине:
- Что изображено на картине?
- Какие чувства у вас пробуждает картина?
- Прочитайте текст. Какой это текст: описание или повествование?
На доске: (слайд 7)
Над п.лянкой круж.лся сн.жок.
Со..це св.тило светом.
А вокруг др.мали ёлочки.
- Чего не хватает в тексте – описании? (прилагательных)
- Отредактируем текст (коллективная работа устно).
- Озаглавьте текст.
- Запишите одно из отредактированных предложений. Укажите род и падеж прилагательных.
Проверка:
- Прочитать предложения (несколько вариантов).
- У всех разные прилагательные, а грамматические значения прилагательных у всех одинаковые. От чего это зависит?
- Для чего в нашей речи служат прилагательные?
Г) – Выполнить фонетический разбор слова солнце, ёлочки (по выбору учащихся) ( 2 ученика работают у доски). Проверка.
- На какие правила встретились слова? Вспомнить и привести примеры слов на эти же правила.
Д) - Вернёмся к картине. Подберите слова, в которых слышим [й'].
5. Итог урока.
- Теперь есть ли у вас сомнения по определению грамматических значений прилагательных?
- Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи." "
Это урок открытия новых знаний учащимися....
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Понятие об имени прилагательном как часть речи"
Понятие об имени прилагательном как часть речи, 3 класс...
Конспект урока русского языка на тему: "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи." 3 класс
Конспект урока русского языка....
Русский язык 2 кл. УМК «ШР» «Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи»
Цели деятельности учителя: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи, распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета, осознанно...
Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".
Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива
Технологическая карта, презентация и карточки для урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива...