Какое слово диктор «проглотил?»
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Реуцкая Елена Борисовна
Нетрадиционные приёмы работы с правилами на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Diktor.zip56.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Верхнемарково

«Какое слово проглотил диктор?»

Подготовила

учитель  начальных классов

Реуцкая Елена Борисовна

                                    с. Верхнемарково 2010

«Какое слово проглотил диктор?»

                                  Реуцкая Елена Борисовна 

учитель начальных классов

высшей  категории

                                                                                                                                       МОУ СОШ  С. Вехнемарково

                                                                                                                                                             Усть – Кутского

 муниципального образования

Иркутской области

В последнее время появилось множество публикаций, в которых разработаны упражнения для раз вития познавательных процессов на отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале. Действительно, развивать способ ности ребенка можно по-разному. Но думается, что учителю, который до лжен еще и научить, выгоднее всего отрабатывать познавательные навы ки именно на учебном материале. Например, развитие восприятия це лесообразно начинать на буквах рус ского алфавита - основе основ гра моты, память развивается при за учивании словарных слов и правил, мышление - на вопросах и задани ях, которые помогают включать учебные задачи в сознание учени ков.

Учитывая специфику содержания учебного материала, я подобрала психологические приемы по разви тию, направленные на преодоление трудностей обучения. Одна из них - труднозапоминаемые и легкозабываемые правила русского языка.

Приемы для заучивания правил (Кадр 2)

Для перехода заученного материала из кратковременной памяти в долгов ременную большую роль играют мно гократное повторение материала (пра вила), постоянное «мелькание» его пе ред глазами, т.е. все то, что способ ствует длительному стоянию материала в сознании, а значит, и его непроиз вольному запоминанию.

 Коллективная игра «Ваш пропуск, слово!» (Кадр 3)

Заучиваемое правило записывается учителем на доске. Каждое слово из правила (сначала первое, потом второе и т.д.) должно получить «пропуск» в пра вило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке.

В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся - защитники слов. Ведущий поочередно называет слова, входящие в правило. Контролер ждет, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если слово в правиле необходимо, то оно получает от контролера законный «пропуск». (На доске такое слово помечается любым условным знаком, например «плюсом».)

Предположим, заучивается правило о проверке парных согласных. Оно на чинается так: «Парные согласные в кор не слова перед глухими согласными надо проверять».

ПАРНЫЕ. - Защитники доказывают, что слово в правиле очень нужное - ведь если его убрать, то получится, что проверять надо все согласные подряд, а не 6 пар из них.

«Парные» получают «пропуск» в пра вило.

СОГЛАСНЫЕ. - Без этого слова в правиле не обойтись, так как если его опустить, то возникнет неясность, что именно из «парных» надо проверять. «Согласные» тоже идут в правило на «зеленый свет».

Подобным образом разыгрываются, и другие слова из правила. В процессе выдачи «пропусков» происходит самое важное: ребята глубже уясняют лекси ческое значение каждого слова и нуж ность его в правиле, а это неизбежно приводит к непроизвольному запоми нанию самого правила.

 Игра «В слово» (Кадр 4)

Надо рассказать правило по одному слову по порядку. Например, 1 -й ученик произносит «чтобы»; 2-й - «проверить»; 3-й - «безударную»; 4-й - «гласную» и т.д. Правило проговаривается несколь ко раз. При назывании слова важно быс тро встать и выпрямиться, а назвав сло во, сесть - тогда запоминанию поможет и память на движение. Если кто-то за бывает назвать свое слово, то за него отвечает следующий участник.

Секрет запоминания в том, что от вечающий произносит только одно сло во, а по правилам игры вынужден дер жать в уме все правило, причем долгое время (пока игра продолжается), т.к. неизвестно, какое из слов ему доста нется.

Выполнение заданий: «Найдите в правиле слова...» (Кадр 5)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

При заучивании того или иного правила учитель дает ребятам одно или несколько заданий (они перечислены ниже), выбирая наиболее подходящие из них в зависимости от изучаемого правила.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Примерные задания

Найдите в правиле слова:

1) состоящие из трех букв (затем из  четырех, из пяти букв и т.д.);                                                                                                                                                                                                                            

2) состоящие из одного слога (за тем из двух, трех и т.д. слогов);

3) с ударением на первом слоге (за тем на втором, третьем и т.д. слоге); (Кадр 6)

4) состоящие только из корня (или  из корня и суффикса, или из корня и приставки и т.д.);

5) с безударной гласной в корне сло ва (или в приставке, или в суффиксе, или в окончании) или с парной согласной, или с непроизносимой согласной, или с разделительным мягким знаком и т.д.; (Кадр 7)

6) отвечающие на вопрос кто? (или что?);

7) которые являются именами су ществительными (или именами прила гательными, или глаголами); (Кадр 8)

8) которые являются именами су ществительными в единственном числе (или во множественном числе), или име нами прилагательными того или иного рода, числа; или глаголами того или иного времени.

Рассказывание правила в разных вариантах и ролях (Кадр 9)

 1) Расскажи правило «по телефону» маме или товарищу. Попроси их прове рить, не делаешь ли ты в правиле оши бок.

Рассказывающий может нарочно сделать ошибку, которую должен найти ученик на другом конце «телефона», слу шающий за маму или товарища. Оцени ваются оба ученика.

2) Расскажи правило так, как рассказал бы ты первокласснику (или неграмотной бабушке, или своей собаке, или люби-                                           мой игрушке).

Рассказчик должен подготовить слушателя к восприятию пра-                                                    вила, т.е. предугадать, какие  сведения из правила ему не-                                                             известны, растолковать непонятные места.                                                                                                                                                                                                                                                            тебя

3) Игра «Поучи правилу   попугая».   (Кадр 10)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Один ученик выступает в    роли Учителя, другой играет  Попугая. Все остальные учащиеся - зрители и жюри.  «Учитель»   произносит    первую фразу из правила и  останавливается, ждет, пока    все это повторит «попугай». Если ошибок у «попугая» нет, то «учитель» проговаривает для    него второе предложение – и  «учеба» продолжается. Когда «попугай» выучит правило, актеры меняются ролями. После второй игры жюри ставит обоим игрокам оценки, учитывая не только знание правила, но и актерскую    исполнительность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            4) Расскажи так, как будто ты сам   сделал открытие правила. Образец: «Ре-  бята, эврика! Оказывается, в русском   языке есть слова, в которых некоторые    согласные не произносятся, а пишутся. Не верите? Тогда сравните написание    слов с их произношением: звездный, капустный, солнце, здравствуй. Заметили, что подчеркнутые согласные обозначают звук, который в слове не произносится? Я назвал эти согласные непроизносимыми.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Пересмотрев «Словарь русского   языка», я разведал, что непроизноси- мыми бывают согласные д, т, в, п. Наверное, вы опасаетесь за грамотность при написании слов с непроизносимыми согласными? Не бойтесь! Я приду-    мал правило для проверки таких слов. Вот оно:...»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    5) Передай правило по «радио», как    самую свежую новость.

Рассказчик должен сыграть роль радиокомментатора: «Внимание! Передаю последнее известие. Ученикам такого-то класса, такой-то школы (называется   конкретный класс и школа) только что стало известно, что «не» с глаголами пишется отдельно...» и т. д.

 6) Представь, что в очень большом зале, где тебе пришлось рассказывать правило, сломан микрофон, а ты так хочешь, чтобы люди, сидящие в зале, тебя услышали.

Рассказывающий говорит громко и очень четко, выразительно артикулируя губами и делая частые паузы в процес се выступления, чтобы убедиться, что каждое его слово доходит до слушате лей.

 7) Угадайте, какое слово «прогло тил» диктор телевидения.

В роли диктора - учитель или уче ник. «Диктор» рассказывает правило по предложению. Одно слово из предло жения «проглатывается». После каждо го предложения «диктор» останавлива ется. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».

8) Представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило: (Кадр 11)

а) очень жарко (отвечающий поминутно вытира ет пот со лба, помахивает перед лицом ладонью, надеясь охладиться);

б) очень холодно (рассказчик ежится от стужи, втягивает голову в плечи);

в) постоянно падает мел, и надо успевать и расска зывать правило, и поднимать мел.

9) Огромный воздушный шар уносит, тебя в прекрасное путешествие. Шар поднимает тебя все выше и выше. На прощание ты должен успеть рассказать правило тем, кто остается на Земле:

«До свидания, я скоро вернусь! По жалуйста, запомните, как определить падеж имени существительного: надо найти слово, от которого это существи тельное зависит, и от этого слова поставь вопро-о-о-с. (А голос все дальше, »    все тише...)»

 Рассказывание правила с разной    эмоциональной нагрузкой (Кадр 12)

     1) Расскажите правило весело или грустно.

     2) Все сведения, содержащиеся в правиле, возьмите под сомнение.

                Например: «Неужели гласные бывают безударными? Правда ли, что их обязательно надо проверять? Почему надо непременно подбирать проверочные слова? А что если проверочные слова будут не родственными, а любыми, первыми попавшимися? Зачем добиваться, чтобы в проверочном слове именно на эту гласную падало ударение? И т.д.»

3) Защитите правило или пожалейте  его.                                                                                                               Образец: «Дорогая Частица Не! Не огорчайся, что Глагол не хочет признать

тебя частью себя. Зато перед ним ты - самостоятельное слово, хотя и называешься Частицей. К тому же есть глаго лы, которых ты победила, и они уже не

могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить,  негодовать,  недоумевать».

Или: «Частица Не! Мы не дадим тебя мы в обиду Глаголу! Ему не удастся превратить тебя в приставку и сделать своей собственностью, потому что мы будем писать тебя отдельно от Глагола».

4) Расскажите правило так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех, кто в данный момент захочет подслушать его за дверью класса.

 Придумывание «усилений» для тех мест в правиле, которые особенно трудны для запоминания (Кадр 13)

|Вот примеры подобных «усилений».

1) Гласные в сочетаниях жи, ши, ча, зале,    ща, чу, щу пишутся не так, как слышат ся.

 2) К правилу о написании имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.   У женщин характер мягче, чем у мужчин, и написание совпадает: ж.р. ь, м.р.-.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 3) Запомните приставки с гласной «А»: (Кадр 14)

Красавица  ЗА-НА-НАД любит все на букву «А»: ананасы, апельсины, абрикосы. Остальные приставки пишутся с гласной «О».

       4) Гласные в суффиксах - ОЧК- ОВ слово    похожи на круглые линзы ОЧКОВ.

Список использованной литературы: (Кадр 15)

  1. В. В. Лайло «Повышение грамотности и психологическое развитие школьников» Гум. Изд. Центр Владос, 2001.

  1. В. В. Лайло «Обучение через развитие познавательных процессов» Изд-во Москва, 1994.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?

Урок русского языка во 2 классе по программме "Школа 2100". Цель: познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?...

Разработка урока по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?, а какие на вопрос КТО" с использованием ЦОР

Разработка урока по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100" на тему "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? , а какие на вопрос КТО?" с использование ЦОР...

Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие – на вопрос: что?

Планируемые результаты: Предметные·        Формируем умение ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов....

«Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?»

Данный урок по программе «Школа России», авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г в 1 классе , На данном уроке используется технология  деятельностного метода обучения, технология сотрудничества и ИКТ-...

План - конспект урока по русскому языку для 2 класса "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?"

План - конспект  урока  по русскому языку для 2 класса "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?" по ОС "Школа 2100" Цель  урока: формирование...