Урок русского языка во 2 классе на тему "Слог. Деление слов на слоги".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slog.delenie_na_slogi.zip | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№8» Кировского района г.Казани
Урок русского языка
во 2 классе.
УМК «Школа России»
Слог. Деление слов на слоги.
Подготовила и провела
Сёмина Светлана Александровна
учитель начальных классов
первой категории.
-Казань –
Тема урока: Слог. Деление слов на слоги.
Цели и задачи урока:
- Развитие умения делить слова на слоги, составлять из слов слова; развивать умения восстановления деформированного текста, распределения слов в алфавитном порядке;
- Использование индивидуальных особенностей учащихся в процессе получения новых знаний, умений и навыков по теме урока;
- Приучать детей высказывать свое мнение и уметь слушать чужое высказывание, а также работать в группах и прислушиваться к ответам одноклассников, не настаивая на своем, уметь признавать свои ошибки.
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Школа России». Русский язык: автор курса Рамзаева Т.Г.
Оборудование урока: любимые игрушки детей, карточки для индивидуальной, групповой работы.
Ход урока: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);
• игровые;
• личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
• проблемное обучение (частично – поисковое).
Оживляют урок игровые моменты, наличие в классе любимых игрушек детей.
План урока, хронометраж времени.
1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (1минута).
2. Словарная работа (5 минут).
а) работа с пройденными словами в группах
б) знакомство с новым словом
3. Письмо по памяти
4. Физминутка (1 мин).
5. Работа по теме урока (24 мин):
а) чтение стихотворения учителем;
б) работа в группах на деление слов на слоги;
в) работа с деформированным предложением;
г) игра «Собери урожай»;
д) физминутка для глаз (2 мин);
е) игра «Цепочки»;
6. Повторение пройденного (10мин):
а) работа в группах по распределению слов в алфавитном порядке
б) работа над звуковым анализом слов
7. Подведение итогов урока (1мин)
8. Рефлексия (1мин)
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по русскому языку, а направлять нас будут ваши любимые игрушки. На каждой игрушке прикреплено задание, а когда его выполнить нам поможет список нашего класса, который составлен в алфавитном порядке. Чья фамилия стоит первой по алфавиту? Аскарова Салавата. Какое задание принесла твоя любимая игрушка? (На игрушке- карточка: «Выполни словарную работу».)
II. Словарная работа (5 мин):
а) Работа в группах:
1группа: Списать словарные слова, вставить пропущенные буквы:
К.пуста, р.бочий, х.роший, т.традь, дев.чка, т.варищ, с.рока, п.суда.
2группа: Записать данные словарные слова в алфавитном порядке, вставив пропущенные буквы и поставив ударение в словах:
К.пуста, р.бочий, х.роший, т.традь, дев.чка, т.варищ, с.рока, п.суда.
б) Знакомство с новым словарным словом:
Ребята, чья фамилия следующая в списке класс? Игрушка Афанасьевой Кристины познакомит нас с новым словарным словом, но сначала надо подумать что это за слово, а потом записать в свои словарики.
Это слово имеет несколько лексических значений:
- Промышленное предприятие;
- Предприятие для разведения животных;
- Приспособление для приведения в действие механизма.
Это слово – ЗАВОД.
III. Письмо по памяти.
Игрушка Бустабановой Саши приготовила для нас задание – письмо по памяти.
По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры. (А.Балонский)
Текст записан на доске, после записи учащихся в тетрадях, учитель открывает запись и проводит с учащимися взаимопроверку записи стихотворения. После обмена тетрадями, учащиеся уже в своих тетрадях ставят красным цветом точки под буквами, обозначающие гласные звуки, и делят слова на слоги.
Учащиеся числовыми веерами показывают количество слогов в каждом слове.
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на слова, я думаю, что вы уже заметили закономерность, которая поможет нам определять количество слогов в словах. Послушаем ваши предположения.
Учащиеся делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.
IV. Физминутка.
Бустабанова вера предлагает вместе с её игрушкой провести физминутку.
V. Работа по теме урока.
А) Чтение стихотворения учителем и его анализ:
Вот так слова я перенес – е-два
И получил за это два.
Укол я перенес – у-кол
И получил за это кол.
Опять я перенес- о-пять,
Теперь, наверно, будет пять?
Б) Фамилия Габдрахмановой Лили следующая в алфавитном списке нашего класса, вот для вас задание от её игрушки:
Задание для первой группы: Необходимо подчеркнуть слова, в которых только два слога.
Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки,
И каждый шаг твой берегут
Её заботливые руки.
Задание для второй группы: Списать слова, разделив их на слоги.
_____________ наступила.
Высохли ______________,
И глядят уныло
Голые ________________.
Слова для справок: цветы, кусты, осень.
В) Игрушка Карачкова Артема принесла предложение, но по дороге произошло невероятное: все слова перепутались, и прочитать предложение невозможно. Давайте расставим слова по местам и запишем полученные предложения в тетради.
1 группа: а) Там, густо, ёлочки, молодые, зеленели.
б) В, золотистые, светились, березках, искорки.
2 группа: а) Девочки, через, шли, лес.
б) лесу, было, и, тихо, В, нарядно.
Учитель: Записав предложения, необходимо разделить слова на слоги. Все ли слова смогли разделить чертой на слоги? Нет. Почему? Правильно, слова там, шли, лес разделять не нужно, потому что в них только один слог.
Вывод: Если слово состоит из одного слога, то его нельзя разделить на слоги и, соответственно, нельзя переносить с одной строки на другую.
Г) Игра «Собери урожай».
Игрушка Кравченко Кати предлагает поиграть.
У учителя в корзине лежат яблоки, к которым прикреплены слова, надо взять яблоко и слово, записанное на карточке разделить на слоги.
Паук, заяц, радуга, лесник, дорога, буквари, стрекоза, ландыши, беседа, ученики, забор, баян.
Для слова, выделенного шрифтом необходимо записать транскрипцию, провести звуко-буквенный анализ слова. (Один ученик у доски выполняет задание, остальные в тетрадях. Затем проводится проверка выполненной работы.)
Д) Физминутка для глаз. (2мин.)
Е) Игрушка Назарова Аделя хочет с вами поиграть и предлагает из данных слогов составить цепочки слов.
Для этой работы ученики объединяются в группы и выполняют задание самостоятельно. По мере выполнения учитель проверяет составленные слова или, если есть необходимость, помогает той или иной группе.
1 группа: ду – ша – ры – жик. (Душа, шары, рыжик.)
2 группа: Ди – Ма – ри – На – та – ша. (Дима, Марина, Наташа.)
3 группа: но – ги – ря – би – на – ряд. (Ноги, гиря, рябина, наряд.)
Учитель: Выслушав представителей всех групп, подумайте и скажите: слова какой группы могут являться лишними и почему?
Дети: Во второй группе записаны одушевленные имена существительные собственные, а в 1 и 3 группе- неодушевленные имена существительные нарицательные.
VI. Повторение пройденного (10мин):
А вот игрушка Скворцовой Дианы хочет проверить вас на знание алфавита. Так совсем недавно вы изучали эту тему на уроках русского языка. Для выполнения данного задания возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, прочитайте слова, распределите их в алфавитном порядке, в этом же порядке запишите номера данных слов в тетради.
1 группа: 1) пенал; 2) карандаш; 3) книга; 4) линейка; 5) ученик; 6) парта; 7) урок; 8) букварь; 9) мел.
Запись в тетрадях: 8, 2, 3, 4, 9, 6, 1, 7, 5.
2 группа: 1) карандаш; 2) портфель; 3) ручка; 4) азбука; 5) дневник.
Запись в тетрадях: 4, 5, 1, 2, 3.
Далее проводится самопроверка работы учащимися.
Б) Работа над звуковым анализом слов.
А вот задание с игрушки Чироевой Снежанны: выписать слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв, доказать, записать в тетради, разделив на слоги.
Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дым.
Запись в тетрадях: су-харь, пу-зырь-ки, го-лубь.
Учащиеся проводят взаимопроверку, глядя на экран проектора.
VII. Подведение итогов урока. (1мин)
VIII. Рефлексия. (1 мин)
– Закончите предложения:
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
СПАСИБО ЗА УРОК! МОЛОДЦЫ!
Использованная литература:
- Александрова. Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»).- СПб.: Тритон, 1997г.
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика- в рифмовках занимательных: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994г.
- Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – Москва: АСТ, 1996г.
- Волина В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы: уроки русского языка. – М.: Аквариум, 1996г.
- Узденкова А., Сагирова О. Русский язык с увлечением! Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".
Дать представление о приставке как части слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"
Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 2 класс тема "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Технологическая карта урока. УМК "Начальная школа XXI века"....
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно писать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...
Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"
На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...