Внеурочное занятие по краеведению о. Сахалина
план-конспект занятия (4 класс)
Занятие с картой острова Сахалин. Знакомство с географическими названиями острова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_po_karte.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие «Я люблю свой остров Сахалин»
(занятие рассчитано на возраст 10-11 лет, время занятия 40 минут)
Цель: изучение краеведения Сахалинской области в игровой форме.
Задачи: познакомить с географическими названиями и расположением их на карте о. Сахалин;
повысить интерес к изучению своего родного края.
Оборудование и материалы: напольная карта о. Сахалин, ручки, маршруты (приложение 1-3), путевые заметки (приложение 4), название посёлка для приложения 1(каждая буква на отдельном листе: Тымовское), название города для приложения 2 (каждая буква на отдельном листе: Поронайск), название пролива для приложения 3 (каждая буква на отдельном листе: Лаперуза),
Сценарий занятия
- Здравствуйте, ребята! Вы уже много знаете про наш замечательный остров. А теперь представьте, что к вам приезжают самые любимые друзья из других городов. Они очень хотят узнать о вашей малой родине и полюбить её, так же как и вы. Сегодня на нашем занятии предлагаю вам исследовать остров Сахалин и составить лучший туристический маршрут. А для этого предлагаю разбиться на 3 группы (по 4-6 человек), изучить остров со всех сторон и найти лучшие места.
(деление на группы, выбор капитана и инструктаж)
- Теперь, когда мы поделены на три группы, можно отправляться в путешествие. Ваш путь будет увлекательным и интересным, но для этого вам предстоит подключить все ваши резервы (внимание, остроту зрения и любознательность).
(каждая группа получает маршрут и лист для путевых заметок и конверт с подсказкой, по которому нужно подготовить туристический маршрут для друзей и гостей нашего острова)
- На каждом маршруте есть остановки (в маршрутных листах они обозначены чёрными точками). В одном из заданий вам пригодиться конверт с подсказкой, берегите его. Останавливайтесь и записывайте все географические объекты (реки, озёра, города, проливы), которые указаны в заданиях и покажутся вам интересными. После вашего возращения вы поделитесь впечатлениями, и мы выберем самые интересные места для ваших друзей. Итак, в путь!
Далее ребята путешествуют по карте и делают записи. Если встречаются со сложностями, то учитель помогает. Это занимает примерно 10-15 минут.
- Я рада, что вы справились. Предлагаю каждой команде путешественников поделиться знаниями, которые получили.
Рассаживаемся вокруг карты.
Ребята рассказывают о своём путешествии и, как правило, приходят к выводу, что везде хочется побывать. Но при этом каждый сделает своё личное открытие.
- Были ли сложности в пути? Поделитесь.
- Какое открытие сделал каждый для себя?/Какое знание получил?/ Каким новым знанием обязательно поделитесь дома с родителями?
-Вы так интересно рассказывали, что мне захотелось прямо сейчас отправиться в путешествие по родному острову. Спасибо вам огромное!
Справка для учителя:
Приложение 1
Маршрут: г.Александровск-Сахалинский, мыс Елизаветы (самый северный), г. Оха, п.Ноглики, самая высокая гора на острове Сахалин – гора Лопатино 1609 м, п. Тымовское, п. Смирных.
Приложение 2
Маршрут: г. Поронайск, самая длинная река Поронай, г. Макаров, перешеек Поясок, г. Долинск, г. Южно-Сахалинск, юго-восточный «плавник» (п. Новиково, мыс Анива – маяк Анива….), г. Корсаков.
Приложение 3
Маршрут: г. Анива, м. Крильон, пролив Лаперуза, г. Невельск, г. Холмск, п. Чехов, г. Томари, п. Ильинский, залив Делангля, гора Краснова, село Бошняково.
Приложение 1
Добрый день, дорогие путники!
Вам несказанно повезло. Ваш путь пролегает через северную часть острова.
- Начинайте своё путешествие с города Александровск -Сахалинский.
!!!Назван в честь Российского императора Александра II. Был местом каторги для уголовных преступников. Оглядись вокруг, может, увидишь, ещё что-нибудь интересное..
Дальше вам предстоит длинная дорога. По пути не забывайте разглядывать местность и записывать интересные названия в свои путевые заметки.
- Поднимайтесь вверх острова вдоль пролива Невельского (кстати, до соседнего материка 7 км 300 метров) , искупнись в Амурском лимане, понаблюдай на воды залива Байкал, обогни полуостров Шмидта- ммм…какой же из мысов севернее? Мыс Марии или Елизаветы??? Определили? Обязательно запишите. И продолжайте свой путь по северо-западному берегу острова…. А вот и город Оха.
!!!Существует, такая легенда: однажды олени, испугавшись охотников, бросились бежать, и один упал в топкую глубокую яму. Когда охотникам удалось вытащить животное, то все увидели, что оленьи ноги и живот вымазаны чёрной маслянистой жидкостью. Молодой эвенк заметил, что кожа в этих местах полопалась и воскликнул: «Оха!», что по эвенкийски означает «плохо».
- Отлично пора посетить следующий город. Оооо! Это невероятно! Вам посчастливилось пройти по берегу залива Пильтун, а вы знаете, что это место кормления серых китов?! Идите вдоль берега и сделайте остановку в городе стоящем на реке Тымь. Оглянись вокруг, что интересного заметили? Не забудьте сделать записи.
Кстати, река Тымь – самая полноводная река острова.
- Устали? Тогда дальше отправляйтесь на поезде. Глядите во все глаза, и тогда не пропустите самую высокую гору острова Сахалин. Обязательно запишите её название и высоту, что бы рассказать своим друзьям.
А чтобы выйти на нужной станции, соберите буквы в конверте в правильном порядке.
- Следующий город завершит ваше путешествие, поэтому прогуляйтесь по долине и не забудьте записать её название.
Во время японского правления этот город назывался Кэтон. А когда были бои за освобождение острова, погиб командир батальона Леонид Смирных, в честь которого и был назван город. Догадались какой?
Вот и завершилось ваше путешествие. Расскажите ребятам, что интересного узнали и что видели во время путешествия!!!
Приложение 2
Добрый день, дорогие путники!
Вам несказанно повезло. Ваш путь пролегает через юго-западную часть острова.
- Первый город ждёт своих путешественников, но для того, чтобы узнать его название собери буквы в конверте.
!!! Оглядитесь вокруг и увидите самую длинную реку (350 км) со схожим названием, а еще самое большое озеро острова. Самые зоркие найдут терпеливый полуостров, а рядом островок. Кстати, не забудьте сделать записи в путевые заметки.
- Дальше садитесь на поезд. По пути не забывайте разглядывать местность и записывать интересные названия. Город назван в честь русского флотоводца адмирала Степана Макарова.
!!!Обрати внимание, что это самый маленький город по численности населения.
- Это невероятно! Вам посчастливилось идти мимо удивительного места.
Кстати, уникально это место, потому что имеет самую маленькую ширину острова – 26 км и называется перешеек Поясок. Не забудьте сделать заметку.
Отлично пора посетить следующий город, который находится в Сусунайской долине, там где объединяются три реки – Долинка, Большое Такое и Найба.
- Пора в путь. Прогуляйтесь вдоль хребта, до столицы острова Сахалин.
С 1905 г про 1945 г японцы называли город Тоёхара.
Оглядись вокруг, может, увидишь, ещё что-нибудь интересное..
- Перед финишом внимательно изучите юго-восточный «плавник». Следующий город Корсаков завершит ваше путешествие. После долго пути искупайтесь в бухте Лососей.
Вот и завершилось ваше путешествие. Расскажите ребятам, что интересного узнали и что видели во время путешествия!!!
Приложение 3
Добрый день, дорогие путники!
Вам несказанно повезло. Ваш путь пролегает через юго-восточную часть острова.
- Начинайте своё путешествие с города Анива.
!!!Основан как деревня Лютога. В 1946 году получил статус города и название по заливу на берегу, которого находится. Оглядись вокруг, может, увидишь, ещё что-нибудь интересное..
Дальше вам предстоит длинная дорога. По пути не забывайте разглядывать местность и записывать интересные названия в свои путевые заметки.
- Идите на юго-западный «плавничок», разглядели название мыса? Что бы убедиться в правильности, сложи буквы и узнай название пролива, который омывает этот мыс. Не забывайте делать записи в путевых заметках.
Время идти по западному побережью вдоль хребта. А вот и город!
!!!Вы легко его найдете, ведь он уникальный. В черте города находится брекватер, куда приходят сивучи отдохнуть и погреть свои бока.
- Устали? Тогда дальше отправляйтесь на поезде. Глядите во все глаза, и тогда ничего не скроется от ваших зорких глаз, ни названия рек, ни высоты гор, а тем более Южно-камышовый хребет, кстати, нашли его?
!!! Город Холмск, в который вы прибыли, при японцах назывался Маока. Здесь находится единственная в России морская паромная переправа.
- Следуйте далее до залива Делангля и записывай названия населённых пунктов по пути. Оглянись вокруг, что интересного заметили? Не забудьте сделать записи.
- Не забудьте забраться на гору Краснова и записать ее высоту.
Кстати, знайте! Это не просто гора, а потухший вулкан, которому миллионы лет.
- Пора завершать маршрут. Идите в село Бошняково и искупайтесь в Татарском проливе.
.
Вот и завершилось ваше путешествие. Расскажите ребятам, что интересного узнали и что видели во время путешествия!!!
Приложение 4
Путевые заметки
Название города | Название рек, гор, хребтов, мысов, заливов… | Особенности, замеченные путешественниками |
Тымовское
Поронайск
Лаперуза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная деятельность - занятие по краеведению "Моя малая родина" (конспект+ презентация)
Описание материала: конспект данного занятия относится к внеурочной деятельности младших школьников. Эта разработка будет полезна учителям начальных классов, методистам, как вариант работы с детьми по...
Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"
Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....
Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению.
Технологическая карта по краеведению....
Внеурочное занятие по краеведению в 4 классе "Куйбышев - запасная столица"
Внеурочное занятие по краеведению "Куйбышев - завпасная столица"....
Внеурочное занятие по краеведению в 1 «А» классе на тему: «Дом, в котором мы живем»
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с домом как необходимой и важнейшей...
Внеурочное занятие по краеведению "Моя малая родина" для учащихся 1-4 классов
Сохранение культурного наследия малой родины...
- Мне нравится (1)